В четверг, 14 марта, в 06:30 по московскому времени, последние самолеты модели Boeing 737 Max 8 приземлились в Сан-Франциско и канадском аэропорту Галифакс. С этого момента эксплуатация всех бортов типа Max 8 официально прекращена во всем мире, свидетельствуют данные портала Flightradar24.
Кроме того, власти некоторых стран запретили авиалиниям использовать все лайнеры семейства Max. Так, президент США Дональд Трамп запретил полеты Boeing 737 Max 8, 737 Max 9 и других самолетов этого типа в воздушном пространстве США. По его решению лайнеры останутся на земле до тех пор, пока Boeing не выяснит причины двух крушений, произошедших за последние полгода. В этих условиях корпорации ничего не оставалось, как обратиться к Федеральному управлению гражданской авиации США с просьбой остановить полеты моделей 737 Max 8 и 737 Max 9. Вслед за Америкой поставили в ангары лайнеры семейства Boeing и авиационные власти Канады.
Напомним, 10 марта самолет Boeing 737 Max 8 авиакомпании Ethiopian Airlines рухнул спустя 10 минут после взлета из столицы Эфиопии — Аддис-Абебы. Жертвами катастрофы стали 157 человек, включая трех россиян. За полгода до этой катастрофы лайнер той же модели разбился спустя 13 минут после взлета в Джакарте. Тогда погибли 189 человек.
На следующий день после крушения на Африканском континенте полеты на этих бортах официально прекратили Индонезия, Эфиопия, их примеру последовали Монголия и Китай. Затем 12 марта эксплуатацию запретила EASA, отвечающая за полеты в Европе. Также в четверг, 14 марта, Росавиация запретила полеты Boeing 737 Max. С этого момента над территорией России борта этой модификации не должны появляться. Распоряжение будет действовать до особого указания ведомства.
«Росавиация через средства авиационной связи разослала уведомление NOTAM о том, что в воздушном пространстве Российской Федерации полеты самолетов этой модификации до особого указания запрещены», — отметил руководитель ведомства Александр Нерадько.
Убытки в небе
Впрочем, опрошенные «360» участники рынка уверены, что простой бортов может принести существенные издержки авиакомпаниям, которые все равно будут вынуждены тратить средства на их содержание.
«Из-за сложившейся ситуации авиакомпании вынуждены искать другие борта для исполнения своих обязательств перед пассажирами. Плюс они обязаны продолжать выплачивать деньги за лизинг борта и тратить средства на обслуживание машин. Все это выливается в многомиллионные издержки для авиакомпаний, которые Boeing, судя по их официальным сообщениям, возмещать пока не собирается», — подчеркнул в разговоре с «360» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Если процедура выяснения причин затянется на месяцы, то авиалинии вынуждены будут вписать новую статью расходов в свой годовой бюджет, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
«Если речь пойдет о возврате лайнеров на заводы для устранения неполадок, то авиалинии могут начать отказываться от бортов. Кроме того, если расследование покажет, что в крушениях виноват Boeing, который допустил неточности при производстве новых лайнеров, то авиалинии имеют право на возмещение понесенных убытков», — заметил собеседник «360».
Каталожная цена одного борта серии Max составляет порядка 117 миллионов долларов — суммарный размер исков компаний к производителю может исчисляться миллиардами долларов, подсчитал Гусаров. Первые иски от перевозчиков не заставили себя долго ждать: накануне компания Norwegian заявила, что не будет эксплуатировать 18 лайнеров Boeing 737 Max, а оплату возросших издержек намерена взыскать с Boeing через суд.
Отложенные издержки
Российские авиалинии также заключили контракты с Boeing. S7 Airlines должна получить пять лайнеров типа 737 Max 8 до конца года. Еще около 30 бортов 737 Max 8 планирует закупить дочка «Аэрофлота» — лоукостер «Победа». В парке компании уже значится 20 самолетов предыдущего поколения — Boeing 737-800. Кроме того, «Уральские авиалинии» оформили крупную сделку по операционному лизингу 14 новых воздушных судов типа Boeing 737 Max 8 сроком на 12 лет.
Также в начале мая 2018 года Utair заключил твердый контракт на 30 самолетов аналогичной комплектации. Как рассказали «360» в пресс-службе перевозчика, Utair не собирается принимать решение по сделке до окончания расследования по факту крушений. «Utair ждет результатов расследования и не планирует получать Boeing 737 Max, пока не получит 100% гарантию его безопасности от производителя», — подчеркнули в компании.