Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия и Китай договорились об условиях создания тяжелого вертолета


14 марта 2019 года Инна Сидоркова, Наталья Галимова, РБК


Москва и Пекин согласовали срок заключения контракта по «знаковому» тяжелому вертолету AHL, он будет подписан в присутствии лидеров двух стран. При этом, скорее всего, у машины будет двигатель украинского производства.

Москва и Пекин готовы подписать контракт по AHL

В апреле в присутствии первых лица России и Китая — Владимира Путина и Си Цзиньпина на форуме «Один пояс — один путь» «Вертолеты России» и китайская компания Avicopter (входит в корпорацию Aviation Industry Corporation of China, AVIC) подпишут контракт по созданию перспективного тяжелого вертолета AHL (Advanced Heavy Lift). Об этом РБК рассказал высокопоставленный источник в ОПК, информацию подтвердил другой источник, знакомый с ходом переговоров.

Приглашение на форум от лидера Китая Владимир Путин получил в декабре прошлого года. Мероприятие пройдет в Пекине с 26 по 27 апреля. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил РБК: «Список документов на подписание в ходе визита пока еще не верстался».

Межправительственное соглашение о создании AHL было подписано в Пекине в 2016 году, также в присутствии Путина и Си. Однако заключение контракта с описанием конкретных условий сотрудничества сторон многократно переносилось.

Индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков заверял РБК, что до конца 2018 года контракт подпишут. Первый заместитель руководителя аппарата правительства Сергей Приходько обещал, что «Вертолеты России» и Avicopter подпишут контракт 7 ноября 2018 года в ходе 23-й регулярной встречи глав правительств России и Китая. Допускалось также, что стороны могут подписать контракт на Международном авиакосмическом салоне в Чжухае (проходил с 6 по 11 ноября) либо в Шанхае, когда там был министр промышленности Денис Мантуров, говорит источник в ОПК.

«Но китайцы снова отложили подписание, сказав, что хотят только первых лиц, так как это знаковый проект в истории современного Китая», — пояснил высокопоставленный источник РБК в российском ОПК.

В качестве официальной причины переноса подписания гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский ранее называл до сих пор не урегулированные «вопросы финансового и организационного характера».

Какие узлы AHL будут российскими

В 2017 году директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов рассказывал, что соглашение по AHL предполагает «технологическое партнерство», а не создание совместного предприятия. По его словам, непосредственно организацией и реализацией программы в целом, включая проектирование, постройку опытных образцов, проведение испытаний, сертификацию, производство, а также продвижение вертолета на рынок, будет заниматься китайская сторона. Со стороны «Вертолетов России» предполагаются «инвестиции в качестве технологий», а также разработка технического предложения и поставка отдельных систем, которые не производятся в Китае.

По словам знакомого с переговорами источника РБК, вертолет появится «не раньше чем через лет семь» с момента подписания контракта. «Российская сторона делает редуктор, рулевой винт и трансмиссионную систему», — уточнил он.

В пресс-службе «Вертолетов России» РБК подтвердили, что в проекте AHL компания выступает подрядчиком по разработке ряда систем и агрегатов вертолета, «выполняя работы на коммерческой основе». По оценкам российской компании, путь от начала разработки до получения сертификата типа займет не менее десяти лет.

Какими будут основные характеристики AHL

Предполагается, что взлетный вес машины составит 38,5 т, максимальная нагрузка — 14 т. Вертолет сможет развивать скорость до 300 км/ч, дальность полета составит 630 км, а практический потолок — 5,7 тыс. м.

По своим техническим характеристикам AHL будет конкурировать с Ми-26 и американским Sikorsky CH-53, грузоподъемность которого составляет около 14 т (без учета внешней подвески), крейсерская скорость — около 300 км/ч, дальность полета — до 1 тыс. км.

Как правило, тяжелые вертолеты востребованы госзаказчками, прежде всего силовыми структурами и Вооруженными силами, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Так, несколько десятков Ми-26 используется Воздушно-космическими силами, ФСБ, Росгвардией и МЧС.

Сколько будет стоить AHL

В начале марта этого года китайский информационный портал Sina сообщил, что Пекин планирует произвести по меньшей мере 200 вертолетов AHL. Как заявил главный конструктор Китайского вертолетного института научных исследований и разработок (China Helicopter Research and Development Institute, CHRDI, также известен как институт №​602) У Симин, массовое производство планируется начать к 2032 году.

Цена основного конкурента AHL — американского Sikorsky CH-53 в 2013 году составляла около $24,4 млн. Обладающий же рекордной грузоподъемностью Ми-26, который может нести полезную нагрузку весом до 20 т, стоит примерно $20 млн, по данным на 2012 год.

«Такие вертолеты покупаются фактически штучно, что делает машину неизбежно дорогой и специфичной», — говорит Пантелеев. При этом, как отмечает эксперт, традиционно техника, которую предлагают китайские авиапроизводители, находится в значительно более низкой ценовой категории, чем американские или европейские аналоги.

«Даже когда речь идет о высокотехнологичной продукции, где много не сэкономишь, китайские производители все равно будут сохранять ценовое преимущество. Это принципиальный вопрос для вхождения на рынок», — подытожил собеседник РБК. Если речь пойдет о производстве и обслуживании порядка 200 вертолетов, это может принести китайской компании обороты в миллиарды долларов, констатировал эксперт.

Чей двигатель получит AHL

Вопрос относительно силовой установки для вертолета еще окончательно не решен, уверяет источник РБК, знакомый с ходом переговоров по проекту. Вертолет может использовать два вида двигателей — российский ПД-12В (разрабатывает Объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК) и украинский на основе Д-136 производства компании «Мотор Сич»​. Двигателем Д-136 оснащаются сейчас Ми-26. В 2018 году контрольный пакет акций «Мотор Сич»​ выкупили китайские инвесторы, однако Служба безопасности Украины (СБУ) назвала их аффилированными с компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd и возбудила уголовное производство о диверсии, в рамках которого суд наложил арест на проданные акции.

Другой собеседник РБК уточнил, что ОДК готова участвовать в проекте со своими двигателями, однако решение остается за китайской стороной, а «у них украинский мотор пока в приоритете, так как российский двигатель еще не готов и его перспективы неоднозначны».

​В пресс-службе «Мотор Сич» от комментариев отказались. В пресс-службе ОДК сообщили, что компания готова рассмотреть варианты сотрудничества по созданию двигателя для данного проекта.

РБК также направил запрос в корпорацию AVIC.

Что такое «Мотор Сич»

Запорожское предприятие «Мотор Сич» — один из крупнейших мировых производителей двигателей, объединяет ряд заводов и выпускает 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов, которые эксплуатируются в более чем ста странах мира, уточняется на официальном сайте компании. До присоединения Крыма к России «Мотор Сич» был основным поставщиком двигателей для всех типов вертолетов российского производства, грузовых и пассажирских самолетов марки Ан, а также для российских стратегических крылатых ракет. После обострения российско-украинских отношений и начала вооруженного конфликта в Донбассе Киев разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой; на поставки продукции «Мотор Сич» в Россию были наложены ограничения.​

Есть ли у AHL перспективы на российском рынке

В сентябре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов заявил, что российский оборонно-промышленный комплекс смог избавиться от зависимости от поставок продукции с Украины в сфере двигателестроения. Он отметил, что завод Климова и ОДК полностью решили эти проблемы и «уже с текущего момента поставки осуществляются именно двигателей российского производства».

Однако Россия до сих пор не смогла заменить украинские двигатели Д-136 для Ми-26. Предполагается, что украинскую силовую установку заменит ПД-12В, который пока находится на стадии опытно-конструкторских работ. В интервью РБК Сердюков говорил, что испытание первого опытного образца силовой установки запланировано на 2020-й, а начало серийного производства — до конца 2025 года.

AHL будет «сосуществовать» с Ми-26, считает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, военный эксперт Василий Кашин. «Думаю, что китайцы рассматривают AHL как массовый тяжелый вертолет и для армии, и для гражданского бизнеса, оставив для Ми-26 роль специализированных машин для перевозки уникальных грузов и монтажных работ. Ми-26 имеет совсем другую грузоподъемность, у него она значительно больше», — говорит эксперт.

По мнению Кашина, несмотря на то что AHL — совместный проект, у России полного контроля над его производством не будет и российские военные к использованию этого вертолета «будут относиться скептически и стремиться продолжать эксплуатировать улучшенные версии Ми-26». «Ми-26 уже присутствуют у нас в значительном количестве, под них есть система подготовки кадров и материально-техническое обеспечение. Менять это никто не захочет. Думаю, что в российских ВС Ми-26 будет оставаться до тех пор, пока можно его модернизировать, а когда наступит предел, то попытаются сделать полностью локализованную версию AHL», — говорит эксперт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов



Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer