Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране


15 февраля 2019 года Андрей Меньшенин, Фонтанка


Европейский консорциум Airbus отказался от производства самого большого в мире пассажирского самолета Airbus A380, закончились заказы. У России и Пулково с этим самолетом особые отношения.

Новый стандарт дальних путешествий с комфортом. В начале XXI века проект Airbus A380 произвел такой же «вау»-эффект, как «Титаник» в начале века прошлого. Впервые в самолете появилась полноценная вторая палуба, идущая вдоль всего фюзеляжа. Стало хватать места, чтобы оборудовать каюты для пассажиров по стандартам наземных отелей. Самые дорогие билеты открывали доступ в апартаменты с личным адъютантом и возможностью принять душ на высоте 10 000 метров над землей во время многочасового полета. Новому самолету прочили долгое будущее на рынке трансконтинентальных рейсов. Проект просуществовал 12 лет.

14 февраля 2019 года генеральный директор Airbus Том Эндерс заявил журналистам, что у консорциума нет оснований продолжать производство Airbus A380. Последний покупатель – авиакомпания Emirates – сократила портфель заказов, и, поскольку у консорциума нет отставания по графику сборки самолетов этого типа, последний А380 будет изготовлен в 2021 году. 

Авиакомпании перестали заказывать новые самолеты в основном благодаря двум мировым трендам. Во-первых, цены на нефть, а значит и на авиатопливо, после 2014 года заметно снизились. Это вернуло авиакомпаниям возможность лучше использовать менее вместительные самолеты и оптимизировать флот для маршрутной сети, избавив от необходимости возить пустые кресла. Во-вторых, за это время появились новые типы воздушных судов с меньшим количеством двигателей, но такими же возможностями для дальних полетов. Уменьшение двигателей с четырех до двух дает авиаперевозчикам экономию топлива и расходов на техобслуживание. 

Российский след, которого не было

В 1990-х годах все было иначе. Растущие цены на нефть и уменьшающееся количество временных слотов в аэропортах подтолкнуло авиаконструкторов к мысли о новом большом самолете. Такой лайнер должен был перевозить за один полет больше пассажиров, чем другие, экономя время в расписании аэропорта, место на загруженных авиатрассах и расходы авиакомпаний на зарплату пилотам. Новый самолет упоминался как проект А3ХХ. 

Здесь нужно подчеркнуть, что консорциум Airbus является крупным объединением авиазаводов и конструкторских бюро нескольких европейских стран со штаб-квартирой во Франции. Задумывая проект самого большого самолета, Airbus искали партнеров по всему миру. В 1997 году европейцы вели переговоры с коллегами из России. Отечественным авиаконструкторам предлагали инвестировать в проект. Понимая сложную финансовую ситуацию в стране, европейские банки предлагали свои кредиты. С технической точки зрения предполагалось, что россияне могли бы спроектировать роликовый пол для грузовой версии Airbus A380. 

Переговоры дали неожиданный результат. КБ «Сухой» продемонстрировало Airbus свой собственный проект двухэтажного самолета под именем «Крылья России – 860». Цифра в названии указывала на максимальное количество пассажиров, которое самолет мог бы взять на борт. «КР-860» в некоторых моментах брал пример с А3ХХ. Например, российский самолет, как и Airbus, должен был управляться с помощью системы Fly-by-wire, когда пилот из кабины задает лишь необходимое направление полета, а бортовой компьютер сам решает, насколько нужно отклонить управляющие поверхности самолета, чтобы он туда полетел. Планировалось, что в воздух российский двухпалубный лайнер будут поднимать четыре двигателя General Electric CF6-80E1. Был вариант и с российскими ПС-90 или НК-83.

Стендовый макет самолета «Крылья России – 860» демонстрировали на международных авиасалонах в Ле-Бурже и Фарнборо, но дальше этого проект «не полетел». Первый Airbus A380 поднялся в воздух в 2005 году, а его коммерческий рейс состоялся в 2007.

В ожидании чуда

Российское авиационное сообщество с нетерпением ждало появления самого большого самолета в самой большой стране. Летающий гигант добрался до Москвы лишь в 2009. В Домодедово прилетел один из тестовых Airbus A380. В его салоне вместо кресел было установлено оборудование для измерения параметров полета. Следующий визит случился в 2011 году в рамках международного авиасалона «МАКС» на аэродроме Раменское в Подмосковье. Вновь это был самолет «без салона», но летающего гиганта смогли увидеть множество соотечественников. Впервые пассажирский А380 с креслами внутри прилетел в московский Внуково в 2012 году. Так авиакомпания Lufthansa отметила начало полетов в новый для них аэропорт, хотя впоследствии этот самолет никогда не летал на рейсах в Германию.

На российских рейсах А380 впервые мог появиться в 2010-х. В 2011 году исполнительный вице-президент Airbus по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону Кристофер Бакли сообщил журналистам, что авиакомпания «Аэрофлот» и представители консорциума создали рабочую группу. Ее главной целью было изучение возможностей эксплуатации А380 на российских маршрутах.

В 2012 году «ВТБ Лизинг» разместил заказ на четыре А380 в интересах авиакомпании «Трансаэро». Стоимость пакета составила 13,8 млрд рублей. После банкротства авиакомпании, «ВТБ Лизинг» в 2017 году заявил о намерении продать контракт иностранной компании, поскольку в России для этих самолетов заинтересованных покупателей не нашлось.

В Петербурге к приему А380 готовились капитально. Способность принимать самолеты такого класса была одной из целей масштабной реконструкции аэропорта в 2013 году. Для А380 расширили рулежки и стоянки, избавились от двух сателлитов в середине основного перрона. Ждать пришлось долго. Первый А380 прилетел в Пулково лишь в конце 2018 года. Авиакомпания Emirates на четыре дня в октябре заменила Boeing 777-300ER на Airbus А380 на рейсах из Дубая.

По данным на 31 декабря 2018 года, в мире летают 232 самолета этого типа. В списке эксплуатантов 14 авиакомпаний, большинство из Европы и Азии. Хотя новых самолетов Airbus А380 после 2021 года не появится, летающие гиганты еще будут встречаться в небе как минимум в течение следующего десятилетия. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer