Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самописцы доставят в Москву


29 декабря 2019 года Юрий Когалов, Российская газета


В воскресенье в Казахстане прошли похороны погибших в результате авиакатастрофы близ Алма-Аты самолета Fokker 100 компании Bek Air. Авиакатастрофа, произошедшая утром 27 декабря при взлете воздушного судна, унесла жизни 12 человек, еще 67 пострадали. Всего на борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа.

В больницах остаются 47 человек, в том числе 9 детей. Семь человек, по словам представителя управления общественного здоровья Алма-Аты, находятся в тяжелом состоянии. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования семьям погибших и обещал наказать виновных в аварии. Он также поблагодарил алмаатинцев за проявленную "готовность помочь ближнему" (уже в день трагедии около 500 человек стали донорами крови), а жителей поселка Гульдала, возле которого упал самолет, за их помощь службам спасения.

Согласно последним данным, самолет Fokker 100 выполнявший рейс по маршруту Алма-Ата - Нур-Султан, вскоре после взлета потерял высоту и рухнул на жилой сектор. Специалисты рассматривают различные версии ЧП, в том числе техническую неисправность (свидетели говорят про проблемы с двигателем), ошибку пилотирования и неблагоприятные метеоусловия (в том районе стоял густой туман). По словам выживших, в момент взлета самолет содрогнулся, будто за что-то зацепился, затем он завибрировал и рухнул на землю. Передняя часть Fokker 100 от удара оторвалась (именно там в основном располагались погибшие). Выжившие испугались, что самолет взорвется, и поспешили отбежать от него, но затем часть из них вернулась, чтобы помочь пострадавшим (некоторые оказались зажаты бетонными блоками здания, в которое врезался лайнер). По данным местных СМИ, в разгар спасательных работ на прибывших на помощь чуть не обрушилась крыша здания, которое протаранил Fokker 100: железные листы упали всего в нескольких метрах от них. Расшифровкой данных черных ящиков займутся российские специалисты - из Межгосударственного авиационного комитета. Представитель МАК уже прибыл в Алма-Ату, чтобы забрать бортовые самописцы в Москву.

Комментарий

Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Что из себя представляет Fokker 100? Это самолет, выпускавшийся в Нидерландах. Оснащен двумя расположенными в хвостовой части реактивными двигателями. Благодаря низким эксплуатационным расходам, с Fokker 100 мало кто мог конкурировать в 80-е годы среди самолетов вместимостью около cта пассажиров. Однако в 90-е появились более эффективные самолеты. И в 1997 году Fokker перестал выпускаться. Всего было построено 283 машины. С 2000 года перевозчики стали выводить эти самолеты из своих авиапарков. Но некоторые (в первую очередь в Австралии и Иране) продолжают их эксплуатировать. В том числе и казахстанская Bek Air.

Всего официально зарегистрировано 39 авиационных происшествий с данным типом воздушного судна. Потеряны 16 самолетов. При этом погибли 203 человека. Из общего списка ЧП с Fokker 100 привлекают внимание те, которые произошли при схожих обстоятельствах. Так, 5 марта 1993 года в аэропорту Скопье (бывшая Югославская Республика Македония) сразу после взлета потерпел катастрофу Fokker 100 авиакомпании Palair Macedonian Airlines. Из 97 человек на борту погибли 83. Что установило следствие? Во время стоянки самолета на перроне после его прибытия из предыдущего рейса шел небольшой снег. Противообледенительную обработку машины решили не проводить. А через 2 секунды после отрыва от полосы началась сильная вибрация, неожиданно и резко развился правый крен в 10 , моментально после этого - левый крен в 50 и правый крен в 55 ... Вывод расследователей: столкновение с землей в крутом правом крене вскоре после взлета было вызвано потерей управляемости из-за наличия льда на крыльях. Ситуация возникла из-за отсутствия обработки воздушного судна противообледенительной жидкостью.

Похожая история произошла 25 января 2007 года - с Fokker 100 французской Rgional Compagnie Arienne Europenne. Сразу после взлета с аэродрома По - один крен, другой... Капитан принял решение: взлет прекратить. Самолет пробил ограждение аэропорта, и, уже без шасси, "осел" на склоне оврага. Погиб водитель проезжавшего грузовика, но на борту все остались живы. И опять эксперты установили: потеря управления вызвана наличием льда на поверхности крыльев...

Какие тут способствующие факторы? Недостаточная осведомленность о рисках, связанных с обледенением на земле и изменениями в летных характеристиках воздушного судна. Чувствительность небольших самолетов, не оборудованных обогревом, к образованию льда на поверхностях при нахождении на земле. Недостаточная информированность экипажа о процедурах тактильной проверки состояния поверхностей в условиях обледенения и недостаточность действий наземных техников. А вот информация, которая впрямую и не касается катастрофы в Алма-Ате, но может быть с ней связана. 10 марта 1989 года после взлета из аэропорта Драйден (США) не смог набрать высоту Fokker F28-1000 Fellowship авиакомпании Air Ontario. Резкая потеря летных характеристик была вызвана наличием льда на крыльях. Через три года, 22 марта 1992 года, то же самое - с Fokker F28-1000 USAir: после взлета из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия самолет резко накренился и почти в перевернутом состоянии столкнулся с землей. Расследование показало: ледовая корка... Что может объединять эти два разных типа самолета? Многое: Fokker 100 - удлиненная версия модели Fokker F28 Fellowship. Конечно, специалисты разберутся, что стало причиной крушения Fokker 100 под Алма-Атой. Мы просто обращаем внимание на ситуации, схожие с тем, что произошло в Казахстане. Ведь по сообщению пассажиров, покидавших самолет через аварийный выход на крыло, оно было скользким настолько, что почти все падали.

Подготовила Наталия Ячменникова




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbLgZ
Услуги мастера: http://ekb.youdo.com/remont/podkljuch/flat/cosmetic/ - рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer