Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»


15 февраля 2019 года Сергей Самарин, Известия


Самолет дальнего радиолокационного обнаружения нового поколения А-100, предназначенный для смены машин А-50 советской разработки, начал очередной этап летных испытаний. Разработчики самолета и представители заказчика отметили возросшие возможности новой машины. «Известия» разбирались в состоянии проекта и перспективах нового «летающего радара».

Последний страж империи

Сирийская операция стала первой для отечественных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 продолжительной кампанией с момента распада СССР и оказалась непростым экзаменом. Работать приходилось не только по воздушным целям. Оборудование А-50 использовалось в том числе для разведки позиций противника на земле, в частности, в ходе операций в районе Алеппо и Пальмиры. Источники «Известий» в Вооруженных силах России отмечают, что во время выполнения некоторых заданий командования А-50 внесли существенный вклад в пополнение базы данных электронных сигналов — вскрывая частоты используемых противником систем связи, направления их работы и т.д.

А-50 с комплексом радиотехнического оборудования «Шмель» со своей задачей справился — применение борта позволяло российским и сирийским военным своевременно обнаружить даже скрытые позиции противника, оснащенные средствами связи и передачи данных, после чего по позициям сирийских боевиков наносились ракетно-бомбовые удары. При этом А-50 попутно задействовали не только для проведения крупных наступательных операций, но и для мониторинга надводной и воздушной обстановки в приграничных районах, что позволяло контролировать действия чужой авиации в прилегающих районах.

Радиолокационное оборудование А-50 позволяет обнаруживать и малозаметные цели, такие как крылатые ракеты на фоне земли. 

Аппаратура непрерывно совершенствовалась, но даже с учетом нескольких программ модернизации А-50 в основе остается все еще советским самолетом разработки 1970-х годов. Именно для его замены создается модернизированный А-100 «Премьер» — самолет, использование которого позволит существенно расширить боевые возможности ВКС и вооруженных сил в целом.

Рубеж обороны

Еще в середине нулевых, когда было подписано и стало обретать первые практические очертания постановление о начале работ по перспективному комплексу ДРЛОиУ, среди главных задач было обозначено повышение быстродействия комплекса  и его способности точно распознавать цели в сложных условиях. В этом отношении А-100 стал настоящим прорывом. Одной из наиболее сложных проблем, которые встали перед разработчиками систем радиотехнического контроля, стала разработка полностью оборудования, не просто сопряженного с антеннами, активными и пассивными датчиками, но и способного с высокой точностью и большой скоростью автоматически определять параметры излучения, исходящего от военной техники и объектов противника, и передавать эти данные войскам.

Самолет А-100 практически полностью повторяет облик самолета ДРЛО А-50, но его надфюзеляжная РЛС, а также активные и пассивные датчики машины «завязаны» на полностью цифровой вычислительный комплекс, что позволяет проводить сканирование местности на удалении до 650 км в два раза быстрее по сравнению с А-50. Такой комплекс, как отмечают источники «Известий» в ОПК, позволит значительно улучшить управление фронтовой и истребительной авиацией на поле боя. При этом максимальные скоростные параметры обнаруживаемых целей ограничиваются скоростью  3,3–3,5 тыс. км/ч.

«Исходя из скоростных и других параметров цели БЦВМ сможет высчитывать не только точку встречи, но и проинформирует экипажи о типах воздушных судов и работе бортовых комплексов радиоэлектронной разведки», — отметил источник «Известий» в военной промышленности.

Новая волна

Как и комплексы ДРЛОиУ прошлого поколения, электроника «Премьера» будет работать в сантиметровом диапазоне. Вместе с тем его оборудование создано с учетом требований повышения способностей «летающих радаров» по обнаружению малозаметных целей. В частности, дальность обнаружения крылатых ракет должна возрасти с 200 до более 300 км. 

За эти возможности, как отмечают источники «Известий» в ОПК, отвечает РЛС с активной фазированной антенной решеткой, выполненная на новой элементной базе. Совершенствование оборудования и программного обеспечения позволит значительно быстрее, лучше и качественнее решать и другие типовые задачи. Некоторые специалисты предполагают, что дальность обнаружения самолетов противника радаром А-100 может вплотную приблизиться к тысяче километров и даже превысить этот показатель.

Поставки А-100 в ВКС России должны начаться уже в 2020 году, однако с быстрым серийным производством могут возникнуть некоторые сложности. Учитывая постепенную модернизацию комплексов ДРЛОиУ А-50, текущая потребность ВКС РФ в новых самолетах радиолокационного дозора оценивается не менее чем в 20 единиц. С учетом возможного списания А-50 в следующие 10–12 лет потребность в А-100 оценивается в 30–35 самолетов, а в случае интереса к комплексам этого типа со стороны зарубежных заказчиков, к примеру, таких, как Индия, нагрузку на предприятия ВПК придется значительно увеличить.

В разговоре с корреспондентом «Известий» военный эксперт Юрий Лямин отметил, что необходимость замены А-50 и модернизированных А-50У может возникнуть заметно быстрее, чем ожидалось.

«Даже модернизированные А-50У сейчас нуждаются в замене. Если учесть, что ресурс самолетов этого типа будет скоро исчерпан, к замене авиапарка и серийному производству А-100 нужно готовиться уже сейчас», — отметил эксперт.

Пока неизвестно, как будет реализована программа создания А-100 с учетом объемов финансирования ГОЗ до 2027 года, однако в целях обеспечения нормального функционирования Сухопутных войск, истребительной, оперативно-тактической авиации и вооруженных сил в целом эксперты считают необходимым выделение работ над А-100 в список приоритетных проектов.

Темпы производства А-100 будут зависеть не только от возможностей поставщиков радиолокационного оборудования, но и от дальнейшего хода программы производства в России самолетов Ил-76МД-90А. Пока что на этой платформе, помимо собственно транспортных «семьдесят шестых», создается еще и  «летающий танкер» Ил-78М-90А, и, собственно, «летающий радар». В дефиците находятся все три типа машин, и то, каким образом в итоге будут расставлены приоритеты, — возможно, самый интересный вопрос.

Проблема, однако, в том, что темпы производства самолетов Ил-76МД-90А на ульяновском «Авиастаре» пока далеки от желаемых — выполнение известного календарного плана, предусматривающего сдачу 36 серийных машин до конца 2022 года, ставится под сомнение.

По прогнозам специалистов, до 2027 года «Авиастар» в оптимистичном сценарии сможет сдать до 50 самолетов, включая сюда как военно-транспортные Ил-76МД-90А, так и конвертируемые транспортники/заправщики Ил-78М-90А. С учетом этого, а также немалой стоимости самих А-100 (по некоторым прогнозным оценкам серийные А-100 обойдутся бюджету не менее чем в 15 млрд рублей за единицу), количество серийных самолетов этого типа, которые будут построены в рамках ГПВ до 2027 года, вряд ли превысит десять.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer