Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Падение Меленберга


25 декабря 2019 года Игорь Дунаевский, Российская газета


Глава Boeing Деннис Меленберг отправлен в отставку. Совет директоров компании решил, что "перемены в лидерстве необходимы для восстановления доверия". На фоне того грандиозного кризиса, в котором находится одна из крупнейших авиастроительных корпораций, эта формулировка выглядит более чем логичной. Но то, как долго и неохотно шла к этому шагу компания Boeing, стало свидетельством явных перекосов в кадровой культуре Америки.

Меленберг возглавил Boeing в 2015 году, и поначалу его превозносили за троекратный рост стоимости компании и рекордную прибыль. Но затем под его руководством корпорация оказалась в глубочайшем кризисе. Отправными точками стали крушения лайнеров 737 MAX в Индонезии и Эфиопии. Погибли 346 человек. После второго крушения стали множиться слухи о том, что дело в ошибках в новейшей системе управления MCAS, установленной на этих самолетах. По всему миру запретили полеты 737 MAX. Стали срываться контракты с авиакомпаниями на поставку этих лайнеров. Началось масштабное расследование, в ходе которого выяснилось, что дело не в недосмотре или ошибке, а в умышленных попытках Boeing закрыть глаза на проблемы с безопасностью, возникавшие в процессе тестирования систем самолета. Казалось бы, что может быть хуже для репутации авиастроительной компании, чем публичное обвинение ее руководства в небрежном отношении к безопасности пассажиров. На фоне провалов с 737 MAX компания Boeing во втором квартале докатилась до убыточности.

Более того, проблемы наметились и на других фронтах. Последним разочарованием стал пятничный запуск с мыса Канаверал (штат Флорида) к МКС капсулы Starliner, разработанной Boeing для отправки астронавтов на орбиту. Произошел сбой, и стыковка не состоялась, что в очередной раз грозит сдвинуть сроки возвращения американцев в пилотируемую космонавтику.

А Меленберг все сидел в своем кресле. В 2018 году он даже получил годовой бонус в размере 13 миллионов долларов. Недавно он выступал на слушаниях, где его отчитывали конгрессмены, но гендиректор отвечал, что "не будет убегать от вызовов" и обещал "исправить ошибки". В чем явно не преуспел, ситуация становилась только хуже. Тем не менее ни один из членов совета директоров Boeing публично не призывал к смене гендиректора, явно пытаясь обойтись полумерами. Ранее Меленберг заявил, что в этом году откажется от премии, но при этом сохранял зарплату, исчисляемую миллионами долларов.

Только после того, как на прошлой неделе Boeing пошла на беспрецедентный шаг и на неопределенный срок приостановила производство 737 MAX, правление Меленберга подошло к концу. Следует понимать, что приостановка производства таких лайнеров - это тяжелейший шаг, нарушающий длинную производственную цепочку, срывающий контракты с сотнями поставщиков деталей для самолетов, влекущий огромные убытки. В HIS Market считают, что из-за снижения темпов производства этих лайнеров американский ВНП в текущем году недосчитался 10 миллиардов долларов, а полная приостановка производства, по разным оценкам, только за первый квартал следующего года может обойтись в 0,6 процента ВНП страны.

Глава Boeing потерял работу скорее из-за финансовых потерь компании, а не из-за человеческих жертв

То, сколь долго Меленберг держался на плаву на фоне этих катастрофических для компании событий, выглядит по меньшей мере странным для США, где в последние годы многие гендиректора теряли работу куда стремительнее за провинности с куда менее трагическими последствиями.

Перечень руководителей, уволенных из-за всплывших воспоминаний о домогательствах в кабинете или на студенческой вечеринке 20- или 30-летней давности, составляет не один десяток имен. Более того, по современным стандартам американской морали даже обвинений в домогательствах не нужно, сам факт романа на работе уже считается несмываемым пятном на репутации. Например, та же Boeing в 2005 году отправила в отставку своего главу Гарри Стоунсайфера за роман с сотрудницей. В прошлом году гендиректор производителя микропроцессоров Intel Брайан Кржанич был скоропостижно уволен за то, что тот вступил в отношения с одной из подчиненных. За аналогичный проступок совет директоров McDonald s пару месяцев назад уволил гендиректора Стивена Истербрука. Это все при том, что Истербрук был холост и никого не насиловал, отношения были добровольными. Но, как поясняет vox.com, "проблема в том, что подчиненный может чувствовать себя принуждаемым к отношениям, опасаясь в противном случае потерять работу". Получается, одной такой логики достаточно для увольнения руководителя компании.

А, например, генерального директора одной из компаний, принадлежащих Olympus, в 2014 году уволили за видеозапись того, как он пинает собаку.

Зачастую такие увольнения происходят под мощным давлением активистов и правозащитников, которое в прессе преподносится как рост кадровых стандартов. Vox.com писала об увольнении Истербрука: "Увольнение демонстрирует, сколь строгими стали компании по отношению к романам на работе на фоне разгула сексуального насилия в корпоративной Америке".

Все сказанное не к тому, чтобы преуменьшить значимость проблем насилия в отношении женщин или животных. Но гибель сотен людей в двух авиакатастрофах из-за явных просчетов Boeing выглядит никак не менее весомой ошибкой. И тем не менее никакой масштабной кампании с требованиями сменить главу корпорации в США никто не разворачивал. Меленберг более года после первого крушения оставался на своей должности и, судя по тому, что о его отставке объявили только после приостановки производства 737 MAX, потерял работу скорее из-за финансовых потерь компании, а не из-за человеческих жертв. Все это создает вопросы относительно того, какие приоритеты ставятся в современной кадровой культуре в США.

Справка "РГ"

29 октября 2018 года Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air через 13 минут после вылета из Джакарты рухнул в воды Яванского моря. Погибли все 189 пассажиров и членов экипажа.

10 марта 2019 года такой же самолет Ethiopian Airlines потерпел крушение в Эфиопии. Авария произошла через 6 минут после взлета и унесла жизни 157 человек.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBr7ih
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer