По его словам, для коммерческого использования беспилотная авиационная система должна обладать сертификатом типа и соответствующим сертифицированным оборудованием, которое сделает возможными полеты в едином воздушном пространстве наряду с обычными самолетами. Заявка на получение сертификата типа уже подана в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и стала первой для БАС тяжелого класса.
– Барьером для развития рынка беспилотных авиауслуг является отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, – сообщил «НВО» Сергей Богатиков. – Без практических шагов ее формирование может затянуться надолго, поэтому наша инициатива призвана ускорить этот процесс в интересах всей отечественной отрасли беспилотных авиационных систем и развития экономики страны в целом.
На все случаи
Разработка БПЛА «Орион» – названного в честь одного из самых ярких созвездий, находящихся в области «небесного экватора», началась в 2015 году. Как и следовало ожидать, создавался он прежде всего в интересах армии и стал первым полностью отечественным беспилотным комплексом оперативно-тактического уровня. Машина способна вести воздушную разведку и, возможно, применять вооружение. Ее полет может проходить в полностью автоматическом режиме или под управлением оператора с наземного пункта управления. В настоящее время БПЛА этого типа передаются в опытную эксплуатацию в Воздушно-космические силы.
Гражданская версия «Ориона» впервые была представлена на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. Аппарат был выставлен на статической площадке в белой «гражданской» окраске. В пояснительных материалах было сказано, что это беспилотник массой в 1 т, способный нести до 200 кг полезной нагрузки.
Сергей Богатиков пояснил, что в настоящее время группой компаний «Кронштадт» проводится большая работа по созданию целой линейки БПЛА для выполнения различных видов авиационных работ, в частности, при воздушном мониторинге площадных и протяженных объектов: обширных лесных угодий, морской экономической зоны. Один из БПЛА линейки – 5-тонный гигант с полезной нагрузкой 1 т – был также представлен в виде макета на МАКС-2019.
– Сейчас в экспериментальном режиме мы отрабатываем разные технологии применения БПЛА в народном хозяйстве, – объяснил Богатиков «НВО». – Это и мониторинг лесов, протяженных объектов: трубопроводов, ЛЭП, объектов строительства и т.д. Для применения БПЛА тяжелого класса, например, в задачах обследования лесов, мониторинга лесных пожаров, наблюдения за Северным морским путем необходима сертификация беспилотника в качестве гражданского воздушного судна. Беспилотная система – это не просто летательный аппарат, а комплекс, решающий не только летные задачи, но осуществляющий сбор и обработку информации. Такие решения, ориентированные на различные сферы экономики, мы также представили на МАКС-2019.
Главное преимущество БПЛА тяжелого класса – это их способность к продолжительному полету, чем обеспечивается непрерывный мониторинг, и высокая грузоподъемность, позволяющая нести высококачественные целевые нагрузки: камеры, фотоаппарат высокого разрешения, другие датчики. Вычислительные мощности на борту позволят не только обнаружить возгорание и определить координаты очага пожара, но и с применением методов искусственного интеллекта определить причину возникновения огня: техногенный это характер или человеческий фактор, – говорит Богатиков.
– Возможности бортовой аппаратуры «Ориона» таковы, что мы способны в случае обнаружения человеческого фактора в возникновении пожара буквально по лицу определить, кто это сделал, – продолжает гендиректор «Кронштадта». – На комплексе есть аппаратура распознавания лиц. Ну а дальше дело техники. «Поджигателем» займутся компетентные органы. А у нас есть 2–3 часа, при которых пожар не переходит в глобальную форму и когда его еще можно остановить с помощью специальных противопожарных бомб. Если этого не сделать в короткий интервал времени, надежда будет только на погодный фактор. За счет применения «Ориона» в противопожарных задачах мы можем рассчитывать на то, что ситуация с выгоранием наших лесов в Сибири и на Дальнем Востоке изменится радикально.
Созвездие Ориона
Генеральный конструктор АО «Кронштадт» Николай Долженков говорит, что сегодня создан целый типоразмерный ряд аппаратов «Орион», которые могут использоваться в гражданском секторе. Это машины массой от 1 т с полезной нагрузкой около 200 кг, до 2,5 и 5 тонн.
– На МАКСе мы показали наш пятитонный комплекс, который позволяет работать на стратегических дальностях до 12 тыс. км, – рассказал Долженков. – Продолжительность его полета ограничена только запасом топлива. Сегодня она составляет более 40 часов. Впрочем, ее можно довести и до 60. И соответственно увеличивается дальность полета при условии применения спутниковой связи. Мы можем летать везде, где есть спутниковое покрытие.
Сергей Богатиков дополняет: «На самом деле, если говорить про Северный морской путь, то аппарат может взлететь из восточной части страны, пролететь над побережьем Северного Ледовитого океана и сесть в западной части страны. Группировка из 10 таких аппаратов полностью закроет потребности мониторинга этой территории».
– Такие группировки могут посменно находиться на дежурстве, – отмечает генеральный директор АО «Кронштадт». – Если говорить о 5-тонном аппарате, то его преимущества заключаются не только в летно-технических характеристиках, но возможности применения очень широкой номенклатуры полезных нагрузок. Вплоть до использования на аппарате радиолокационных средств высокого разрешения. Энергетика машины позволяет разместить на самолете локаторы, которые способны отследить и ледовую обстановку, и состояние лесов. Фактически мы создаем «квазиспутник», который обеспечит непрерывную передачу информации, которую к тому же можно получить дешевле, чем если бы это делала спутниковая группировка. И, что самое главное, более оперативно и лучшим качеством.
Время нахождения спутника над конкретной точкой земной поверхности ограничено несколькими минутами, а «Орион» может находиться в зоне барражирования до 40 часов. Один аппарат, отработавший свое время, тут же сменяет другая машина. Тем самым обеспечивается непрерывность наблюдения, низкая стоимость и высокая ценность информации. Это самые большие преимущества беспилотной роботизированной техники по сравнению со спутниковыми или даже авиационными пилотируемыми средствами мониторинга. Экипажи наземных пунктов управления работают посменно, а аппараты «Орион» работают круглые сутки. Таким образом, создается система, функционирующая 365 дней, 24 часа, – отмечает Сергей Богатиков.
Летать по-взрослому
Николай Долженков дополнил, что «технологический уровень позволяет создавать сегодня беспилотные летательные аппараты и комплексы, которые принципиально заменят пилотируемые аппараты в задачах дистанционного зондирования Земли. И это уже общемировой тренд».
– Но чтобы реализовать эту задачу в масштабе нашей страны, необходимо преодолеть ряд барьеров нормативного и законодательного характера, что позволит эксплуатировать эти комплексы в общем воздушном пространстве, координировать их полеты с полетами пилотируемой авиации, – отмечает конструктор. – Для этого необходимо принять закон, который бы разрешил эксплуатацию беспилотных комплексов в общем воздушном пространстве, должны быть решены задачи сертификации больших БПЛА по отсутствующим пока в стране нормам.
По его словам, процесс идет параллельно с созданием беспилотной системы и его сертификацией. «Кронштадт» фактически выступает пионером в этом направлении, формируя не только технологическую, но и нормативно- законодательную базу в стране. Сертификационные работы АО «Кронштадт» планирует провести совместно с уполномоченными Росавиацией сертификационными центрами. Получение сертификата типа на беспилотную авиационную систему «Орион» позволит компании выйти на рынок с первым национальным продуктом в области беспилотных авиационных систем гражданской авиации. Формирование и отработка сертификационных процедур сделают возможным для отечественной индустрии БАС диверсифицировать свою продукцию. Сегодня подобное есть только в США и Израиле – лидерах в области разработки стратегических БАС.
Ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов говорит, что «сертификация БПЛА подобного класса является необходимым условием для осуществления полетов в общем с другими пилотируемыми и беспилотными воздушными судами воздушном пространстве».
– Это логичный шаг компании «Кронштадт», направленный на расширение круга потенциальных заказчиков беспилотной системы «Орион», которая в настоящий момент проходит госиспытания по линии Минобороны, – отмечает Федутинов. – Наличие сертификата типа – одно из необходимых требований для применения БПЛА в гражданских задачах как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме того, это также расширит возможности потенциальных поставок таких аппаратов и по военной линии. Это касается тех стран, где плотность воздушного трафика не позволяет выделять воздушное пространство для применения беспилотников.
В качестве примеров можно привести компанию Northrop Grumman, доработавшую БПЛА Global Hawk для выполнения полетов в общем воздушном пространстве, после отказа Германии от его приобретения. А также компанию General Atomics, создавшую сертифицируемую версию беспилотного авиационного комплекса Predator B, – уточнил Денис Федутинов.