Под натиском общественного резонанса, случившегося после падения второго нового самолета Boeing 737 Max при схожих обстоятельствах, США пришлось в прямом смысле сдаться.
Угроза материальных потерь крупнейшей авиационной корпорации США перевешивала риски для безопасности пассажиров во всем мире целых три дня. В этом смысле американцам есть чему учиться у китайцев. Пекин первым решился на тяжелый в финансовом плане шаг – закрыть небо для почти 100 американских бортов, эксплуатирующихся китайскими перевозчиками.
Другие страны и компании, по сути, вынудили американцев официально приостановить полеты самолетов Boeing 737 Max 8 и Max 9. Сначала об этом заявил лично американский президент Дональд Трамп, следом временный запрет ввели Федеральное авиационное управление США (FAA) и сам Boeing.
ФАУ объяснило, почему так долго тянуло с решением – это следствие сбора данных и получения новых свидетельств, собранных на месте катастрофы в Эфиопии, в том числе уточненные данные со спутников, которые стали доступны только утром 13 марта. Более того, там признали некоторое сходство катастрофы в Эфиопии и инцидента с самолетом Boeing в Индонезии, который разбился в октябре 2018 года. «Это требует дальнейшего расследования относительно возможности того, что у двух инцидентов была общая причина, которую необходимо лучше понять и предпринять в связи с этим меры», – заявили авиационные власти США.
Россия оказалась и вовсе в числе последних, отказавших в доверии американской технике. «Росавиация запретила полеты «Боингов» 737 Мах в воздушном пространстве РФ даже после Канады и США. Железная выдержка. Лучше позже, чем никогда», – позавидовал выдержке российских властей член Совета Федерации Алексей Пушков в своем Twitter. Украина запретила полеты этого американского лайнера вслед за Евросоюзом, а Россия отказалась пускать в свое небо проблемные американские лайнеры вслед за американцами. Российская авиакомпания S7 – пока единственная, кто в России летает на Boeing 737 Max – остановила эксплуатацию этих моделей на полдня раньше, чем Росавиация. Однако, имея в парке всего лишь два таких лайнера, могли бы тоже быть расторопней.
В свою очередь замминистра транспорта РФ Александр Юрчик обратил внимание, что «именно недостатки разработки и сертификации воздушного судна привели к тем двум катастрофам». Поэтому надо, по его словам, выстраивать более качественную систему сертификации авиатехники.
Может, запрет потенциально опасной авиационной новинки Boeing – это все-таки слишком? «Сейчас ситуация такая, что запреты введены больше на эмоциях. Ведь данных о том, что самолеты опасны, пока нет, есть только подозрения. Но компании абсолютно правильно поступили – пассажиры на нервах, история резонансная. Чтобы все спокойно летали и не сдавали билеты, лучше остановить эксплуатацию небольшого числа самолетов и дальше продолжать летать на лайнерах, которым пассажиры доверяют», – считает Роман Гусаров из «Авиа.ру».
Но хватит ли других самолетов на замену проблемных «Боингов», которых насчитывается более 350 штук по всему миру? Не приведет ли это к коллапсу авиаперевозок?
Российским пассажирам, летающим российскими авиакомпаниями, точно беспокоиться не стоит: задержек из-за запрещенных «Боингов» вряд ли стоит ожидать в силу их скромного количества. «Сейчас не то количество, из-за которого надо переживать нашим авиакомпаниям и вообще нашей авиации», – говорит Гусаров.
За границей у отдельных перевозчиков, конечно, могут возникать проблемы из-за нехватки бортов на замену. Например, авиаперевозчик Flydubai уже заявил, что отменил часть рейсов из Дубая и в Дубайский международный аэропорт из-за запрета местного регулятора на полеты Boeing 737 Max. В частности, отменены рейсы в Киев и Махачкалу. Flydubai – это крупнейший заказчик такого типа самолетов. В данный момент в его парке насчитывается 13 таких самолетов, но еще 237 должны быть поставлены по контракту.
«Где-то локально, конечно, будут отменены рейсы, будут неприятности, но это не должно перерасти в массовый коллапс авиаперевозок в мире. Вывод с рынка 350 самолетов – это не такое большое количество для мировой авиации. Больших проблем это не доставит, но при условии, что запрет не продлится долго», – говорит Гусаров.
Во-первых, для многих стран сейчас не пиковый сезон перевозок, поэтому в парке есть свободные самолеты, которые и выйдут взамен «небезопасных». «В низкий сезон незадействованных самолетов предостаточно», – говорит Гусаров. Во-вторых, если у европейца не хватает самолета для рейса в Россию, то он может договориться с российской авиакомпанией, которая с удовольствием перевезет «чужих» пассажиров. Иными словами, российские авиакомпании еще смогут дополнительно подзаработать на всей этой истории.
«Судя по предписаниям ФАУ, можно заключить, что и производителю, и надзорному органу уже хорошо известно, какие изменения необходимо внести и что сходство двух аварий по многим аспектам позволяет с достаточной уверенностью сделать вывод об общем источнике проблем, возникших у экипажей. Если изменения будут внесены в срок и авиационные власти США это подтвердят, 737 Max может снова «встать на крыло». В этом случае логистические цепочки поставок и масштабный, тщательно отлаженный производственный процесс Boeing не пострадают существенным образом, а для бумаг компании возвращение «бестселлера» в небо может стать сильным поддерживающим фактором», – говорит Дейнека.
По мнению Гусарова, общая картина станет понятна в течение недели после расшифровки черных ящиков: есть ли проблема в самолете и главное, в чем она, или это два совпавших события. Но если по истечении месяца Boeing 737 Max не вернутся в небо, проблемы посыплются со всех сторон и на всех.
«Если временный запрет не снимут и он продлится больше месяца, тогда стоит ожидать напряжения на мировом рынке авиаперевозок. Авиакомпании будут искать на вторичном рынке замену запрещенным судам, поэтому повышенный спрос повлечет за собой повышение лизинговых ставок. И это прибавит убытков перевозчикам в дополнение к оплате простоя запрещенных «Боингов». Найти 350 свободных самолетов такого класса, как Boeing 737 Max, будет непросто, они обычно не простаивают, а летают. Придется как-то выкручиваться, возможно, продлевать летную годность самолетам, которые планировали вывести из эксплуатации», – говорит Гусаров.
А вот российского рынка авиаперевозок это опять не коснется, даже если два проблемных «Боинга» будут стоять год. Что касается лайнеров, которые могли бы летать в Россию, то чем меньше перевезут иностранные авиакомпании, тем больше перевезут российские, добавляет эксперт.
Если запрет на небо для Max будет долгим, то это скажется на росте цен на авиабилеты в силу дефицита бортов (особенно в пиковый летний сезон), росте лизинговых платежей за подержанные самолеты и в целом растущем убытке за вынужденный простой самолетов на земле.
«Хотелось бы, чтобы максимум в течение месяца самолеты вернулись в парки перевозчиков. Это, на самом деле, тоже долго для авиакомпаний. Это потери сотни тысяч долларов только на одном самолете в месяц», – говорит Гусаров.
По всему миру на земле остался стоять 371 самолет Boeing 737 Max 8 и Max 9. Если предположить, что оценочно каждый самолет может обходиться минимум в 250–300 тыс. долларов в месяц ее владельцу, то месяц простоя всех самолетов будет означать убытки в 90–110 млн долларов. Ведь компании продолжают платить лизинговые платежи за стоящий на земле лайнер, не приносящий доходов в небе. Причем к Boeing могут начать поступать иски с требованием компенсировать убытки от вынужденного простоя американской новинки.
Норвежские авиалинии уже заявили, что будут добиваться от Boeing компенсации из-за отмены ряда рейсов Евросоюзом и вынужденного простоя самолета Boeing 737 Max. Причем такое заявление они сделали еще до запрета полетов самими США и Boeing.
Норвежцы объяснили, почему требуют компенсации не с европейских властей, а именно от концерна Boeing. Потому что речь идет о совершенно новых самолетах, и авиакомпания, купившая их, вправе рассчитывать на то, что они будут эксплуатироваться на регулярной основе.
Норвежские авиалинии оценили свои убытки в 500 тыс. долларов в день. При этом у них в парке находится 18 Boeing 737 Max (заменить их авиакомпания может более старыми Boeing 737-800). Таким образом, ущерб норвежской авиакомпании от месяца простоя 18 лайнеров составит 1,5 млн долларов.
Boeing, конечно, придется потратиться еще на конструктивные изменения в самолете, если такие потребуются в результате проверки аварий. Размер затрат будет зависеть от объема и масштаба проблемы.
Еще одна угроза – это судьба тех 4,6 тыс. самолетов 737 Max, которые на данный момент уже заказаны перевозчиками. Последует ли массовый отказ от них? Учитывая стоимость Boeing 737 Max в 117 млн долларов, потеря заказа даже на 10 таких лайнеров – это недополученный доход уже в более чем 1 млрд долларов. Пока перевозчики не спешат отказываться от уже твердых заказов, по крайней мере, до прояснения ситуации. В том числе так заявили в российской авиакомпании Utair, которая заказала 30 самолетов 737 Max. Однако бенефициаром в любом случае становится не российский МС-21, а европейский Airbus – стоит ожидать роста продаж его самолетов Neo. Гусаров уверен, что ряд покупателей, которые еще выбирали между двумя концернами, уже решили отдать предпочтение Airbus.