В Африке 10 марта разбился Boeing 737 MAX 8 эфиопской авиакомпании. На борту было 157 человек, в том числе трое российских туристов и 19 сотрудников ООН, которые летели на конференцию в Найроби.
Пилот запросил посадку сразу после взлета, через шесть минут с лайнером пропала связь. Как пишет американское издание The Daily Beast со ссылкой на компанию Boeing, пилоты скорее всего столкнулись с так называемой проблемой беглого стабилизатора. К такой ситуации летчиков готовят во время обучения, но в экстренный момент они могли не успеть среагировать и не сбросили вручную горизонтальный стабилизатор.
Boeing 737 MAX 8 — одна из последних моделей американской корпорации. За последние полгода произошли уже две катастрофы с этим лайнером. В конце октября самолет индонезийской авиакомпании Lion Air пропал с радаров через 13 минут после взлета. Крушение произошло около острова Ява, погибли 189 человек.
Через неделю после катастрофы производитель разослал эксплуатантам сообщение, в котором говорилось о некоторых особенностях этой модели. При определенных обстоятельствах так называемый датчик угла атаки может давать ошибочные показания, и есть риск пикирования.
Пока нет точных данных о возможных причинах катастрофы в Африке. Очевидцы говорят лишь о сильном пожаре после падения самолета. Портал Flightradar24 сообщает в Twitter, что вертикальная скорость Boeing эфиопской авиакомпании после взлета была неустойчивой.
О возможных причинах катастрофы рассуждает старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион-Авиа» Алексей Базеев:
«Стандартный Boeing, и процедуры взлетные все те же. До высоты 1500 футов производит все те же операции: уборка шасси, закрылки, интерцепторы, смена режимов двигателя с взлетного на набор высоты, на клаймб. Тут все стандартно. Другое дело, что с MAX на взлете какие-то недочеты с аэродинамикой. Какие, они сами разобраться не могут. Аэродинамика самолета на каждом этапе полета своя. Выпущены закрылки, выпущено шасси, убрано шасси, убраны закрылки — разная аэродинамика. И у них с этим переходным периодом, когда с одной аэродинамики меняют на другую, что-то не так».
«Переходный период», который стоил жизни сотням пассажиров. Вопросов остается слишком много. Достаточно ли проводилось испытаний новой модели Boeing, прежде чем выпустить ее на рынок? И даже если недочеты выясняются только сейчас, то почему производитель не отзывает массово свои самолеты?
Ранее, после крушения самолета 737 MAX 8 в Индонезии, американская The Wall Street Journalписала, что концерн Boeing изначально скрыл информацию о возможных рисках, связанных с появлением в управлении самолетами MAX 8 и MAX 9 функции, которая может приводить к внезапному уходу в пике. Источники в Федеральном управлении гражданской авиации США тогда сообщили изданию, что при нештатной ситуации система может опустить нос лайнера больше положенного, из-за чего появляется вероятность срыва в пике.
Исправить ситуацию якобы не получится даже при ручном управлении. С этим не согласен командир Airbus A320 «Аэрофлота», бывший пилот Boeing Андрей Литвинов:
«Эту систему называют «защитой от дурака»: если нос сильно задирается, то на фюзеляже есть флюгер, сигнализирующий срыв потока, автоматика срабатывает и переводит нос на пикирование, чтобы самолет не упал. Это происходит при включенном автопилоте, но можно пилотировать и в ручном режиме. Эта автоматика есть не только на Boeing 737 MAX, но и почти на всех лайнерах Boeing. Что они наворотили в этом новом самолете, почему он клюет носом? Не думаю, что автоматику нельзя отключить, это просто бред. Любую автоматику можно отключить и пилотировать в ручном режиме».
Boeing 737 MAX закупали и российские компании. Эти самолеты есть в авиапарке S7. Уже в этом году такие лайнеры должны появиться у Utair и «Уральских авиалиний».
После катастрофы в Эфиопии компания Boeing отложила презентацию новейшего лайнера Boeing 777X, запланированную на 13 марта.