Белый дом готовится полностью изменить правила уплаты НДС по аэропортовым услугам. Проект постановления правительства, с которым ознакомился “Ъ”, с 1 июля вводит нулевую ставку по налогу на 42 аэропортовые услуги, предоставляемые для зарубежных рейсов. Одновременно вводится стандартная ставка 20% на те же услуги, предоставляемые для внутренних рейсов. Постановление приводит законодательство в соответствие с Налоговым кодексом, поправки к которому вступят в силу с 1 июля.
Сейчас шесть основных услуг аэропортов как на внутренних, так и на международных рейсах не облагаются НДС — взлет, посадка и стоянка судов, обеспечение авиабезопасности, заправка авиатопливом, его хранение, аэронавигационное обслуживание. Такая ситуация не позволяет аэропортам получить возмещение входящего НДС из бюджета, поэтому налог фактически закладывается в цену услуг. По остальным услугам действует НДС в размере 20%.
Теперь ситуация меняется в пользу аэропортов. «Нулевая ставка выгодна налогоплательщикам (аэропортам.— “Ъ”), потому что в этом случае можно принимать к вычету входящий НДС, таким образом, компании не теряют право на вычеты, в отличие от случаев, когда получаемые услуги НДС не облагаются»,— объясняет партнер юридической компании Taxology Алексей Артюх. Согласно пояснительной записке к поправкам к Налоговому кодексу, из-за обнуления ставки НДС на услуги для международных рейсов бюджет потеряет (а аэропорты получат) 29 млрд руб. в 2018–2021 годах.
Собеседники “Ъ” в авиакомпаниях утверждают, что законопроект лоббировали представители аэропортов. Входящий НДС для них не меняется после принятия новых правил, зато исходящий НДС после поправок опустится до нуля. В этой ситуации у аэропортов есть два варианта: снизить цену на услуги или оставить ее прежней, увеличив собственную маржу. Представитель одной из крупнейших авиакомпаний в РФ отмечает, что на практике положительного эффекта на отрасль не наблюдается, «уже в 2018 году перестала подпадать под льготу услуга "предоставление аэровокзального комплекса", но сбор за нее с авиакомпаний снижен не был».
В S7 считают, что теперь аэропорты должны снизить ставки на свои услуги. В авиакомпании отмечают, что ставка в размере 20% НДС на услуги для внутренних перевозок «повлечет за собой дополнительную нагрузку на авиакомпании (отвлечение денежных средств на уплату НДС и расходы на финансирование дополнительного дефицита средств), в то время как расширение перечня облагаемых НДС по 0% услуг при обслуживании международных линий частично нивелирует эффект». «Какой из эффектов будет превалировать, зависит от доли международных рейсов у авиакомпаний, но в целом по отрасли эффект будет отрицательным»,— заключают в S7.
В Домодедово, напротив, реформу приветствуют. В аэропорту говорят, что действующие правила искажают экономический смысл НДС и приводят к двойному налогообложению. «Отмена льготы по НДС для услуг аэропортов представляется важной для развития инфраструктуры аэропорта и снижает нагрузку на авиакомпании в части отвлечения денежных средств на оплату аэропортовых услуг с выручки по международным перевозкам, которые также облагаются по нулевой ставке»,— сообщили там.
Эксперт авиационной практики Bain & Company Михаил Ворожейкин отмечает, что разделение подхода к налогообложению для международных и внутренних линий затруднит администрирование налога на стороне аэропорта. «Так, техника закупается обычно для совместного использования как на внутренних, так и международных рейсах. Предъявление к вычету входного НДС в этом случае может быть затруднено»,— говорит он.
Сейчас шесть основных услуг аэропортов как на внутренних, так и на международных рейсах не облагаются НДС — взлет, посадка и стоянка судов, обеспечение авиабезопасности, заправка авиатопливом, его хранение, аэронавигационное обслуживание. Такая ситуация не позволяет аэропортам получить возмещение входящего НДС из бюджета, поэтому налог фактически закладывается в цену услуг. По остальным услугам действует НДС в размере 20%.
Теперь ситуация меняется в пользу аэропортов. «Нулевая ставка выгодна налогоплательщикам (аэропортам.— “Ъ”), потому что в этом случае можно принимать к вычету входящий НДС, таким образом, компании не теряют право на вычеты, в отличие от случаев, когда получаемые услуги НДС не облагаются»,— объясняет партнер юридической компании Taxology Алексей Артюх. Согласно пояснительной записке к поправкам к Налоговому кодексу, из-за обнуления ставки НДС на услуги для международных рейсов бюджет потеряет (а аэропорты получат) 29 млрд руб. в 2018–2021 годах.
Собеседники “Ъ” в авиакомпаниях утверждают, что законопроект лоббировали представители аэропортов. Входящий НДС для них не меняется после принятия новых правил, зато исходящий НДС после поправок опустится до нуля. В этой ситуации у аэропортов есть два варианта: снизить цену на услуги или оставить ее прежней, увеличив собственную маржу. Представитель одной из крупнейших авиакомпаний в РФ отмечает, что на практике положительного эффекта на отрасль не наблюдается, «уже в 2018 году перестала подпадать под льготу услуга "предоставление аэровокзального комплекса", но сбор за нее с авиакомпаний снижен не был».
В S7 считают, что теперь аэропорты должны снизить ставки на свои услуги. В авиакомпании отмечают, что ставка в размере 20% НДС на услуги для внутренних перевозок «повлечет за собой дополнительную нагрузку на авиакомпании (отвлечение денежных средств на уплату НДС и расходы на финансирование дополнительного дефицита средств), в то время как расширение перечня облагаемых НДС по 0% услуг при обслуживании международных линий частично нивелирует эффект». «Какой из эффектов будет превалировать, зависит от доли международных рейсов у авиакомпаний, но в целом по отрасли эффект будет отрицательным»,— заключают в S7.
В Домодедово, напротив, реформу приветствуют. В аэропорту говорят, что действующие правила искажают экономический смысл НДС и приводят к двойному налогообложению. «Отмена льготы по НДС для услуг аэропортов представляется важной для развития инфраструктуры аэропорта и снижает нагрузку на авиакомпании в части отвлечения денежных средств на оплату аэропортовых услуг с выручки по международным перевозкам, которые также облагаются по нулевой ставке»,— сообщили там.
Эксперт авиационной практики Bain & Company Михаил Ворожейкин отмечает, что разделение подхода к налогообложению для международных и внутренних линий затруднит администрирование налога на стороне аэропорта. «Так, техника закупается обычно для совместного использования как на внутренних, так и международных рейсах. Предъявление к вычету входного НДС в этом случае может быть затруднено»,— говорит он.