Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стратеги нелокального значения: чем угрожают России B-52 близ границ?


24 марта 2019 года Илья Крамник, Известия


Переброска бомбардировщиков B-52 в Европу стала одним из наиболее значимых военных событий последних недель. Американские стратегические бомбардировщики приняли участие в совместных учениях с европейскими странами НАТО и совершили несколько полетов поблизости от границ России. Чем могут угрожать эти самолеты, разбирались «Известия».

Долгая жизнь старой машины

Модификация B-52H стала в свое время последней серийной версией этого самого знаменитого американского «стратега». В отличие от предшествующих моделей, эта версия не участвовала во Вьетнамской войне: ее главной задачей было боевое дежурство на авиабазах в США и за их пределами на случай возможной третьей мировой. Тогда, в 1960-х годах, никто не предполагал, что B-52H предстоит остаться в строю и в XXI веке.

Эти самолеты всегда воспринимались как серьезная угроза, особенно после появления в 1970-х годах крылатых ракет большой дальности ALCM. Первой войной для B-52H стала югославская кампания в 1999 году, когда все предшествующие версии этого самолета уже ушли на авиационные кладбища или в разделку в рамках договора о сокращении наступательных вооружений.

Тогда B-52H начали осваивать конвенциональные задачи: от применения крылатых ракет большой дальности в неядерном снаряжении до использования противокорабельных ракет и различных типов управляемых авиабомб. Они использовались в том числе в недавних операциях в Ираке и Афганистане, среди прочего выполняя задачи поддержки войск на поле боя с применением высокоточных боеприпасов.

Существующие планы предусматривают продолжение службы этих машин как минимум до 2040-х годов — с обновлением системы управления, увеличением номенклатуры используемых неядерных боеприпасов, совершенствованием комплекса радиоэлектронной борьбы и т.д.

Что интересно, в составе ВВС США B-52 переживет, скорее всего, и принятый на вооружение в 1980-х годах B-1B, и пришедшие в 1990-х «невидимки» B-2, которые уже в 2020–2030-х годах заменят на перспективный B-21 Raider.

Неочевидные угрозы

Оценивая угрозу со стороны B-52 и других «стратегов», стоит иметь в виду именно их возросшие возможности в применении неядерных средств. Особенно актуальным это может оказаться в связи с активностью B-52 близ военно-морских баз, будь то Балтика, Север, Тихий океан или Черное море (где полеты этих самолетов ожидаются в ближайшее время).

Главным оружием бомбардировщика в этих условиях могут оказаться вовсе не бомбы или крылатые ракеты, а морские мины, возможности которых в последние годы резко возросли. Речь идет, в частности, о минах Quickstrike-ER, выполненных на основе корпусов свободнопадающих авиабомб и оснащенных комплектом управления JDAM-ER (Joint Direct Attack Munition – Extended Range), куда входят крылья и система управления на основе спутниковой навигационной системы GPS для повышения точности и дистанции постановки. Такие мины можно сбрасывать с расстояния в 50 морских миль (свыше 90 км), не входя в зону действия большей части средств ПВО.

Раньше это было невозможно — предыдущие версии «Квикстрайков» сбрасывались так же, как обычные авиабомбы. Для их точной постановки приходилось снижаться и выходить непосредственно в район минирования, что сильно повышало риск быть сбитым.

Мины «Квикстрайк» фактически являются целевым оружием «запирания» военно-морских баз. Они оснащаются комбинированным магнитным/сейсмическим/гидродинамическим взрывателем, а их система управления позволяет распознавать цели по «комплексному» портрету, включающему акустические, магнитные и другие характеристики, и не реагировать на тралы и ложные цели, что сильно осложняет их обнаружение и ликвидацию. Мины могут ставиться с самолетов разных типов, включая истребители, противолодочные самолеты и, наконец, стратегические бомбардировщики. При этом если B-52 на расстоянии 100 км от цели можно обнаружить и перехватить, то с малозаметным бомбардировщиком это будет значительно сложнее, и вероятность его успешной миссии окажется намного выше.

Простота изготовления «умных» мин в сочетании с относительно небольшой стоимостью делает их опасным оружием: речь идет о системе, которая может выставляться с высокой точностью в количестве десятков единиц, образуя плотные и очень труднопреодолимые «минные банки».

Готовых рецептов здесь нет, если не считать упреждающего развертывания сил флота в угрожаемый период с выходом кораблей в море и на запасные базы, однако проблемы возможного «запирания» главных баз флота это не решит, и даже всемерное усиление ПВО не гарантирует отсутствия возможности проведения противником подобной минной операции.

Не только Россия

С этой угрозой — вероятным применением стратегических бомбардировщиков ВВС США в начальной фазе гипотетического конфликта для активной минной операции против военно-морских баз — сталкивается не только Россия. Перед ней стоит и Китай, активно строящий флот, который вскоре сможет соперничать с американским по числу боеготовых боевых кораблей дальней морской и океанской зоны.

Естественным преимуществом США в возможных конфликтах что с Россией, что с Китаем является то, что Вашингтон располагает базами поблизости от территории РФ и КНР, что в значительной мере упрощает такие операции, тогда как Москва и Пекин подобных баз близ американских берегов не имеют.

Резкий рост «минной угрозы», скорее всего, приведет в ближайшее время к росту спроса на противоминное оружие. ВМФ России планирует до 2027 года получить 10 тральщиков нового поколения, построенных по проекту 12700, однако и к их количеству, и к характеристикам есть вопросы. В целом число тральщиков, которыми сегодня располагает ВМФ России, крайне недостаточно, при этом их оснащение оценивается в условиях нового поколения минного оружия как устаревшее. В случае конфликта это может привести к параличу действий флота, учитывая небольшое количество крупных боевых кораблей (в том числе атомных подлодок) и высокий риск их потери в подобных условиях.

Очевидным решением представляется повышение приоритета противоминной обороны в новой госпрограмме вооружения, включая не только строительство тральщиков, но и вертолетов и подводных аппаратов, предназначенных для борьбы с минной угрозой, но возможные параметры этой угрозы и средств ее парирования пока — по крайней мере, публично — представителями Министерства обороны никак не комментировались.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer