Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Есть у лётчика мечта – высота


22 марта 2019 года Роман Бирюлин, Красная звезда


Экипажи оперативно-тактической авиации Липецкого авиацентра Воздушно-космических сил готовятся к лётно-тактическим учениям. В ходе полётов экипажи истребительной и бомбардировочной авиации отрабатывают как боевое применение по наземным целям на полигоне Погоново в Воронежской области, включая пуски неуправляемых ракет, стрельбу из авиационных пушек и бомбометание, так и перехваты воздушных целей, элементы ближнего манёвренного воздушного боя, фигуры сложного и высшего пилотажа, а также дозаправку в воздухе.

– Вы не подумайте, что оказались у нас как раз в момент какой-то особенной программы, – говорит заместитель командира полка по военно-политической работе подполковник Алексей Куракин, лётчик 1-го класса. – Всё, что вы сегодня увидите, – это наша ежедневная работа. Более того, мы сейчас переключаемся «с зимы на лето», поэтому полёты будут менее интенсивными, в небо поднимутся всего порядка 20 самолётов.

Липецкий авиацентр ВКС России ведёт свою историю с января 1949 года, когда в Ворошиловском районе Саратовской области был сформирован 4-й Учебный центр истребительной авиации. После этого центр несколько раз менял место дислокации, пока в 1960 году не обосновался в Липецке.
– Сегодня центр является специальным лётно-методическим, исследовательским и учебным соединением, предназначенным для разработки и развития способов боевого применения военной авиации, обучения и переучивания лётного состава на существующие и поступающие на вооружение авиационные комплексы и средства поражения, – рассказывает подполковник Куракин. – Во многом благодаря бывшему начальнику центра генерал-майору Александру Харчевскому с 2002 года к нам стали распределять лучших выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. А ведь было много противников этого. Мол, молодой лейтенант – и сразу в центр. Однако Александр Нико­лаевич тогда инициировал программу «от лейтенанта до командира полка», и сейчас один из тех 10 молодых офицеров командует полком в Бельбеке, в Крыму, другой – командует полком в Липецке, двое – начальники отделов в Липецком центре, трое – заместители командиров полков. Безусловно, тот эксперимент удался. Поэтому когда к нам ежегодно приходит молодое пополнение, уже никто не говорит, что, мол, им ещё рано здесь служить.

С появлением сверхсовременных самолётов типа Су-35 стало возможным проводить бой  на управляемом векторе тяги

Тех, кого мы хотим взять, «ведём» с курсантской скамьи. Как вы знаете, у нас в центре есть пилотажная группа «Соколы России», участница различных авиашоу и парада Победы на Красной площади. Попасть в неё крайне сложно. Туда отбираются лучшие из лучших. Так вот, в этом году «Соколы России» планируют принять в свои ряды капитана Виталия Сорокина. А ведь Виталий ещё совсем недавно пришёл к нам лейтенантом. Тем не менее опытные инструкторы полетали с ним и решили взять его к себе.

Хотя фраза «Победа в небе куётся на земле» в большей степени относится к инженерно-авиационной службе, готовящей самолёт к полёту, её в принципе можно применить и к занятиям лётчиков на тренажёрах. Ведь ни одно полётное задание в небе не будет выполнено, пока лётчик не отработает его на земле – на тренажёрах. Благо с ними в Липецке проблем нет. Причём в связи со спецификой центра и наличием нескольких типов самолётов тренажёров тоже несколько.

– Отрабатываю взлёт и посадку на Су-30СМ, – комментирует свои действия капитан Анатолий Сопин. – Ведь, как говорится, без взлёта нет не только посадки, но и самого полёта. На моём тренажёре установлена карта Липецка, поэтому все полёты здесь мы совершаем с нашего аэродрома около нашего города и над ним. Что сложнее, взлетать или садиться? И там, и там есть свои сложности. Знаете, как у нас говорят: «Взлёт опасен, полёт прекрасен, а посадка сложна».

По соседству с тренажёром Су-30СМ установлен тренажёр Су-25. Судя по картинке на огромном экране перед фюзеляжем штурмовика, полётное задание у лётчика – самое боевое, он занят уничтожением бронетехники и огневых средств противника. На третьем тренажёре в кабине Су-34 сидят два штурмана: майор Геннадий Бартязов и лейтенант Владислав Калиниченко. За плечами обоих – учёба в Челябинском филиале ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Согласно полётному заданию, они отрабатывают боевое применение по земле и по воздуху.

– На предыдущих тренажёрах вы видели одиночную работу лётного состава, – говорит Геннадий. – На этом же тренажёре происходит передача опыта младшему поколению от более старшего. В данный момент мы осуществляем бомбометание управляемыми ракетами «воздух–земля», а также отрабатываем взаимодействие штурмана с органами управления при полёте по маршруту. Чтобы вы понимали, в данный момент я сижу в кресле лётчика и стараюсь где-то подсказать, где-то научить Владислава. Когда 18 лет назад я молодым лейтенантом пришёл в полк, меня тоже натаскивали более опытные инструкторы.

Также на этом тренажёре можно обучить лётный состав до­заправке Су-34 в воздухе, по словам лётчиков, одному из самых тяжёлых элементов. Ведь для её осуществления необходимо соблюдение ряда требований. Например, дозаправка в воздухе производится на высотах до 6 тысяч метров при скорости 550–600 км/ч, при этом дистанция между самолётами составляет около 20 метров. Кроме того, к дозаправке допускаются только лётчики 1-го и 2-го классов, налёт которых составляет более 400 часов.

Подтверждает слова лётчиков и начальник медслужбы полка старший лейтенант медслужбы Андрей Медведев.

– По своему опыту могу сказать, что у некоторых лётчиков после дозаправки в воздухе скачет давление, – признаётся начмед полка. – Не у всех, но есть такие. Связано это с излишним волнением. Казалось бы, всё просто. Подлетел, дозаправился и полетел дальше, но нет. Большинство гораздо проще переносят выполнение такого упражнения, как «Особый случай», когда во время полёта на тренажёре приходится отрабатывать различные нештатные ситуации, будь то отказ двигателя или пожар.

Тем временем на аэродроме стало шумно. В небо взмывают стальные птицы. У всех своё полётное задание. Кто-то взлетел и взял курс на Воронеж­скую область, чтобы отработать боевое применение по наземным целям на полигоне Погоново, а кто-то прямо над аэродромом разыгрывает «ближний воздушный бой» пара на пару на Су-35. Зрелище, конечно, потрясает.

– Ближний воздушный бой достаточно часто демонстрируется на различных авиашоу, – рассказывает подполковник Куракин. – Упражнение, конечно, сложное, но не настолько, как «неоговорённый бой». Ведь всё изначально известно: кто за кем следует, кто потом идёт на хитрость и перестраивается, ловя в капкан противника. «Неоговорённый бой» – это полная импровизация. Единственное, что утверждается, так это зона этого боя. Например, участок 20 на 40 км, из которого нельзя вылетать. С появлением сверхсовременных самолётов типа Су-35 стало возможным проводить бой на управляемом векторе тяги. Когда один самолёт неожиданно для противника зависает в воздухе, разворачивается вокруг своей оси и уже сам готов к лобовой атаке. Конечно, с появлением новой техники служба становится всё интереснее. Сейчас в нашем полку многие буквально грезят многофункциональным истребителем пятого поколения Су-57. Я на нём ещё не летал, но те из ребят, кто попробовал его, остались под сильным впечатлением. Говорят, что более чувствительной машины ещё не было. Вот ждём, когда эти самолёты и до нас доберутся.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований



Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer