Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»


15 февраля 2019 года Сергей Самарин, Известия


Самолет дальнего радиолокационного обнаружения нового поколения А-100, предназначенный для смены машин А-50 советской разработки, начал очередной этап летных испытаний. Разработчики самолета и представители заказчика отметили возросшие возможности новой машины. «Известия» разбирались в состоянии проекта и перспективах нового «летающего радара».

Последний страж империи

Сирийская операция стала первой для отечественных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 продолжительной кампанией с момента распада СССР и оказалась непростым экзаменом. Работать приходилось не только по воздушным целям. Оборудование А-50 использовалось в том числе для разведки позиций противника на земле, в частности, в ходе операций в районе Алеппо и Пальмиры. Источники «Известий» в Вооруженных силах России отмечают, что во время выполнения некоторых заданий командования А-50 внесли существенный вклад в пополнение базы данных электронных сигналов — вскрывая частоты используемых противником систем связи, направления их работы и т.д.

А-50 с комплексом радиотехнического оборудования «Шмель» со своей задачей справился — применение борта позволяло российским и сирийским военным своевременно обнаружить даже скрытые позиции противника, оснащенные средствами связи и передачи данных, после чего по позициям сирийских боевиков наносились ракетно-бомбовые удары. При этом А-50 попутно задействовали не только для проведения крупных наступательных операций, но и для мониторинга надводной и воздушной обстановки в приграничных районах, что позволяло контролировать действия чужой авиации в прилегающих районах.

Радиолокационное оборудование А-50 позволяет обнаруживать и малозаметные цели, такие как крылатые ракеты на фоне земли. 

Аппаратура непрерывно совершенствовалась, но даже с учетом нескольких программ модернизации А-50 в основе остается все еще советским самолетом разработки 1970-х годов. Именно для его замены создается модернизированный А-100 «Премьер» — самолет, использование которого позволит существенно расширить боевые возможности ВКС и вооруженных сил в целом.

Рубеж обороны

Еще в середине нулевых, когда было подписано и стало обретать первые практические очертания постановление о начале работ по перспективному комплексу ДРЛОиУ, среди главных задач было обозначено повышение быстродействия комплекса  и его способности точно распознавать цели в сложных условиях. В этом отношении А-100 стал настоящим прорывом. Одной из наиболее сложных проблем, которые встали перед разработчиками систем радиотехнического контроля, стала разработка полностью оборудования, не просто сопряженного с антеннами, активными и пассивными датчиками, но и способного с высокой точностью и большой скоростью автоматически определять параметры излучения, исходящего от военной техники и объектов противника, и передавать эти данные войскам.

Самолет А-100 практически полностью повторяет облик самолета ДРЛО А-50, но его надфюзеляжная РЛС, а также активные и пассивные датчики машины «завязаны» на полностью цифровой вычислительный комплекс, что позволяет проводить сканирование местности на удалении до 650 км в два раза быстрее по сравнению с А-50. Такой комплекс, как отмечают источники «Известий» в ОПК, позволит значительно улучшить управление фронтовой и истребительной авиацией на поле боя. При этом максимальные скоростные параметры обнаруживаемых целей ограничиваются скоростью  3,3–3,5 тыс. км/ч.

«Исходя из скоростных и других параметров цели БЦВМ сможет высчитывать не только точку встречи, но и проинформирует экипажи о типах воздушных судов и работе бортовых комплексов радиоэлектронной разведки», — отметил источник «Известий» в военной промышленности.

Новая волна

Как и комплексы ДРЛОиУ прошлого поколения, электроника «Премьера» будет работать в сантиметровом диапазоне. Вместе с тем его оборудование создано с учетом требований повышения способностей «летающих радаров» по обнаружению малозаметных целей. В частности, дальность обнаружения крылатых ракет должна возрасти с 200 до более 300 км. 

За эти возможности, как отмечают источники «Известий» в ОПК, отвечает РЛС с активной фазированной антенной решеткой, выполненная на новой элементной базе. Совершенствование оборудования и программного обеспечения позволит значительно быстрее, лучше и качественнее решать и другие типовые задачи. Некоторые специалисты предполагают, что дальность обнаружения самолетов противника радаром А-100 может вплотную приблизиться к тысяче километров и даже превысить этот показатель.

Поставки А-100 в ВКС России должны начаться уже в 2020 году, однако с быстрым серийным производством могут возникнуть некоторые сложности. Учитывая постепенную модернизацию комплексов ДРЛОиУ А-50, текущая потребность ВКС РФ в новых самолетах радиолокационного дозора оценивается не менее чем в 20 единиц. С учетом возможного списания А-50 в следующие 10–12 лет потребность в А-100 оценивается в 30–35 самолетов, а в случае интереса к комплексам этого типа со стороны зарубежных заказчиков, к примеру, таких, как Индия, нагрузку на предприятия ВПК придется значительно увеличить.

В разговоре с корреспондентом «Известий» военный эксперт Юрий Лямин отметил, что необходимость замены А-50 и модернизированных А-50У может возникнуть заметно быстрее, чем ожидалось.

«Даже модернизированные А-50У сейчас нуждаются в замене. Если учесть, что ресурс самолетов этого типа будет скоро исчерпан, к замене авиапарка и серийному производству А-100 нужно готовиться уже сейчас», — отметил эксперт.

Пока неизвестно, как будет реализована программа создания А-100 с учетом объемов финансирования ГОЗ до 2027 года, однако в целях обеспечения нормального функционирования Сухопутных войск, истребительной, оперативно-тактической авиации и вооруженных сил в целом эксперты считают необходимым выделение работ над А-100 в список приоритетных проектов.

Темпы производства А-100 будут зависеть не только от возможностей поставщиков радиолокационного оборудования, но и от дальнейшего хода программы производства в России самолетов Ил-76МД-90А. Пока что на этой платформе, помимо собственно транспортных «семьдесят шестых», создается еще и  «летающий танкер» Ил-78М-90А, и, собственно, «летающий радар». В дефиците находятся все три типа машин, и то, каким образом в итоге будут расставлены приоритеты, — возможно, самый интересный вопрос.

Проблема, однако, в том, что темпы производства самолетов Ил-76МД-90А на ульяновском «Авиастаре» пока далеки от желаемых — выполнение известного календарного плана, предусматривающего сдачу 36 серийных машин до конца 2022 года, ставится под сомнение.

По прогнозам специалистов, до 2027 года «Авиастар» в оптимистичном сценарии сможет сдать до 50 самолетов, включая сюда как военно-транспортные Ил-76МД-90А, так и конвертируемые транспортники/заправщики Ил-78М-90А. С учетом этого, а также немалой стоимости самих А-100 (по некоторым прогнозным оценкам серийные А-100 обойдутся бюджету не менее чем в 15 млрд рублей за единицу), количество серийных самолетов этого типа, которые будут построены в рамках ГПВ до 2027 года, вряд ли превысит десять.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer