Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неуправляемый полет: что погубило Су-57 в Хабаровском крае


24 декабря 2019 года Антон Лавров, Известия


Российский истребитель пятого поколения Су-57, который 24 декабря разбился в 120 км к северу от Комсомольска-на-Амуре, планировалось передать ВКС до конца года. Об этом сообщили «Известиям» источники в военном ведомстве. Причиной происшествия мог стать отказ системы управления при выполнении испытательного полета. Эта версия в качестве одной из приоритетных рассматривается специальной комиссией, которой предстоит определить, что привело к ЧП. Помочь экспертам в этом должны данные бортовых самописцев и доклад летчика Су-57, который успешно катапультировался и не получил травм. По счастливому стечению обстоятельств не оказалось жертв и разрушений и в месте падения самолета.

Электронный отказ

Как рассказали «Известиям» знакомые с ситуацией источники в оборонно-промышленном комплексе и военном ведомстве, в настоящее время рассматриваются две основные версии потери самолета: человеческий фактор и отказ бортовых систем.

Одной из возможных причин ЧП собеседники назвали отказ электро-дистанционной системы управления самолета (ЭДСУ). Система могла выйти из строя в результате отказа одного из ее компонентов или сбоя программного обеспечения.

С помощью ЭДСУ осуществляется управление летательным аппаратом, пояснил «Известиям» Герой России, летчик-испытатель Олег Мутовин.

— В процессе полета ЭДСУ передает управляющие движения летчика или системы автоматического управления с помощью электрических сигналов на органы управления — аэродинамические рули или устройства отклонения вектора тяги. Поэтому на Западе для нее принята аббревиатура FBW — Fly-by-Wire, «управление полетом по проводам». Она начала внедряться в 70-х годах и в настоящее время используется не только на военных самолетах, но на гражданских лайнерах и даже на некоторых типах вертолетов.

По словам эксперта, ЭДСУ имеет множество преимуществ — например, избавляет от необходимости использования жестких тяг между органами управления и рулевыми поверхностями. Это позволяет серьезно экономить в весе и в объеме планера, что особо ценится в авиации. Непосредственно рулевые поверхности отклоняют электроприводы. Использование ЭДСУ позволяет достичь боевым самолетам высокой маневренности и эффективности, а гражданским — улучшить экономичность и производительность.

— На Су-57 многоступенчатая система защиты от ошибок пилотирования, — рассказал «Известиям» представитель ВПК, знакомый с ситуацией. — Она не позволяет «загнать» самолет на критические режимы полета. За счет бортовых компьютеров и двигателей с изменяемым вектором тяги машину можно вывести из самых сложных ситуаций. Летчику достаточно нажать на кнопку, и система управления вернет машину в горизонтальный полет.

Полный отказ такой системы в настоящее время — большая редкость, отметил Олег Мутовин, так как обычно сигналы управления передаются одновременно по четырем каналам. Отказ одного из них или поступление по нему ложной информации — повод для перезапуска. При отказе двух каналов лучше вернуться на аэродром, подчеркнул эксперт.

При отказе трех каналов летчик должен перейти в режим «Прямая связь», как его называют на боевых самолетах, — пилот управляет машиной вручную. Алгоритм управления становится упрощенным, но полет поддерживается. Опытный пилот выйдет из такой ситуации без проблем, отметил эксперт.

Другой возможной причиной мог стать отказ двигательной автоматики. Эта система регулирует режимы работы двигателей Су-57 и подачу топлива.

Полтора часа на спасение

После возникновения аварийной ситуации в 4:14 мск (11:14 по местному времени) пилот истребителя катапультировался. Спустя десять минут к месту падения вылетел дежурный заводской вертолет Ми-8 поисково-спасательной службы. Готовы были присоединиться к поисково-спасательной операции самолет Ан-30 и еще один вертолет с аэродрома Хабаровск, но их помощь не потребовалась. Менее чем через полтора часа после катапультирования летчик-испытатель был доставлен на аэродром Дземги.

Бортовые самописцы обнаружили в тот же день. Они находятся в удовлетворительном состоянии. Как сообщил «Известиям» источник с завода, на самолете было также установлено новое тестовое оборудование, которое передавало разработчикам основные параметры полета и работы бортовых систем в режиме реального времени. Эта информация вместе с данными «черных ящиков» поможет ускорить поиск причины летного происшествия.

Точные причины происшествия установит комиссия, которая уже приступила к работе. Самолет еще не был официально передан ВКС и оставался в реестре экспериментальной авиации. Поэтому в соответствии с законодательством расследованием занялся Минпромторг России. По сообщению пресс-службы ведомства, возглавит расследование заместитель министра Олег Бочаров. В комиссию, по данным «Известий», войдут также представители Главкомата ВКС, специалисты ОАК, ОКБ Сухого, ЛИИ имени Громова и 929-го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны.

Что ждет серию

Авария российского истребителя пятого поколения впервые привела к потере самолета. В июне 2014 года двигатель одного из прототипов Су-57 загорелся на испытаниях в подмосковном Жуковском. Борт получил серьезные повреждения, но после ремонта его удалось вернуть в программу летных испытаний.

В конце ноября заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил, что первый серийный истребитель пятого поколения передадут Министерству обороны до конца 2019 года. По данным источников «Известий» в военном ведомстве, именно этот экземпляр — самолет с бортовым номером «01 синий» и заводским № 51001 — и разбился под Комсомольском-на-Амуре. В 2020-м в ВКС должна была поступить еще одна машина этого типа — серьезно нарастить темпы производства самолетов планировалось в последующие годы. Всего же до конца 2027-го по действующим контрактам ВКС должны получить 76 Су-57, которыми будут оснащены три авиационных полка.

При этом происшествие вряд ли скажется на планах по серийному производству истребителя, уверен военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Самолет давно отработан, прошел летные испытания и принят на вооружение, — объяснил он «Известиям». — А от аварийной ситуации не застрахована ни одна машина. Можно вспомнить, как на этапе испытаний упал F-22, какие проблемы были у F-35. Это абсолютно рядовая штатная ситуация. Просто будут установлены причины и приняты меры, — заключил Владислав Шурыгин.

Серийное производство Су-57 официально стартовало в мае 2019 года. Первоначально в действующей государственной программе вооружений на 2018–2027 предусматривалась постройка только 16 новейших истребителей. По личному распоряжению Владимира Путина эти планы были радикально пересмотрены в сторону увеличения. Большая серия позволила Министерству обороны договориться с Объединенной авиастроительной корпорацией о снижении цены на новейший и самый дорогой истребитель России на 20%.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj4c9
Услуги проверенных исполнителей: http://kazan.youdo.com/beauty/stylist/nailextension/ - полное описание.
Смотрите здесь - http://nnovgorod.youdo.com/remont/otdelochnye/wall/panel/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer