Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Boeing 737 MAX 8 – «слишком сложный, чтобы летать»?


13 марта 2019 года Роман Барский, Наука и техника


Компания Boeing отправила технических специалистов в Эфиопию, для выяснения причин катастрофы, произошедшей 10 марта 2019 года при крушении самолета Boeing 737 MAX 8. Этим занимается также Бюро по расследованию авиационных происшествий в Эфиопии и Национальный совет по безопасности на транспорте США, поскольку самолет американский. Этот совет уже разбирал причины крушения индонезийского "Боинга" той же модели, который разбился в октябре 2018 года индонезийского лоукостера Lion Air.

Характер полета Boeing 737 MAX 8 «Эфиопских авиалиний» был похож на поведение индонезийского лайнера перед крушением. Самолет часто менял высоту и скорость.  

«Данные из сети Flightradar24 ADS-B показывают, что вертикальная скорость была нестабильной после взлета», - сообщила шведская организация по отслеживанию рейсов в своем твиттере.  
Рейс покинул аэропорт Боле в Аддис-Абебе в 8.38 утра по местному времени, а через несколько минут в 8.44 утра потерял связь с диспетчерской вышкой.  

Мнение экспертов  

Джо Островер, главный редактор издания The Air Current  

«Система увеличения характеристик маневрирования опускала нос самолета даже тогда, когда он не терял тяги. Пилоты пытались выправить положение, но автоматика более 20 раз не давала этого сделать. Эта система появилась на Boeing 737 в результате перекомпоновки элементов крыла. Впервые ее применили именно в линейке 737 MAX. Система увеличения характеристик  маневрирования Boeing 737 выпускается уже 40 лет, он стал самым массовым самолетом компании. В новой серии MAX компания нашла способ добиться значительной экономии топлива – на 14%. Для этого конструкторы передвинули вперед новые двигатели, а система увеличения характеристик маневрирования должна была компенсировать появление дополнительной подъемной силы, которая возникает в некоторых режимах полета, фактически нос самолета стал задираться вверх, а хвостовые стабилизаторы опускать его вниз автоматически».  

Виктор Заболотский, президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР  

«Нужно выяснять и выявлять все это в процессе летных испытаний. И вообще-то говоря, летные испытания – они всего-навсего подтверждают те выводы, которые сделали специалисты: инженеры, конструкторы и прочие. Они просто подтверждают, что это безопасно. Но если уж нарываешься на это, то тогда действительно тут целая проблема, значит надо решать, надо выходить из положения, решать, как выйти из этой ситуации.  

Были такие случаи. Я знаю, что мои товарищи были на Ту-154, когда был увод стабилизатора, и пришлось очень энергично действовать, и фирме даже немножко пришлось скрывать эту ситуацию. Потому что если бы остановили Ту-154, то остановили бы тогда полстраны по перевозкам. Любая компания пытается выйти из положения с наименьшими потерями. Представляете, какое огромное количество самолетов, во-первых, выпущено. Во-вторых, помимо того, что выпущено, заявки большущие на эти самолеты. Ну и теперь надо выйти из положения как? Надо дать какие-то рекомендации, если это конструктивный недостаток.  

Ведь сейчас все самолеты практически с электро-дистанционным управлением работают: сидит пилот, который управляет, правда, штурвал на «Боингах», но все равно он как джойстик, он управляет опосредованно, через компьютер. Человек практически включен в этот контур автоматического управления, он является основным звеном, которое управляет этим самолетом. А компьютер, который установлен на машине, держит весь этот полет в каких-то определенных рамках, он не позволяет выйти на большие углы атаки, он не позволяет вроде бы допустить большое снижение или большую перегрузку. Он просто не даст этого сделать. Но в то же время если где-то закралась ошибка в алгоритме управления, то тут будет все наоборот, потому что в данном случае любая ошибка в программном обеспечении может только усугубить эту ситуацию».  

Как авария самолета в Эфиопии может сказаться на компании Boeing  

Акции компании Boeing 11 марта упали на 10% – это сильнейший обвал со времен терактов 11 сентября. На фоне новостей из Эфиопии под угрозой оказались договоры на производство пяти тысяч самолетов новой серии 737 MAX 8.  

737 MAX 8 – самый быстро продающийся самолет компании. Представленный в августе 2011 года, он обещал экономию топлива в 14% и быстро привлек покупателей, собрав более пяти тысяч предзаказов. Лишь менее тысячи из них – так называемые "твердые заказы", то есть те, которые нельзя отменить.  

«Boeing не смог своевременно обеспечить безопасное и надежное решение. Чем дольше это тянется, тем больше шансов, что Boeing будет терять заказы», – прокомментировал ситуацию агентству Bloomberg Нил Хенсфорд, глава австралийской консалтинговой компании Strategic Aviation Solutions.  

О пересмотре заказов новых Boeing уже заявила Малайзия – страна собиралась приобрести 25 самолетов по цене $120 млн за штуку. Даже потеря одного из 90 покупателей может сильно ударить по бизнесу компании Boeing. Что еще хуже, это может вызвать эффект домино и дальнейшие отказы.      

Приостановить эксплуатацию лайнеров  

«После трагического происшествия рейса ET302 эфиопских авиалиний с участием Boeing 737 Max 8 Агентство по авиационной безопасности Европейского союза делает все возможное, чтобы обеспечить безопасность пассажиров», - говорится в сообщении агентства.  

Агентство издало «директиву о летной годности», приостановив все полеты 737 Max 8 и 737 Max 9 - еще одной модели в серии - в Европе. Он также приостановил все коммерческие рейсы операторов третьих стран «в, внутри или за пределами ЕС» обеих моделей. Агентство заявило, что оно также предложило свою помощь следователям.

Ранее во вторник Управление гражданской авиации Великобритании заявило: «В интересах безопасности полетов и защиты населения» все самолеты Boeing 737 MAX были отстранены от полетов в воздушном пространстве страны.  

Следователи из Эфиопии и США ищут информацию о катастрофе с помощью восстановленного цифрового регистратора полетных данных и диктофона кабины, и неясно, сколько времени займет этот процесс.  

О своем решении приостановить эксплуатацию этих лайнеров уже объявили, в частности, в Бразилии, Аргентине, Китае, Сингапуре и Южной Корее. Германия, Франция, Австрия, Великобритания и Малайзия закрывают воздушное пространство для этого самолета. Россия до сих пор ждет разъяснений от регулятора США.   

Ответ Boeing  

Несмотря на растущую обеспокоенность по поводу безопасности самолета, Boeing выглядел стоически, выражая уверенность в его продукте.  

«Безопасность - это приоритет номер один для Boeing, и мы полностью уверены в безопасности 737 MAX», - говорится в заявлении Boeing. «Мы понимаем, что регулирующие органы и клиенты приняли решения, которые они считают наиболее подходящими для своих внутренних рынков. Мы будем продолжать взаимодействовать с ними, чтобы гарантировать, что они располагают информацией, необходимой для уверенности в управлении своих парков. Федеральное авиационное управление США в настоящее время не требует каких-либо дальнейших действий, и, основываясь на имеющейся информации, у нас нет никаких оснований для выпуска новых инструкций для операторов».  

Трамп нашел самолеты слишком сложными  

Президент США Дональд Трамп раскритиковал современные самолеты, за то, что те стали слишком сложными в управлении. По его словам, высокий уровень сложности только увеличивает опасность при эксплуатации.  

«Самолеты становятся слишком сложными для того, чтобы на них летать. Пилоты больше не нужны, а нужны компьютерные ученые из Массачусетского технологического института. Не знаю, как вы, но я не хочу, чтобы Альберт Эйнштейн был моим пилотом. Я хочу, чтобы профессиональные летчики могли легко и быстро брать в свои руки контроль над самолетом» , — написал Трамп в Twitter.  

Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс позже уточнила заявление президента, сказав Fox News: «Мы знаем, что многие люди в отрасли начали высказывать опасения по поводу количества технологий, которые отнимают контроль из рук пилота».      

«Пассажиры в конечном итоге проголосуют ногами»  

Доцент Лоуренс Ло, директор Центра по управлению, институтам и организациям в Школе бизнеса Национального университета Сингапура, сказал: «Хотя справедливо позволить расследованию идти своим чередом, мы должны быть более консервативными с точки зрения безопасности пассажиров, что имеет первостепенное значение.  

Даже если не будет регламентирующих мер, пассажиры в конечном итоге проголосуют ногами и уйдут со всех рейсов Boeing 737 Max, если не будут уверены в безопасности самолета».  

Все это на руку конкурентам компании. Изначально 737 MAX 8 задумывался как ответ на A320 neo европейского Airbus – он взлетел гораздо раньше "Боинга", в сентябре 2014 года. A320 neo проигрывал американскому аналогу по числу заказов, но теперь, после двух аварий главного соперника, он имеет все шансы занять место новых "Боингов".  

Кроме того, в вечном противостоянии Boeing и Airbus появился и третий игрок – китайский Comac C919. Его впервые представили в 2015 году, а первый полет самолет совершил в мае 2017-го. Пока существует лишь три таких самолета, но производители говорят, что получили заказы на более чем пятьсот экземпляров. Главное преимущество китайской модели – цена: Comac C919 стоит около $50 млн.    

Неутешительные итоги  

Впереди еще много споров, расследование, обвинения  и опять поиск виновных. Пассажиров не вернуть. Boeing 737 MAX 8 - рабочая лошадка для ближних перевозок, широко эксплуатируемый в мире реактивный лайнер.  

Последовательные инциденты, при которых самолет - возможный виновник, встречаются гораздо реже, чем обычная ошибка пилота, механическая неисправность, погода, война и терроризм. По крайней мере, в современную эпоху это связано с тем, что производители могут использовать многолетний опыт и наработка. Подвергая самолет тщательным проверкам, чтобы полностью обезопасить полет и пассажиров.  

И если технологии и недоработки корпорации Boeing, окажутся причиной нынешней беды, то компания делает гигантский шаг назад, теряя доверие, которое так сложно и дорого снова будет заработать.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer