Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кошелек или жизнь. Сколько денег потеряют компании из‐за отказа от Boeing 737 Max


15 марта 2019 года Ксения Чемоданова, Ксения Чернухина, 360TV


На третий день после крушения лайнера в Эфиопии США и Канада отказались от эксплуатации Boeing 737 Max 8. Североамериканские власти ввели мораторий на полеты вслед за рядом европейских и азиатских государств. Росавиация официально ввела запрет на появление в российском небе лайнеров семейства Max, а S7 Airlines, в парке которой есть подобные самолеты, уже отказалась от бортов. Приведет ли остановка полетов к многомиллионным убыткам перевозчиков, разбирался «360».

В четверг, 14 марта, в 06:30 по московскому времени, последние самолеты модели Boeing 737 Max 8 приземлились в Сан-Франциско и канадском аэропорту Галифакс. С этого момента эксплуатация всех бортов типа Max 8 официально прекращена во всем мире, свидетельствуют данные портала Flightradar24.

Кроме того, власти некоторых стран запретили авиалиниям использовать все лайнеры семейства Max. Так, президент США Дональд Трамп запретил полеты Boeing 737 Max 8, 737 Max 9 и других самолетов этого типа в воздушном пространстве США. По его решению лайнеры останутся на земле до тех пор, пока Boeing не выяснит причины двух крушений, произошедших за последние полгода. В этих условиях корпорации ничего не оставалось, как обратиться к Федеральному управлению гражданской авиации США с просьбой остановить полеты моделей 737 Max 8 и 737 Max 9. Вслед за Америкой поставили в ангары лайнеры семейства Boeing и авиационные власти Канады.

Напомним, 10 марта самолет Boeing 737 Max 8 авиакомпании Ethiopian Airlines рухнул спустя 10 минут после взлета из столицы Эфиопии — Аддис-Абебы. Жертвами катастрофы стали 157 человек, включая трех россиян. За полгода до этой катастрофы лайнер той же модели разбился спустя 13 минут после взлета в Джакарте. Тогда погибли 189 человек.

На следующий день после крушения на Африканском континенте полеты на этих бортах официально прекратили Индонезия, Эфиопия, их примеру последовали Монголия и Китай. Затем 12 марта эксплуатацию запретила EASA, отвечающая за полеты в Европе. Также в четверг, 14 марта, Росавиация запретила полеты Boeing 737 Max. С этого момента над территорией России борта этой модификации не должны появляться. Распоряжение будет действовать до особого указания ведомства.

«Росавиация через средства авиационной связи разослала уведомление NOTAM о том, что в воздушном пространстве Российской Федерации полеты самолетов этой модификации до особого указания запрещены», — отметил руководитель ведомства Александр Нерадько.

Убытки в небе

Между тем единственная российская авиакомпания, S7 Airlines, у которой в парке имеются Boeing 737 Max, еще 12 марта перестала осуществлять рейсы на проблемных «боингах». В компании отметили, что «это решение не повлияет на регулярность рейсов и все полеты будут осуществляться в штатном режиме».

Впрочем, опрошенные «360» участники рынка уверены, что простой бортов может принести существенные издержки авиакомпаниям, которые все равно будут вынуждены тратить средства на их содержание.

«Из-за сложившейся ситуации авиакомпании вынуждены искать другие борта для исполнения своих обязательств перед пассажирами. Плюс они обязаны продолжать выплачивать деньги за лизинг борта и тратить средства на обслуживание машин. Все это выливается в многомиллионные издержки для авиакомпаний, которые Boeing, судя по их официальным сообщениям, возмещать пока не собирается», — подчеркнул в разговоре с «360» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Если процедура выяснения причин затянется на месяцы, то авиалинии вынуждены будут вписать новую статью расходов в свой годовой бюджет, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

«Если речь пойдет о возврате лайнеров на заводы для устранения неполадок, то авиалинии могут начать отказываться от бортов. Кроме того, если расследование покажет, что в крушениях виноват Boeing, который допустил неточности при производстве новых лайнеров, то авиалинии имеют право на возмещение понесенных убытков», — заметил собеседник «360».

Каталожная цена одного борта серии Max составляет порядка 117 миллионов долларов — суммарный размер исков компаний к производителю может исчисляться миллиардами долларов, подсчитал Гусаров. Первые иски от перевозчиков не заставили себя долго ждать: накануне компания Norwegian заявила, что не будет эксплуатировать 18 лайнеров Boeing 737 Max, а оплату возросших издержек намерена взыскать с Boeing через суд.

Отложенные издержки

Примечательно, что убытки могут понести даже те перевозчики, в авиапарках которых еще нет подобных лайнеров, добавляют эксперты. Дело в том, что новейшие модели Boeing считаются одними из самых популярных у авиакомпаний, которые заказали концерну уже пять тысяч бортов семейства Max. «Если компании заключили твердые контракты, то отказаться от лайнеров без потери невозвращаемого аванса перевозчикам будет сложно. Возместить убытки авиалинии смогут только в том случае, если Boeing с оглядкой на форс-мажорную ситуацию пойдет на уступки», — отметил Гусаров.
 
ПОПУЛЯРНОЕ В СЕТИ

Российские авиалинии также заключили контракты с Boeing. S7 Airlines должна получить пять лайнеров типа 737 Max 8 до конца года. Еще около 30 бортов 737 Max 8 планирует закупить дочка «Аэрофлота» — лоукостер «Победа». В парке компании уже значится 20 самолетов предыдущего поколения — Boeing 737-800. Кроме того, «Уральские авиалинии» оформили крупную сделку по операционному лизингу 14 новых воздушных судов типа Boeing 737 Max 8 сроком на 12 лет.

Также в начале мая 2018 года Utair заключил твердый контракт на 30 самолетов аналогичной комплектации. Как рассказали «360» в пресс-службе перевозчика, Utair не собирается принимать решение по сделке до окончания расследования по факту крушений. «Utair ждет результатов расследования и не планирует получать Boeing 737 Max, пока не получит 100% гарантию его безопасности от производителя», — подчеркнули в компании.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer