Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зато мы делаем ракеты: откажется ли Турция от российских С-400


27 ноября 2019 года Ксения Логинова, Известия


Еще несколько недель назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и американский лидер Дональд Трамп на переговорах в Вашингтоне уверяли, что могут преодолеть разногласия из-за покупки Анкарой российского зенитно-ракетного комплекса С-400. Турция успокоила союзников по НАТО, что системы будут работать в автономном режиме. Однако сейчас турецкие вооруженные силы начали тестировать радиолокационный функционал С-400. В США заявили, что турки «пересекли красную линию», намекнув, что если Анкара не разорвет контракт с Россией, то не за горами санкции, которые могут больно ударить по и без того ослабленной турецкой экономике. Дойдет ли до жестких мер и не откажется ли Эрдоган от российских С-400, выясняли «Известия».

За красной линией

«Спустя две недели после визита в Вашингтон Эрдоган плевать хотел на Трампа, США + НАТО, пересекая еще одну красную линию с зенитно-ракетным комплексом С-400. Существующий закон требует, чтобы Трамп ввел санкции» — так эмоционально в своем Twitter отреагировал сенатор от штата Мэриленд демократ Крис Ван Холлен на сообщения о том, что вооруженные силы Турции уже начали тестирование радиолокационных систем С-400 в районе Анкары. Ведь еще за несколько недель до этого, во время переговоров Эрдогана и Трампа в Вашингтоне, казалось, что турецкий лидер постарается в ближайшее время избегать открытых конфронтаций с США.

Непреклонный президент

К этому визиту было приковано внимание многих стран. Большим успехом стало то, что он вообще состоялся. За несколько дней до прибытия Эрдогана в американскую столицу советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен заявил, что если Анкара не откажется от покупки С-400, то ее «ждут санкции». В частности, против Турции может быть применен закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA).

Для затравки палата представителей признала массовые убийства 1,5 млн армян в Османской империи в 1915 году геноцидом, помимо этого, стало известно о письме Дональда Трампа Эрдогану, написанном накануне начала операции «Источник мира» на севере Сирии. «Не будь крутым парнем, не будь дураком», — обращался к турецкому коллеге американский лидер. «Я вернул уважаемому президенту это письмо», — сообщил Эрдоган на совместной пресс-конференции.

Лидеры, до этого обменивавшиеся колкостями, во время встречи демонстрировали, что сохранили дружеские отношения. Президент США Дональд Трамп и вовсе называл себя «большим фанатом» Эрдогана, отмечая, что тот «проделывает фантастическую работу на благо турецкого народа».

По итогам переговоров турецкий президент уверял, что стороны могут преодолеть разногласия вокруг С-400 и F-35. Помимо этого, он не исключал, что Турция купит еще и американский аналог С-400 — ракеты Patriot, «если поступит выгодное предложение».

Трамп, называя встречу «продуктивной и великолепной», рассказывал, что над решением проблемы «поручено работать главам внешнеполитических ведомств двух стран».

Стороны всячески демонстрировали готовность «в ближайшее время найти взаимоприемлемое решение по С-400». Трамп с уверенностью заявлял о возможности достижения компромисса с Турцией, отмечая существование «множества альтернатив».

Однако едва приземлившись в Анкаре, Эрдоган дал понять: несмотря на давление США, страна не откажется от российских С-400. «Эти комплексы заступят на боевое дежурство. Всё идет по намеченному плану. Пусть никто в этом не сомневается», — заявил министр обороны Турции Хулуси Акар. Он добавил, что в Анкаре изучают возможность совместимости С-400 с американскими истребителями-бомбардировщиками пятого поколения F-35.

Уступки Эрдогана

При этом Турция попыталась сгладить противоречия: Акар заявил, что ракетные системы С-400 будут работать в автономном режиме (stand alone system), который «не требует их интеграции в систему ПВО Североатлантического альянса». В НАТО опасались, что внедрение российского ЗРК в систему ПВО может создать угрозу их безопасности. Таким образом, решение ограничить сферу использования С-400 стало первой уступкой Анкары своим западным партнерам.

Турция стремится прекратить конфронтацию с США, демонстрируя готовность идти на компромисс. В автономном режиме эффективность С-400 будет снижена, поскольку она будет использоваться лишь для решения локальных задач. Однако на практике реализовать это будет непросто. Для контроля автономности С-400 необходимо постоянно мониторить ее использование. Турция вряд ли пойдет на то, чтобы американские военные постоянно присутствовали в местах развертывания ЗРК. К тому же нет гарантий того, что в будущем Турция не попытается расширить возможности использования российских систем.

Впрочем, говорить о том, что это помогло бы урегулировать конфликт между США и Турцией, было бы преждевременным. В Вашингтоне дали понять, что полномасштабное сотрудничество можно возобновить только в том случае, если Турция «уничтожит, вернет С-400 России или же каким-то образом избавится от ЗРК».

Будут ли санкции

В последнее время турецкая армия усиливается и модернизируется. Ей нужно новое вооружение. Вначале Эрдоган ждал, что в этом ему поможет давний союзник — США. Но не вышло. Американцы не раз отказывали своим турецким союзникам в продаже некоторых видов военной техники. Так, в 2005-м Вашингтон не уступил ударные вертолеты, а в 2013 году отказался продавать технологии производства своих противоракетных систем Patriot. В итоге Турция решила усилить сотрудничество в сфере безопасности с Россией.

Москва и Анкара заключили контракт стоимостью $2,5 млрд на поставку российских ЗРК С-400 в 2017 году. Первые российские грузовые самолеты с компонентами системы С-400 приземлились в Турции в середине июля 2019 года. Полное развертывание С-400 в Турции планируется к апрелю 2020 года.

Взаимодействие с Москвой сразу приняли в Вашингтоне в штыки. После Второй мировой войны Турция больше полувека была правой рукой и одним из главных союзников США в Ближневосточном регионе. Всё изменилось с приходом к власти консервативной Партии справедливости и развития под руководством Эрдогана. Он стал проводить более независимую и сбалансированную внешнюю политику, что привело к конфронтации с США.

Летом 2018 года Вашингтон уже вводил против Анкары санкции. Турция в ответ огрызнулась, ответив тем же. Но если США никаких последствий от этого не почувствовали, то повышение вдвое пошлин на турецкую сталь и алюминий стали для Анкары драконовскими мерами. Всего за пару часов турецкая лира полетела в бездну, а зарплаты сильно обесценились.

Трамп обвинял Турцию в том, что она на протяжении многих лет использовала США, Эрдоган отвечал, что Вашингтон ведет себя совсем не как союзник. США надеялись, что Турция сразу же пойдет на попятную, но это вызвало совсем другую реакцию. Эрдоган со словами «Мы — народ, который предпочтет держать удар, а не склонить голову» смог подогреть националистические чувства турок, призвав своих граждан избавляться от долларов и евро. В считаные часы турецкие магазины перестали принимать заказы на айфоны и другую заокеанского продукцию. Наиболее ретивые граждане стали уничтожать американские смартфоны топорами, битами и молотками.

Учитывая этот опыт, в США понимают: если все-таки додавить Турцию при помощи санкций, то это приведет к обратному эффекту — Анкара еще больше отвернется от Вашингтона, ища сотрудничества с другими странами.

Турецкий политолог Серкан Демирташ уверен, что США вряд ли оставят без ответа твердое нежелание Эрдогана выполнять американские требования. Как только начались поставки комплексов С-400, Анкаре запретили участвовать в проекте F-35. Турецкие пилоты покинули центр обучения по пилотированию этих истребителей. Турцию отстранили, несмотря на то что в стране должно производиться несколько сотен комплектующих к этим самолетам, однако к концу марта 2020 года они должны завершить свои обязательства.

«Не исключено, что США будут усиливать давление на Турцию, используя для этого все имеющиеся у них рычаги. Они могут ввести санкции против отдельно взятых турецких политиков, бизнесменов и военных. Серьезным ударом по турецкой экономике может быть ограничение Вашингтоном займов по линии МВФ, в которых Турция сильно нуждается. Вашингтон также может заморозить банковские счета турецких чиновников или же активы некоторых банков», — рассказал эксперт «Известиям».

В конце октября этого года палата представителей США приняла законопроект о санкциях против Анкары PACT Act (Protect Against Conflict by Turkey Act) в связи с тем, что Турция начала операцию «Источник мира» в Сирии. Сенат пока не рассмотрел эту инициативу, однако в верхней палате обещали вернуться к законопроекту, если Анкара не откажется от С-400.

Но даже это, по мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцента Дипломатической академии МИД России Владимира Аваткова, не заставит Турцию передумать: «С-400 нужны Турции, чтобы чувствовать себя более независимыми в плане обороны. Россия формирует из Турции один из центров силы, один из полюсов многополярного мироустройства. Нам необходимо превращать проблемные точки в точки сотрудничества, в данном случае мы преобразуем соперничество в сотрудничество. Турция будет покупать С-400 — у страны есть длинный путь, который она уже прошла. Сегодняшняя Турция не приемлет шантажа со стороны кого бы то ни было, это страна, которая движется к центризму на собственных национальных интересах и национальных ценностях. Эти интересы могут противоречить интересам других стран. В данном случае США».

Тюрколог уверен, что выдвижение ультиматумов Турции лишь приведет к усилению конфронтации между Анкарой и Западом. «До этого Турции удавалось сидеть на двух стульях: сотрудничая с Россией, показывать американцам, и наоборот. Это характерно для турок, таков восточный менталитет. Теперь приходится делать выбор, но он сложный. В настоящее время Турция — самостоятельный международный игрок, требующий уважительного отношения к своим интересам. Российская политика в этом плане более привлекательна, чем политика американская. Борьба за Турцию только начинается и будет разворачиваться очень остро. При этом от Турции, как и от России, нельзя ожидать четкого вектора только на Запад или только на Восток. Столь радикальный выбор бывает краткосрочный. Чтобы он был долгосрочен, России необходимо проделать большую работу», — считает политолог.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Z2y
https://youdo.com/apple/ipad/air/display/: подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer