Системное решение проблем Utair
В правительстве рассматривают «варианты системного решения» проблем пятой по размеру российской авиакомпании Utair, заявил РБК вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспортную отрасль.
Если для вывода компании из сложной финансовой ситуации «надо вступить в переговоры с собственником, поменять менеджмент, привлечь новых акционеров, это открытые возможности», сказал он.
О банкротстве Акимов отозвался как о «самом худшем» и «неуместном по многим причинам» способе выхода из положения. «Не только потому, что это крайне болезненная процедура — у компании есть большой вертолетный парк, или потому, что бренд сам по себе дорог. Нам дорога структура рынка. Мы не можем все время отрезать (банкротить авиакомпании. — РБК)», — заявил он.
По мнению вице-премьера, это приводит к тому, что на рынке «остается одна компания, которая приходит и говорит, вы знаете, а у меня теперь тоже дела очень плохи, субсидию дайте». «Это [уход авиакомпании с рынка] тупик», — подчеркнул он.
Задачей властей в сложившейся ситуации Акимов назвал расширение конкуренции. «Я жду доклада Минтранса, в чем заключается новая системная модель бизнеса Utair. Подход «давайте дольем денег сейчас, но через два года мы к вам снова придем» меня не устроит», — заверил он.
«Мы рассматриваем варианты системного решения. Еще раз хочу сказать, жесткое решение лучше, чем несистемное. Самое страшное решение — несистемное, ситуативное», — сказал вице-премьер.
РБК направил запрос в пресс-службу Utair.
О том, что Utair начала процедуру реструктуризации семилетнего кредита на 18,9 млрд руб., который был предоставлен ей в 2015 году синдикатом из 11 банков, стало известно в начале декабря прошлого года. Позже в том же месяце авиакомпания заявила, что решила приостановить выплаты процентов по этому кредиту. Таким образом, перевозчик надеялся обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон. Компания обещала возобновить выплаты только летом 2019 года — к этому времени, по оценкам представителей Utair, она сможет аккумулировать средства. Однако большинство банков с такой идеей не согласились (ее поддержал только Сбербанк). В итоге авиакомпания допустила дефолт.
По итогам 2018 года Utair заняла пятое место среди крупнейших российских авиакомпаний, перевезя 7,65 млн пассажиров (всего российские авиакомпании обслужили 116 млн человек). Как следует из отчета компании по МСФО за первое полугодие 2018 года, у нее были банковские кредиты на общую сумму 38,66 млрд руб. со сроком погашения в 2020–2027 годах.
В 2015 году Utair уже проводила реструктуризацию задолженности, тогда перевозчик рефинансировал два синдицированных кредита на общую сумму 42,6 млрд руб. и два облигационных займа еще на 13,3 млрд руб. В тот раз на помощь перевозчику пришел основной акционер — НПФ «Сургутнефтегаз», его «дочке» «АК-Инвест» на тот момент принадлежало 50,1% Utair. «Если бы «Сургутнефтегаз» не поддерживал их, они бы обанкротились», — говорил после этого гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов.
В январе 2019 года «Ведомости» сообщали, что кредиторы надеются, что нефтяная компания окажет Utair финансовую помощь и на этот раз. Однако, по данным газеты, на совещаниях в Минтрансе в конце 2018 года представители «Сургутнефтегаза» вели себя уже скорее как кредиторы, а не как акционеры перевозчика. Формально структуры «Сургутнефтегаза» больше не владеют перевозчиком, поскольку НПФ «Сургутнефтегаз» прошел акционирование и на 100% теперь принадлежит фонду «Пенсионное сопровождение» Валерия Ефимова. Помимо структуры НПФ «Сургутнефтегаз» основными акционерами Utair являются Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%).
РБК направил запросы всем трем основным акционерам — в НПФ «Сургутнефтегаз», в ХМАО и Тюменскую область.
Utair обещает расплатиться по долгам
На прошлой неделе, 7 февраля, на совещании в Минтрансе, где обсуждалась ситуация с долгами Utair, новую финансовую модель топ-менеджеры авиакомпании так и не предоставили, выяснил РБК. Работа над финансовой моделью Utair, на базе которой будет разработана схема комплексной реструктуризации долгов (кредитов, облигаций и другой задолженности), продолжается, говорится в пресс-релизе Utair, поступившем в РБК во вторник, 12 февраля: компания и ее консультанты «поставили перед собой цель» завершить подготовку финансовой модели к концу февраля — началу марта. Utair продолжает реструктуризацию долговых обязательств, которую планирует завершить к середине 2019 года, добавил управляющий директор Райффайзенбанка (консультант Utair по реструктуризации) Дмитрий Средин.
«Авиакомпания находится в постоянном диалоге с банками-кредиторами в формате конференц-звонков, двусторонних встреч, в том числе с участием представителей акционеров Utair, а также многосторонних совещаний, в частности в Министерстве транспорта», — подчеркивается в сообщении Utair. За счет мер по оптимизации расходов (оптимизации парка и маршрутной сети, а также повышения топливной эффективности) в начале 2019 года у компании появилась возможность до конца февраля 2019 года направить часть высвобождающихся финансовых ресурсов на частичное погашение просроченной задолженности по синдицированному кредиту и другим долгам, указывает пресс-служба.
У Utair отсутствует просроченная задолженность перед персоналом, государством (по налогам и сборам) и коммерческими контрагентами (по оплате топлива и аэропортовых услуг), компания «полностью и своевременно» обслуживает лизинговый портфель, отметил гендиректор Utair Андрей Мартиросов (его слова приводятся в сообщении).
Однако в Росавиации, комментируя ситуацию, заявили о хороших показателях перевозчика по итогам января 2019 года. «Что касается прошлой задолженности авиакомпании, то это предмет дальнейшей работы с кредиторами», — подчеркивал руководитель ведомства Александр Нерадько.
В правительстве рассматривают «варианты системного решения» проблем пятой по размеру российской авиакомпании Utair, заявил РБК вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспортную отрасль.
Если для вывода компании из сложной финансовой ситуации «надо вступить в переговоры с собственником, поменять менеджмент, привлечь новых акционеров, это открытые возможности», сказал он.
О банкротстве Акимов отозвался как о «самом худшем» и «неуместном по многим причинам» способе выхода из положения. «Не только потому, что это крайне болезненная процедура — у компании есть большой вертолетный парк, или потому, что бренд сам по себе дорог. Нам дорога структура рынка. Мы не можем все время отрезать (банкротить авиакомпании. — РБК)», — заявил он.
По мнению вице-премьера, это приводит к тому, что на рынке «остается одна компания, которая приходит и говорит, вы знаете, а у меня теперь тоже дела очень плохи, субсидию дайте». «Это [уход авиакомпании с рынка] тупик», — подчеркнул он.
Задачей властей в сложившейся ситуации Акимов назвал расширение конкуренции. «Я жду доклада Минтранса, в чем заключается новая системная модель бизнеса Utair. Подход «давайте дольем денег сейчас, но через два года мы к вам снова придем» меня не устроит», — заверил он.
«Мы рассматриваем варианты системного решения. Еще раз хочу сказать, жесткое решение лучше, чем несистемное. Самое страшное решение — несистемное, ситуативное», — сказал вице-премьер.
РБК направил запрос в пресс-службу Utair.
О том, что Utair начала процедуру реструктуризации семилетнего кредита на 18,9 млрд руб., который был предоставлен ей в 2015 году синдикатом из 11 банков, стало известно в начале декабря прошлого года. Позже в том же месяце авиакомпания заявила, что решила приостановить выплаты процентов по этому кредиту. Таким образом, перевозчик надеялся обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон. Компания обещала возобновить выплаты только летом 2019 года — к этому времени, по оценкам представителей Utair, она сможет аккумулировать средства. Однако большинство банков с такой идеей не согласились (ее поддержал только Сбербанк). В итоге авиакомпания допустила дефолт.
По итогам 2018 года Utair заняла пятое место среди крупнейших российских авиакомпаний, перевезя 7,65 млн пассажиров (всего российские авиакомпании обслужили 116 млн человек). Как следует из отчета компании по МСФО за первое полугодие 2018 года, у нее были банковские кредиты на общую сумму 38,66 млрд руб. со сроком погашения в 2020–2027 годах.
В 2015 году Utair уже проводила реструктуризацию задолженности, тогда перевозчик рефинансировал два синдицированных кредита на общую сумму 42,6 млрд руб. и два облигационных займа еще на 13,3 млрд руб. В тот раз на помощь перевозчику пришел основной акционер — НПФ «Сургутнефтегаз», его «дочке» «АК-Инвест» на тот момент принадлежало 50,1% Utair. «Если бы «Сургутнефтегаз» не поддерживал их, они бы обанкротились», — говорил после этого гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов.
В январе 2019 года «Ведомости» сообщали, что кредиторы надеются, что нефтяная компания окажет Utair финансовую помощь и на этот раз. Однако, по данным газеты, на совещаниях в Минтрансе в конце 2018 года представители «Сургутнефтегаза» вели себя уже скорее как кредиторы, а не как акционеры перевозчика. Формально структуры «Сургутнефтегаза» больше не владеют перевозчиком, поскольку НПФ «Сургутнефтегаз» прошел акционирование и на 100% теперь принадлежит фонду «Пенсионное сопровождение» Валерия Ефимова. Помимо структуры НПФ «Сургутнефтегаз» основными акционерами Utair являются Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%).
РБК направил запросы всем трем основным акционерам — в НПФ «Сургутнефтегаз», в ХМАО и Тюменскую область.
Utair обещает расплатиться по долгам
На прошлой неделе, 7 февраля, на совещании в Минтрансе, где обсуждалась ситуация с долгами Utair, новую финансовую модель топ-менеджеры авиакомпании так и не предоставили, выяснил РБК. Работа над финансовой моделью Utair, на базе которой будет разработана схема комплексной реструктуризации долгов (кредитов, облигаций и другой задолженности), продолжается, говорится в пресс-релизе Utair, поступившем в РБК во вторник, 12 февраля: компания и ее консультанты «поставили перед собой цель» завершить подготовку финансовой модели к концу февраля — началу марта. Utair продолжает реструктуризацию долговых обязательств, которую планирует завершить к середине 2019 года, добавил управляющий директор Райффайзенбанка (консультант Utair по реструктуризации) Дмитрий Средин.
«Авиакомпания находится в постоянном диалоге с банками-кредиторами в формате конференц-звонков, двусторонних встреч, в том числе с участием представителей акционеров Utair, а также многосторонних совещаний, в частности в Министерстве транспорта», — подчеркивается в сообщении Utair. За счет мер по оптимизации расходов (оптимизации парка и маршрутной сети, а также повышения топливной эффективности) в начале 2019 года у компании появилась возможность до конца февраля 2019 года направить часть высвобождающихся финансовых ресурсов на частичное погашение просроченной задолженности по синдицированному кредиту и другим долгам, указывает пресс-служба.
У Utair отсутствует просроченная задолженность перед персоналом, государством (по налогам и сборам) и коммерческими контрагентами (по оплате топлива и аэропортовых услуг), компания «полностью и своевременно» обслуживает лизинговый портфель, отметил гендиректор Utair Андрей Мартиросов (его слова приводятся в сообщении).
Однако в Росавиации, комментируя ситуацию, заявили о хороших показателях перевозчика по итогам января 2019 года. «Что касается прошлой задолженности авиакомпании, то это предмет дальнейшей работы с кредиторами», — подчеркивал руководитель ведомства Александр Нерадько.