Компания Komaksavia Airport Invest Ltd, владеющая 95% акций Avia Invest, управляющей аэропортом Кишинева, перешла под контроль российского бизнесмена Андрея Гончаренко, говорится на странице аэропорта в Facebook. «Дальнейшее развитие аэропорта зависит от объема и стабильности привлекаемых инвестиций,— приводится в группе заявление господина Гончаренко.— В мои планы входит строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) для дальнемагистральных самолетов и нового терминала, самого современного в регионе». В ближайшие годы он намерен увеличить пассажиропоток до 5 млн человек.
Источники “Ъ”, знакомые с состоянием аэропорта, объяснили, что речь идет о реконструкции первой ВПП длиной 3590 м.
Сегодня у аэропорта две полосы, реконструкция второй (2400 м) должна завершиться к лету, тогда и начнутся работы на первой.
Андрей Гончаренко ранее занимал должность первого заместителя гендиректора ЗАО «Газпром Инвест Юг». На странице аэропорта сообщается, что у нового бенефициара присутствуют интересы в строительной и инфраструктурной отраслях, недвижимости и торговле. Собеседники “Ъ” в аэропортовой отрасли незнакомы с предпринимателем и не могут вспомнить о его причастности к отраслевым проектам на территории России.
Президент Молдавии Игорь Додон предположил, что отказ господина Ротшильда от актива мог быть связан с решением властей открыть второй международный аэропорт в Маркулештах на севере страны, разрушив монополию кишиневского авиаузла. Он заметил, что с властями решение бывшего собственника не обсуждалось. Господин Додон намерен вернуть аэропорт под управление государства. По его словам, «активы международного аэропорта заблокированы», а «переход каких-то прав от одного другому не даст никакого эффекта».
Источники “Ъ”, знакомые с состоянием аэропорта, объяснили, что речь идет о реконструкции первой ВПП длиной 3590 м.
Сегодня у аэропорта две полосы, реконструкция второй (2400 м) должна завершиться к лету, тогда и начнутся работы на первой.
Андрей Гончаренко ранее занимал должность первого заместителя гендиректора ЗАО «Газпром Инвест Юг». На странице аэропорта сообщается, что у нового бенефициара присутствуют интересы в строительной и инфраструктурной отраслях, недвижимости и торговле. Собеседники “Ъ” в аэропортовой отрасли незнакомы с предпринимателем и не могут вспомнить о его причастности к отраслевым проектам на территории России.
Президент Молдавии Игорь Додон предположил, что отказ господина Ротшильда от актива мог быть связан с решением властей открыть второй международный аэропорт в Маркулештах на севере страны, разрушив монополию кишиневского авиаузла. Он заметил, что с властями решение бывшего собственника не обсуждалось. Господин Додон намерен вернуть аэропорт под управление государства. По его словам, «активы международного аэропорта заблокированы», а «переход каких-то прав от одного другому не даст никакого эффекта».
Власти Молдавии передали аэропорт Кишинева в концессию на 49 лет компании Avia Invest в ноябре 2013 года. Компания должна инвестировать в аэропорт €244,2 млн, ежегодно отчисляя 1% дохода в бюджет Молдавии. К концу 2018 года концессионер вложил €87 млн. В прошлом году аэропорт нарастил пассажиропоток на 75% — до 2,8 млн человек.
До перехода власти в Молдавии от Демпартии к коалиции пророссийской Партии социалистов с проевропейским блоком Acum Avia Invest контролировал бизнесмен Илан Шор, которого считают близким к опальному олигарху Владимиру Плахотнюку. Летом, после ослабления позиций господина Плахотнюка, представители «Новапорта» Романа Троценко вели переговоры о передаче им Avia Invest, но внезапно компания перешла к структурам Натаниэля Ротшильда. В августе Высший совет безопасности Молдавии принял решение расторгнуть концессию из-за нарушений, допущенных концессионером.
«Да, у нас интерес есть, если они (власти Молдавии.— “Ъ”) для себя какое-то решение сформулируют — они поддерживают старую концессию, они выдвигают новую концессию, пусть они сами определятся»
Роман Троценко, глава «Новапорта», об интересе к аэропорту Кишинева, 9 октября
Источники “Ъ” в отрасли говорят, что, если аэропорт в год генерирует выручку в $50–70 млн, цена чистого актива может достигать $200–250 млн. «Но с учетом условий концессионного соглашения, всех обременений и политической ситуации в Молдавии актив может стоить и $10 млн»,— размышляет один из них.
Гендиректор FriendlyAviaSupport Александр Ланецкий говорит, что через несколько лет при условии создания благоприятных условий для европейских лоукостеров аэропорт вполне может нарастить пассажиропоток до 5 млн человек. По его словам, глубокая реконструкция полосы может обойтись в $50–80 млн.
Гендиректор FriendlyAviaSupport Александр Ланецкий говорит, что через несколько лет при условии создания благоприятных условий для европейских лоукостеров аэропорт вполне может нарастить пассажиропоток до 5 млн человек. По его словам, глубокая реконструкция полосы может обойтись в $50–80 млн.