Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зато мы делаем ракеты: откажется ли Турция от российских С-400


27 ноября 2019 года Ксения Логинова, Известия


Еще несколько недель назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и американский лидер Дональд Трамп на переговорах в Вашингтоне уверяли, что могут преодолеть разногласия из-за покупки Анкарой российского зенитно-ракетного комплекса С-400. Турция успокоила союзников по НАТО, что системы будут работать в автономном режиме. Однако сейчас турецкие вооруженные силы начали тестировать радиолокационный функционал С-400. В США заявили, что турки «пересекли красную линию», намекнув, что если Анкара не разорвет контракт с Россией, то не за горами санкции, которые могут больно ударить по и без того ослабленной турецкой экономике. Дойдет ли до жестких мер и не откажется ли Эрдоган от российских С-400, выясняли «Известия».

За красной линией

«Спустя две недели после визита в Вашингтон Эрдоган плевать хотел на Трампа, США + НАТО, пересекая еще одну красную линию с зенитно-ракетным комплексом С-400. Существующий закон требует, чтобы Трамп ввел санкции» — так эмоционально в своем Twitter отреагировал сенатор от штата Мэриленд демократ Крис Ван Холлен на сообщения о том, что вооруженные силы Турции уже начали тестирование радиолокационных систем С-400 в районе Анкары. Ведь еще за несколько недель до этого, во время переговоров Эрдогана и Трампа в Вашингтоне, казалось, что турецкий лидер постарается в ближайшее время избегать открытых конфронтаций с США.

Непреклонный президент

К этому визиту было приковано внимание многих стран. Большим успехом стало то, что он вообще состоялся. За несколько дней до прибытия Эрдогана в американскую столицу советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен заявил, что если Анкара не откажется от покупки С-400, то ее «ждут санкции». В частности, против Турции может быть применен закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA).

Для затравки палата представителей признала массовые убийства 1,5 млн армян в Османской империи в 1915 году геноцидом, помимо этого, стало известно о письме Дональда Трампа Эрдогану, написанном накануне начала операции «Источник мира» на севере Сирии. «Не будь крутым парнем, не будь дураком», — обращался к турецкому коллеге американский лидер. «Я вернул уважаемому президенту это письмо», — сообщил Эрдоган на совместной пресс-конференции.

Лидеры, до этого обменивавшиеся колкостями, во время встречи демонстрировали, что сохранили дружеские отношения. Президент США Дональд Трамп и вовсе называл себя «большим фанатом» Эрдогана, отмечая, что тот «проделывает фантастическую работу на благо турецкого народа».

По итогам переговоров турецкий президент уверял, что стороны могут преодолеть разногласия вокруг С-400 и F-35. Помимо этого, он не исключал, что Турция купит еще и американский аналог С-400 — ракеты Patriot, «если поступит выгодное предложение».

Трамп, называя встречу «продуктивной и великолепной», рассказывал, что над решением проблемы «поручено работать главам внешнеполитических ведомств двух стран».

Стороны всячески демонстрировали готовность «в ближайшее время найти взаимоприемлемое решение по С-400». Трамп с уверенностью заявлял о возможности достижения компромисса с Турцией, отмечая существование «множества альтернатив».

Однако едва приземлившись в Анкаре, Эрдоган дал понять: несмотря на давление США, страна не откажется от российских С-400. «Эти комплексы заступят на боевое дежурство. Всё идет по намеченному плану. Пусть никто в этом не сомневается», — заявил министр обороны Турции Хулуси Акар. Он добавил, что в Анкаре изучают возможность совместимости С-400 с американскими истребителями-бомбардировщиками пятого поколения F-35.

Уступки Эрдогана

При этом Турция попыталась сгладить противоречия: Акар заявил, что ракетные системы С-400 будут работать в автономном режиме (stand alone system), который «не требует их интеграции в систему ПВО Североатлантического альянса». В НАТО опасались, что внедрение российского ЗРК в систему ПВО может создать угрозу их безопасности. Таким образом, решение ограничить сферу использования С-400 стало первой уступкой Анкары своим западным партнерам.

Турция стремится прекратить конфронтацию с США, демонстрируя готовность идти на компромисс. В автономном режиме эффективность С-400 будет снижена, поскольку она будет использоваться лишь для решения локальных задач. Однако на практике реализовать это будет непросто. Для контроля автономности С-400 необходимо постоянно мониторить ее использование. Турция вряд ли пойдет на то, чтобы американские военные постоянно присутствовали в местах развертывания ЗРК. К тому же нет гарантий того, что в будущем Турция не попытается расширить возможности использования российских систем.

Впрочем, говорить о том, что это помогло бы урегулировать конфликт между США и Турцией, было бы преждевременным. В Вашингтоне дали понять, что полномасштабное сотрудничество можно возобновить только в том случае, если Турция «уничтожит, вернет С-400 России или же каким-то образом избавится от ЗРК».

Будут ли санкции

В последнее время турецкая армия усиливается и модернизируется. Ей нужно новое вооружение. Вначале Эрдоган ждал, что в этом ему поможет давний союзник — США. Но не вышло. Американцы не раз отказывали своим турецким союзникам в продаже некоторых видов военной техники. Так, в 2005-м Вашингтон не уступил ударные вертолеты, а в 2013 году отказался продавать технологии производства своих противоракетных систем Patriot. В итоге Турция решила усилить сотрудничество в сфере безопасности с Россией.

Москва и Анкара заключили контракт стоимостью $2,5 млрд на поставку российских ЗРК С-400 в 2017 году. Первые российские грузовые самолеты с компонентами системы С-400 приземлились в Турции в середине июля 2019 года. Полное развертывание С-400 в Турции планируется к апрелю 2020 года.

Взаимодействие с Москвой сразу приняли в Вашингтоне в штыки. После Второй мировой войны Турция больше полувека была правой рукой и одним из главных союзников США в Ближневосточном регионе. Всё изменилось с приходом к власти консервативной Партии справедливости и развития под руководством Эрдогана. Он стал проводить более независимую и сбалансированную внешнюю политику, что привело к конфронтации с США.

Летом 2018 года Вашингтон уже вводил против Анкары санкции. Турция в ответ огрызнулась, ответив тем же. Но если США никаких последствий от этого не почувствовали, то повышение вдвое пошлин на турецкую сталь и алюминий стали для Анкары драконовскими мерами. Всего за пару часов турецкая лира полетела в бездну, а зарплаты сильно обесценились.

Трамп обвинял Турцию в том, что она на протяжении многих лет использовала США, Эрдоган отвечал, что Вашингтон ведет себя совсем не как союзник. США надеялись, что Турция сразу же пойдет на попятную, но это вызвало совсем другую реакцию. Эрдоган со словами «Мы — народ, который предпочтет держать удар, а не склонить голову» смог подогреть националистические чувства турок, призвав своих граждан избавляться от долларов и евро. В считаные часы турецкие магазины перестали принимать заказы на айфоны и другую заокеанского продукцию. Наиболее ретивые граждане стали уничтожать американские смартфоны топорами, битами и молотками.

Учитывая этот опыт, в США понимают: если все-таки додавить Турцию при помощи санкций, то это приведет к обратному эффекту — Анкара еще больше отвернется от Вашингтона, ища сотрудничества с другими странами.

Турецкий политолог Серкан Демирташ уверен, что США вряд ли оставят без ответа твердое нежелание Эрдогана выполнять американские требования. Как только начались поставки комплексов С-400, Анкаре запретили участвовать в проекте F-35. Турецкие пилоты покинули центр обучения по пилотированию этих истребителей. Турцию отстранили, несмотря на то что в стране должно производиться несколько сотен комплектующих к этим самолетам, однако к концу марта 2020 года они должны завершить свои обязательства.

«Не исключено, что США будут усиливать давление на Турцию, используя для этого все имеющиеся у них рычаги. Они могут ввести санкции против отдельно взятых турецких политиков, бизнесменов и военных. Серьезным ударом по турецкой экономике может быть ограничение Вашингтоном займов по линии МВФ, в которых Турция сильно нуждается. Вашингтон также может заморозить банковские счета турецких чиновников или же активы некоторых банков», — рассказал эксперт «Известиям».

В конце октября этого года палата представителей США приняла законопроект о санкциях против Анкары PACT Act (Protect Against Conflict by Turkey Act) в связи с тем, что Турция начала операцию «Источник мира» в Сирии. Сенат пока не рассмотрел эту инициативу, однако в верхней палате обещали вернуться к законопроекту, если Анкара не откажется от С-400.

Но даже это, по мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцента Дипломатической академии МИД России Владимира Аваткова, не заставит Турцию передумать: «С-400 нужны Турции, чтобы чувствовать себя более независимыми в плане обороны. Россия формирует из Турции один из центров силы, один из полюсов многополярного мироустройства. Нам необходимо превращать проблемные точки в точки сотрудничества, в данном случае мы преобразуем соперничество в сотрудничество. Турция будет покупать С-400 — у страны есть длинный путь, который она уже прошла. Сегодняшняя Турция не приемлет шантажа со стороны кого бы то ни было, это страна, которая движется к центризму на собственных национальных интересах и национальных ценностях. Эти интересы могут противоречить интересам других стран. В данном случае США».

Тюрколог уверен, что выдвижение ультиматумов Турции лишь приведет к усилению конфронтации между Анкарой и Западом. «До этого Турции удавалось сидеть на двух стульях: сотрудничая с Россией, показывать американцам, и наоборот. Это характерно для турок, таков восточный менталитет. Теперь приходится делать выбор, но он сложный. В настоящее время Турция — самостоятельный международный игрок, требующий уважительного отношения к своим интересам. Российская политика в этом плане более привлекательна, чем политика американская. Борьба за Турцию только начинается и будет разворачиваться очень остро. При этом от Турции, как и от России, нельзя ожидать четкого вектора только на Запад или только на Восток. Столь радикальный выбор бывает краткосрочный. Чтобы он был долгосрочен, России необходимо проделать большую работу», — считает политолог.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Z2y
https://youdo.com/apple/ipad/air/display/: подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer