Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небесные бастионы


19 февраля 2019 года Константин Сивков, Военно-промышленный курьер


В армиях развитых стран последние три десятилетия считается общепризнанным, что без завоевания превосходства в воздухе успех наземных и морских операций невозможен. Как на общем фоне смотрятся ВВС России?


Константин Сивков, заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук.

Анализ боевого состава и численности российских ВВС в сравнении с другими оставляет приятное впечатление – наши по этим показателям занимают в мире второе место после американских. А поскольку наиболее интенсивное пополнение боевой техникой шло в последние семь-восемь лет, можно говорить о том, что ВВС РФ – одни из наиболее современных. Боевые действия в Сирии продемонстрировали высокое качество российского вооружения и боевой техники, в том числе в противоборстве с самыми современными СВН развитых стран.

При более детальном анализе все менее радужно. Согласно открытым данным численность российских ВВС составляет 148 тысяч. На вооружении – около 3600 различных образцов воздушной техники, включая вертолеты армейской авиации, организационно входящей в ВВС, а это около 1000 машин и еще порядка 1000 единиц на хранении. ВВС США насчитывают 318 тысяч человек в линейных частях и около 69 тысяч – в резерве. Кроме того, примерно 95 тысяч личного состава – в авиации национальной гвардии США. На вооружении – около 5600 различных самолетов. Вертолеты в это число не входят, поскольку армейская авиация США включена в состав СВ. Таким образом, по количеству самолетов наши ВВС уступают американским примерно вдвое. Однако ВВС США, как показывает опыт войн и вооруженных конфликтов, не одиноки в борьбе с воздушным противником. Им активно помогает флот. Причем при подавляющем превосходстве американских ВМС на морских и океанских ТВД палубная авиация станет наносить удары в основном по наземным целям. То есть прибавляем еще 3700 самолетов и вертолетов. При этом российская морская авиация серьезным подспорьем для наших ВВС быть не сможет – в ее составе имеется, судя по открытым данным, всего около 480 самолетов и вертолетов. То есть суммарно преимущество ВВС США и их морской авиации почти тройное. Если к этому добавить общий авиапарк стран НАТО в Европе и Японии, получим почти четырехкратное превосходство над нами. Хотя благодаря усилиям последних лет авиапарк наших ВВС включает значительную часть новейших самолетов, и по этому показателю США и другие страны НАТО существенно отстают.

“Ключевое условие успешного отражения воздушной наступательной операции – создание всевысотного радиолокационного поля”

Простое количественное сопоставление не может быть основой для обоснования облика ВВС. Необходимо оценить вероятные формы и способы действий сторон в ходе вооруженного противоборства. Основной формой оперативного применения ВВС США и НАТО является воздушная наступательная операция (ВНО), а также воздушные кампании, главная компонента которых опять-таки ВНО. В Интернете размещен возможный вариант ВНО НАТО и США против России на Западе. Судя по этим данным, против нас могут быть задействованы более 2700 только ударных самолетов палубной и тактической авиации, около 80 стратегических бомбардировщиков и до двух тысяч КРВБ и КРМБ, а также порядка тысячи различных БЛА и ложных целей. Против такой мощи наши ВВС просто в количественном отношении выстоять не смогут. Поэтому российской Военной доктриной предусмотрено, что при угрозе разгрома наших ВС и утраты суверенитета и территориальной целостности страны мы можем перейти к применению ядерного оружия как тактического, так и стратегического, чтобы остановить агрессию. Иными словами, наши ВС РФ, в том числе и ВВС, с применением обычных вооружений будут действовать в военных конфликтах низкой интенсивности, к каким относятся пограничный и вооруженный конфликты, локальная война.

Для обоснования облика ВВС в первую очередь важна именно локальная война, в которой боевая авиация будет применяться наиболее масштабно. И надо учесть, что военно-политическое руководство США полагает возможным противостояние с Россией в конфликтах, не доходящих до ядерного порога, в частности на территории третьих стран. Максимальный масштаб такого конфликта –локальная война. Оценивая требуемый для такого случая состав группировок ВВС, будем исходить из наиболее тяжелой для России ситуации – столкновения с ВС США, стран НАТО и Японии.

Расклады и прогнозы

Опыт прошедших локальных войн свидетельствует, что для их ведения США и их союзники создавали весьма мощные группировки ВВС. Так, против Ирака в 1991 году Соединенные Штаты сосредоточили 1700 боевых самолетов плюс примерно столько же вертолетов различного назначения. В существенно менее масштабной войне против Югославии группировка НАТО включала около 1150 единиц авиатехники, в том числе 650 боевых самолетов. Для вторжения в Ирак в 2003 году США и их союзники отрядили уже более 1800 самолетов, из них 778 боевых, а также около 900 вертолетов.

Анализ свидетельствует, что в случае возникновения локального военного конфликта между Россией и США с их союзниками последние с учетом ограничений, накладываемых оперативной емкостью военной инфраструктуры и системы тылового и технического обеспечения, могут создать группировку численностью 2000–2500 самолетов (1100–1300 боевых), 1200–1500 вертолетов и 500–600 БЛА, а также применить в ходе боевых действий 1500–2000 крылатых ракет. Эти силы, вероятнее всего, будут задействованы в воздушной кампании продолжительностью от двух-трех недель до двух месяцев и более с проведением нескольких ВНО. При этом первая из них – ключевая. Ее срыв с нанесением существенных потерь авиационной группировке скорее всего заставит противника отказаться от эскалации конфликта.

Опыт прошедших войн свидетельствует, что типовая ВНО может иметь продолжительность от трех до пяти дней и включать пять – девять массированных авиационно-ракетных ударов (МРАУ). Каждый строится также по типовой схеме, включающей эшелон прорыва ПВО (20–45% от общего числа самолетов), ударный (45–70%) и доразведки (до 10%). Доля ударных самолетов в эшелонах может колебаться от 25 до 50 процентов в зависимости от степени ожидаемого противодействия противника. Количество КРВБ и КРМБ – до 40–50 процентов от общего числа самолетов. Еще 30–40 процентов дадут БЛА и столько же ложные цели. Эти силы используются главным образом для подавления системы ПВО и минимизации потерь пилотируемой авиации.

Основными задачами наших ВВС в такой войне будут срыв ВНО и воздушной кампании в целом с последующим поражением критически важных объектов и войск противника, авиационной поддержкой и обеспечением действий войск других видов ВС РФ.

Анализируя опыт решения задач ПВО во Вьетнаме, построения системы ПВО группировки ВС РФ в Сирии, а также в других конфликтах, можно сделать вывод, что основная тяжесть решения задачи отражения ВНО ляжет на зенитные ракетные войска (ЗРВ) из состава ВВС РФ. При этом ЗРС большой дальности (С-400 и С-300) будут решать задачи зональной обороны, тогда как ЗРК средней («Буки» разных модификаций) и малой дальности (в том числе ЗРПК «Панцирь-С») – объектовой. Истребительная авиация возьмет на себя задачи маневренного резерва и нанесения поражения важнейшим элементам боевого порядка противника. Истребители, которые принято относить к классу легких – МиГ-29 различных модификаций, будут привлекаться к решению в основном задач нанесения предварительного поражения ударных групп противника и дезорганизации их действий, уничтожения самолетов из состава эшелона прорыва ПВО до выхода их на рубеж пуска противорадиолокационных ракет, уничтожения КРВБ и КРМБ на маршрутах полета. Тяжелым истребителям – Су-27, Су-35, Су-30СМ и в перспективе Су-57 предстоит решать задачи противодействия противнику и поражения удаленных групп его боевого порядка – уничтожения наиболее важных самолетов боевого обеспечения, прежде всего РЭБ и AWACS, носителей КРВБ до рубежей пуска ими ракет, а также сопровождения действий своих ударных и обеспечивающих групп при их атаках на вражеские аэродромы и подавлении средств ПВО. Последние две задачи будут также стоять и перед самолетами ударной авиации (фронтовой, дальней и стратегической).

Ключевое условие успешного отражения ВНО – создание всевысотного радиолокационного поля и обеспечение его боевой устойчивости. Решение этой задачи должно быть обеспечено развертыванием сети радиолокационных постов как активной, так и пассивной локации, а также организацией патрулирования самолетов ДРЛО. Опыт противодействия ВНО США и их союзников в ходе войн в Ираке, Югославии, Ливии, Сирии свидетельствует о высокой эффективности применения средств РЭБ и качественно подготовленных и проведенных мер оперативной маскировки. В частности, в ходе войны 2003 года ВС Ирака смогли добиться того, что более 70 процентов ВТО коалиции было использовано по ложным целям, фактически сорвав тем самым первый МРАУ. В Сирии эффективное применение средств РЭБ, судя по всему, позволило свести на нет удар 59 ракет «Томагавк» по аэродрому Шайрат. Поэтому наличие самолетов и вертолетов РЭБ и развертывание таких наземных средств будет обязательным условием успешного отражения удара.

Задачи поражения критически важных объектов и войск противника, авиационной поддержки и обеспечения действий войск других видов ВС РФ решаются: в тактической глубине оперативного построения – преимущественно силами штурмовой авиации и вертолетов, в оперативной глубине – главным образом фронтовой авиацией, в оперативно-стратегической и стратегической глубине – дальней и стратегической авиацией. Условие успешного решения этих задач – эффективная разведка, для ведения которой предстоит сформировать соответствующую группировку разведывательной авиации тактического, оперативного и стратегического назначения.

Из приведенных примеров видно, что в составе авиационной группировки противника морская составляющая будет весьма значительной и может достигать 30–40 процентов от общего числа пилотируемых СВН. Да и КРМБ в подобных боевых действиях, как правило, применяется существенно больше, чем КРВБ. Поэтому перед российской группировкой ВВС встанет как важнейшая задача разгром во взаимодействии с ВМФ группировки ВМС противника. Ее состав может включать три – шесть авианосцев и 40–50 надводных кораблей и подлодок. Главная ударная сила нашего флота в борьбе с надводными силами противника – морская ракетоносная авиация (МРА) выведена из состава ВМФ и передана в состав ВВС. Поэтому основная тяжесть борьбы ляжет именно на ВВС. Для разгрома авианосной группировки противника потребуется порядка 70–90 Ту-22М3 из состава дальней авиации, минимум 10–15 самолетов-разведчиков и соответствующее количество тяжелых истребителей для прикрытия ракетоносцев на маршруте и в районе выполнения боевой задачи.

Арифметика потребного

Грубые оценки показывают, что минимально приемлемый состав группировки наших ВВС в такой ситуации должен включать 120–160 тяжелых истребителей (Су-27, Су-35, Су-30 разных модификаций), 200–220 легких (МиГ-35 и МиГ-29 различных модификаций), 120–150 фронтовых истребителей-бомбардировщиков (Су-34), 100–120 штурмовиков (Су-25 разных модификаций), около 100 Ту-22М3 и до 20 Ту-95МС, Ту-160, 12–15 дивизионов ЗРС большой дальности (С-400 и С-300), 35–45 дивизионов ЗРК средней, малой дальности и ЗРПК, а также порядка 200–300 вертолетов различного назначения. В числе потребных обеспечивающих сил и средств следует отметить 6–12 самолетов ДРЛОиУ (А-50, перспективный А-100), 50–60 различных пилотируемых самолетов разведывательной авиации и несколько сот беспилотных, 20–30 самолетов РЭБ. Всего – 660–770 боевых и 76–112 самолетов наиболее важных элементов боевого обеспечения, действующих во взаимодействии с 50–60 дивизионами различных ЗРС, ЗРК, ЗРПК. Минимально потребное количество КРВБ (Х-555, Х-101) и КРМБ («Калибр») составит 400–500 единиц. В районе боевых действий должно быть создано радиолокационное поле с нижней границей не менее 500 метров, что позволит обеспечить своевременное обнаружение основной части пилотируемых и беспилотных СВН (в ходе ВНО полет основной части их различных групп проходит на высотах от 500 м до 10–12 км). Кроме того, потребуется выделение самолетов для других видов обеспечения.

Представленный потребный состав нашей авиационной группировки существенно меньше того, который может быть задействован противником. Слабость нашей авиационной компоненты компенсируется превосходством в наземных зенитных огневых средствах и их боевых возможностях.

При этом остаются (а с возникновением такого конфликта приобретают еще большую актуальность в силу того, что потенциальные противники России могут воспользоваться отвлечением ее основных сил на локальную войну) другие задачи: контроль воздушно-космической обстановки, стратегическое ядерное и неядерное сдерживание, поддержание в готовности группировки ВВС, способной отразить попытки агрессии на каком-либо другом направлении при сохранении потенциала группировок ВВС, участвующих в прикрытии границ.

Получается, по грубым оценкам, что в составе наших ВВС должно быть 500–600 тяжелых истребителей и перехватчиков, 550–650 легких, 350–400 фронтовых бомбардировщиков, 300–400 штурмовиков (с учебно-боевыми), 150–180 самолетов дальней авиации и 80–90 – стратегической, самолетов ДРЛОиУ – 35–50, самолетов-разведчиков различных классов – минимум 150–180. Итого – 2000–2400. Близко к показателям американских ВВС. Но такие требования никак нельзя считать завышенными, если учесть, что Россия не имеет надежных союзников в отличие от США.

В армейской авиации целесообразно иметь до тысячи единиц боевых и порядка 300–400 вертолетов боевого обеспечения и транспортных. Всего – 1300–1400 машин. Не так уж и много, ведь армейская авиация США, организационно входящая в сухопутные войска, насчитывает около 2700 вертолетов различного назначения.

Потребное количество зенитных огневых средств (ЗРС, ЗРК, ЗРПК) определяется в несколько сотен дивизионов комплексов различной дальности стрельбы и предназначения. Этими силами возможно создание системы зональной ПВО и ПРО важных районов страны и Вооруженных Сил, а также объектовой противовоздушной обороны особо значимых элементов государственной и военной инфраструктуры.

Если сопоставить эти требования с известными из открытых источников данными по техническому оснащению российских ВВС, можно прийти к выводу, что количество тяжелых истребителей, штурмовиков, стратегической авиации и боевых вертолетов примерно соответствует оценочным требованиям. Наиболее серьезный дисбаланс по легким истребителям, самолетам дальней и разведывательной авиации, ДРЛОиУ, а также транспортным и иным обеспечивающим вертолетам. Возможно, такой дисбаланс обусловлен тем, что в первую очередь войска насыщаются образцами боевой техники, которую можно произвести в относительно короткие сроки при сравнительно небольших затратах. Тогда как сложные и дорогостоящие образцы вроде самолетов ДРЛОиУ, а также разведывательной авиации отложены на поздние сроки, в частности в связи с необходимостью разработать и принять на вооружение более совершенные образцы. В целом можно констатировать, что ситуация в российских ВВС заметно лучше, чем в других видах ВС РФ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer