Ошибка в модернизации?
"Я скорее полагаю, что ошибка заключалась в том, что самолет Boeing 737 Max 8 был модернизирован частично, а не построен заново, как полноценный летальный аппарат. И наконец, пилоты должны были, конечно, быть проинформированы об особенностях лайнера", — рассказал агентству немецкий адвокат, профессор Технического университета Берлина и специалист по воздушному праву, доктор Эльмар Гиемулла.
По словам эксперта, особенностью разработки Boeing 737 Max 8 стало то, что он был не самостоятельным проектом, а только модификацией Boeing 737, который "в течение десятилетий считался надежной машиной и "рабочей лошадкой" авиации". Однако Boeing был вынужден конкурировать с Airbus, в частности с моделью A320neo, которая отличалась "большой экономичностью".
"В результате, из расчетов стоимости, было принято решение навесить на старую 737-ю модель экономичные двигатели. Однако они намного крупнее обычных. Чтобы избежать того, чтобы они касались земли, их разместили немного дальше впереди от крыла. Это, в свою очередь, приводило к тому, что двигатели создавали нежелательное ускорение при наборе высоты, в результате чего самолет "задирал нос". Это, в свою очередь, нейтрализовалось включением программного обеспечения MCAS, которое в таких случаях снова "опускало нос". Об этом Boeing не сообщил покупателям и их пилотам и не обучил их должным образом", — объяснил Гиемулла.
По мнению собеседника РИА Новости, именно это и привело к катастрофе в Индонезии, когда пилоты более 20 раз пытались выровнять самолет, но "проиграли битву".
Доля правды за Трампом
Президент США Дональд Трамп, комментируя крушение самолета Boeing в Эфиопии, посетовал на то, что современные лайнеры становятся слишком технически сложными для пилотов, в то время как "старое и простое" зачастую работает лучше.
Доктор наук, профессор авиадинамики, авиамеханики и авиастроения в Технической высшей школе в Ингольштадте Эроль Эзгер рассказал РИА Новости, что он отчасти согласен с американским лидером, ведь "сложный и слишком умный самолет не может контролироваться".
"Но сложность сама по себе не является проблемой. Сложность требует тщательного подхода и необходимых ресурсов. Поскольку люди длительный период времени могли разрабатывать и эксплуатировать очень сложные самолеты, принципиально важна эффективность всех партнеров — будь то производители самолетов, органы регистрации или авиакомпании", — сказал он.
По словам профессора, "большая проблема — это ухудшающиеся условия, в которых людям приходится работать", в частности "нехватка необходимых ресурсов, таких как персонал и время, ради снижения затрат и максимизации прибыли". Все это может привести к тому, что "источниками ошибок могут стать как производитель, так регулирующие органы и авиакомпания", так как "эти три элемента цепочки, которые находятся под давлением в рамках ориентированного на прибыль мышления", считает Эзгер.
"Если вы серьезно говорите о безопасности, вы должны усилить эти элементы цепочки. Другими словами, работники производителя, правительственных учреждений и авиакомпаний должны быть более независимыми от времени и затрат, чтобы иметь возможность справляться с вещами с необходимой тщательностью, чтобы наконец обеспечить безопасность самолета", — добавил Эзгер.
Как подытожил собеседник агентства, искусственное ограничение сложности не может быть решением, если на переднем плане — время и затраты.
Катастрофы с участием Boeing 737 Max 8
Самолет Boeing 737 Max 8 Ethiopian Airlines, на борту которого находились 157 человек, разбился недалеко от эфиопского города Дэбрэ-Зэйт утром 10 марта. Погибли граждане 35 стран, в том числе трое россиян.
Как сообщил гендиректор перевозчика, перед трагедией пилоты пожаловались на неполадки "с управлением полетом".
Это вторая катастрофа с самолетами Max 8 за пять месяцев: в октябре прошлого года потерпел крушение лайнер индонезийской Lion Air. Погибли 189 человек.
После трагедии некоторые страны, в частности США, Канада, Китай, Австрия, Франция, Италия и Швейцария, Грузия, Мексика, Индия, Япония, а также Россия, запретили полеты Boeing этой модели.