Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности


5 февраля 2019 года Алексей Рамм, Известия


В субботу, 2 февраля, Соединенные Штаты официально приостановили свое участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В качестве ответной меры президент России Владимир Путин принял предложение военных о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по новым системам вооружения. Речь идет о сухопутной версии крылатой ракеты «Калибр» и гиперзвуковой ракете наземного базирования. Подробности — в материале «Известий».

Итак, важнейший договор, определявший мировую стабильность и безопасность, фактически перестал существовать. Формально Соединенные Штаты готовы возобновить свое участие в ДРСМД, но лишь при условии, что Россия уничтожит запрещенные ракеты и демонтирует их производственные линии. Эти требования абсолютно невыполнимы: как можно уничтожить то, чего нет?

На фоне развала ДРСМД и взаимных обвинений сторон был упущен один важный аспект. Нужны ли России ракеты с дальностью полета в несколько тысяч километров? Какие важные задачи стоят перед этими системами вооружения, если, по мнению Вашингтона, Москва с готовностью пошла на нарушение договора ради их создания и принятия на вооружение?

Американские доводы

За последнее время американские военные эксперты неоднократно публиковали статьи, где обосновывали, почему российским военным крайне необходимы крылатые ракеты средней и меньшей дальности. Например, Майкл Коффман на портале warontherocks.com «В тени ракет: Что значит отказ от ДРСМД» (Under the missilesshadow: What does the passing of the INF treaty-mean?) вполне резонно считает, что почти за 30 лет с момента окончания холодной войны США и их союзники по НАТО накопили достаточно обширный арсенал дальнобойных и высокоточных средств поражения. Это не только крылатые ракеты морского базирования Tomahawk, но и целое семейство авиационных систем. К примеру, крылатые ракеты воздушного базирования AGM-158, корректируемые бомбы семейства SDB и JDAM.

В случае военного конфликта в Европе России придется как-то компенсировать это преимущество. В составе российского Военно-морского флота есть корабли и подводные лодки — носители крылатых ракет. Но их недостаточно, чтобы конкурировать с ВМС США и НАТО. В то же время строительство и содержание кораблей и субмарин обходится России весьма дорого.

По мнению американских экспертов, в случае конфликта в Европе российские Воздушно-космические силы будут в аутсайдерах. По количеству бортов они серьезно проигрывают США и НАТО.

Поэтому в сложившейся ситуации у России остается единственный выход — создавать дальнобойные крылатые ракеты наземного базирования. И сделать их главной целью аэродромы НАТО и США, а также ряд других стратегических объектов. Одна ракетная бригада запускает столько же КР, сколько шесть фрегатов или корветов. При этом по стоимости наземное соединение гораздо дешевле кораблей и подводных лодок.

Учитывая географическое положение России, ракетные бригады обладают уникальными мобильными возможностями. С помощью железнодорожного транспорта их можно перевозить из европейской части страны в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток. И обратно. А значит, в любой момент бригады можно сконцентрировать для внезапного удара.

Гладко на бумаге

На первый взгляд, доводы американских экспертов выглядят убедительно. В 1980-е годы крылатые ракеты создавались в первую очередь для ударов по аэродромам и позициям ПВО. В Ираке, Югославии и Афганистане КР доказали свою высокую эффективность. Недаром в российских ВКС есть дивизионы зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Их задача — как раз защищать позиции ПВО, аэродромы и другие объекты от удара крылатых ракет.

В апреле 2017 года два американских эсминца нанесли удар по сирийской авиабазе Эш-Шайрат. По объекту было выпущено 60 крылатых ракет Tomahawk. Правда, одна упала в море сразу после старта.

Споры об эффективности того удара продолжаются до сих пор. Пентагон утверждает, что уничтожил на авиабазе не менее 20 самолетов. Российская и сирийская стороны говорят о шести машинах, находившихся не в летном состоянии.

Но одно несомненно. 59 крылатых ракет не смогли полностью вывести аэродром из строя и уничтожить все находившиеся там машины. Спустя сутки сирийские ударные Су-22 начали полеты с Эш-Шайрат. А через месяц авиабаза функционировала в нормальном режиме.

За один залп российская ракетная бригада может выпустить не более 50 ракет. С учетом противодействия ПВО до цели долетит гораздо меньше. То есть для гарантированного поражения аэродрома НАТО потребуется два, а то и три полных залпа ракетной бригады. Всего в ВС РФ чуть более десяти ракетных бригад. А значит, каждая должна будет уничтожить несколько целей.

Но ракеты не берутся из воздуха. Для их перевозки нужны десятки специальных транспортных машин, а также подразделения, занимающиеся их ремонтом и обслуживанием. Получается, что только для одного ракетного удара бригаде потребуется несколько сотен крылатых ракет. То есть ракетные бригады нужно будет превращать в ракетные дивизии и даже армии. А для этого потребуются весьма ощутимые финансовые вложения.

Ракетные армии-дивизии станут «белыми слонами». Из-за большого боекомплекта они утратят свою маневренность. Их развертывание будет сложно скрыть от разведки вероятного противника. А значит, для их прикрытия надо будет развернуть значительные силы ПВО.

Между тем в ближайшее время начнется создание наземной версии крылатой ракеты «Калибр». Какие задачи будут решать эти изделия? Сухопутные «Калибры» легко смогут поражать стационарные и малоподвижные цели: пункты управления, мосты, склады, узлы связи и т.д. Для уничтожения таких целей не требуется большего количества ракет.

«Кинжальный» ответ

Парадоксально, но получается, что развертывание Россией многочисленных наземных ракет малой и средней дальности было бы больше выгодно Соединенным Штатам. Развитием таких систем вооружения российские военные не смогли бы преодолеть преимущество США и НАТО в дальнобойных высокоточных средствах поражения. Но как решить эту сложную задачу?

Российские военные уже давно нашли ответ. Им стал гиперзвуковой ракетный комплекс Х-47М2 «Кинжал». С учетом его дальности под его удар попадает практически вся инфраструктура США и НАТО в Европе. Двух-трех ракет хватит для того, чтобы нанести серьезнейшие повреждения аэродрому и «выбить» находящуюся там авиацию. При этом гиперзвуковая ракета «Кинжала» практически неуязвима для средств противовоздушной обороны.

Конечно, Х-47М2 с учетом переоборудования под него самолета-носителя — недешевое удовольствие. Но всё же его стоимость, скорее всего, на порядок меньше, чем производство сотен крылатых ракет средней дальности.

После того как будет разработана гиперзвуковая ракета наземного базирования, планы по созданию которой одобрил президент России, российские военные получат еще более универсальный инструмент, чем «Кинжал». Для наземных систем вооружения не понадобятся дорогостоящие самолеты-носители, привязанные к аэродромам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов



Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer