Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новейший бомбардировщик США B-21 Raider умрёт, не родившись


26 ноября 2019 года Владимир Васильев, ИА REGNUM


У проекта США по созданию дальнего ударного бомбардировщика B-21 Raider нет большого будущего. Уже сейчас этот перспективный американский «бомбардировщик-невидимка» для наших ЗРК С-400 «Триумф» и модернизированных ЗРК С-300 мало чем отличается от других воздушных целей. А в 2020 году на вооружение ВС РФ начнёт поступать зенитно-ракетная система С-500 «Прометей», имеющая гораздо более высокие характеристики.

Исследовательская служба Конгресса США (Congressional Research Service — CRS) 13 ноября 2019 года опубликовала доклад под названием «Дальний ударный бомбардировщик ВВС В-21 Raider». В документе на основе информации из открытых источников исследуется программа по созданию этого перспективного самолёта. Ряд моментов доклада заслуживает внимания, так как данный самолёт должен занять важнейшее место в воздушной компоненте ядерной триады США.

27 октября 2015 года министерство обороны США объявило о своём намерении присудить контракт на строительство нового дальнего ударного бомбардировщика по программе Long Range Strike Bomber (LRS-B) корпорации Northrop Grumman. Конкурентом за контракт, командой компаний Boeing и Lockheed Martin, в феврале 2016 года были опротестованы результаты этого конкурса, но Счётная палата США отклонила протест.

Впоследствии министр ВВС США объявил, что данный бомбардировщик будет носить название В-21 Raider в честь «Рейда Дулиттла» (Doolittle Raid). Это воздушная операция времён Второй мировой войны, в ходе которой 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла 18 апреля 1942 впервые в этой войне нанесли авиаудар по территории Японии в ответ на нападение японцев на Пёрл-Харбор, совершённое 7 декабря 1941 года.

Конкретный дизайн В-21 Raider остаётся засекреченным. В то же время ВВС США озвучили специфические черты данной боевой машины. Бомбардировщик должен иметь большой и гибкий отсек полезной нагрузки, чтобы нести полный диапазон существующих и перспективных вооружений — как обычных, так и ядерных.

В докладе CRS указывается, что сочетание большой дальности, большой полезной нагрузки и ограничений по стоимости предполагает, что B-21 будет дозвуковым. Самолёт будет построен по схеме «летающее крыло». Имеющееся в открытом доступе изображение В-21 Raider напоминает бомбардировщик B-2A, но более простой формы. Новый бомбардировщик будет относиться к самолётам-невидимкам, при его создании будут применяться технологии снижения заметности.

В-21 Raider должен обладать выживаемостью и способностью преодолевать систему противовоздушной обороны. Самолёт будет управляться экипажем на борту или пилотироваться дистанционно. Эта боевая машина должна в первую очередь заменить стоящие на вооружении 63 бомбардировщика B-1B и 20 бомбардировщиков B-2A, которые закончат свою службу в 2030-х годах. Возможно, в будущем В-21 Raider заменит и бомбардировщики B-52G.

Наряду с истребителем пятого поколения F-35 и топливозаправщиком KC-46A бомбардировщик B-21 Raider внесён в список трёх главных приоритетов ВВС США в сфере закупок. Предполагается, что минимальный парк В-21 Raider составит 100 самолётов. Исходя из этого количества, выведена стоимость одной боевой машины — 550 миллионов долларов США (в долларах 2010 финансового года).

ВВС США даже определили три авиабазы, где на территории Соединённых Штатов будут базироваться бомбардировщики B-21 Raider: Уайтмен (штат Миссури), Дайесс (штат Техас) и Эллсуорт (штат Южная Дакота).

В 2019 году на программу B-21 Raider выделялось финансирование в размере 2,28 миллиарда долларов. Бюджетная заявка администрации президента США на 2020 финансовый год включала 3 миллиарда долларов, запрос примерно такой же суммы ожидается и в 2021 финансовом году. Начиная с 2022 финансового года в течение пяти лет, по оценке Исследовательской службы Конгресса США, ВВС США будут запрашивать по 5,9 миллиарда долларов в год на данную программу.

При создании B-21 будет применяться архитектура открытых систем. По мнению Исследовательской службы Конгресса США, этот подход позволит легко интегрировать в самолёт новые датчики и подсистемы. В данном случае усовершенствование различного оборудования может быть не связано с модернизацией самого самолёта, а проводиться отдельно.

ВВС США ожидают первый полёт B-21 Raider в декабре 2021 года. Степени начальной боевой готовности самолёт может достигнуть в середине 2020-х годов. Однако позже появились заявления чиновников ВВС США о достижении начальной боевой готовности бомбардировщика в конце 2020-х годов.

Первые B-21 будут только в пилотируемом варианте, появление беспилотной версии возможно через несколько лет после выхода на уровень начальной боевой готовности. На переход самолёта в разряд носителей ядерного оружия понадобится два года или около того после выхода на уровень начальной боевой готовности.

Корпорация Northrop Grumman намерена производить бомбардировщики B-21 на своих мощностях на 42-м заводе военно-воздушных сил (Air Force Plant 42) в Палмдейле, штат Калифорния. На этом же заводе шло производство бомбардировщиков B-2A Spirit.

Кстати, министр ВВС США Мэтью Донован 17 сентября 2019 года заявил, что первый испытательный самолёт уже находится в производстве в Палмдейле. Его первый полёт будет совершён на авиабазу Эдвардс, расположенную в 35 километрах от завода. На этой авиабазе будут идти его дальнейшие испытания силами 420-й лётно-испытательной эскадрильи.

Если провести краткий анализ доклада Исследовательской службы Конгресса США по планам создания дальнего ударного бомбардировщика B-21 Raider, то на бумаге всё выглядит более-менее гладко. В то же время в реальности, скорее всего, всё окажется далеко не так.

Известно, что основной производитель самолёта корпорация Northrop Grumman имеет опыт в производстве бомбардировщика B-2A Spirit. Судя по открытым данным, размеры и взлётная масса B-21 будут меньше: размах крыла составит 35−40 метров, максимальная взлётная масса — около 100 тонн. У B-2A Spirit размах крыла — 52,12 метра, максимальная взлётная масса — 171 тонна. Однако, несмотря на то, что новая боевая машина будет строиться по той же схеме — «летающее крыло», это будет не уменьшенная копия B-2A, это будет другой самолёт.

Кроме того, трудно назвать проект по созданию B-2A Spirit удачным. Изначально планировалось заказать 133 этих машины. Однако из-за их дороговизны минобороны США заказало только 21 самолёт. Каждый из них обошёлся американским налогоплательщикам примерно в 2,1 миллиарда долларов.

Машина получилась не только дорогой, но и прихотливой в эксплуатации. B-2A Spirit плохо переносит ультрафиолетовое излучение, которое разрушает радиопоглащающее покрытие корпуса. Для хранения этого бомбардировщика требуется специальный ангар с постоянным микроклиматом. Только несколько авиабаз в мире обеспечивают такие тепличные условия. Час полёта B-2A Spirit обходится в 130 тысяч долларов.

Также есть большие сомнения в том, что корпорация Northrop Grumman сможет уложиться в отведённые сроки и бюджет, и стоимость одного B-21 Raider будет в пределах 550 миллионов долларов. Приходится констатировать, что компании военно-промышленного комплекса США в первую очередь сосредоточены на «эффективном» освоении оборонного бюджета страны, а не на создании качественных и приемлемых по стоимости образцов вооружения и боевой техники.

С большой долей вероятности можно предположить, что в каком-то виде будет повторена история с созданием истребителя пятого поколения F-35. Программа F-35 продолжается уже 18 лет, на восемь лет больше запланированного срока. Её стоимость с прогнозируемых 233 миллиардов долларов увеличилась за это время почти в два раза — до 428 миллиардов долларов.

Следует заметить, что программа B-21 Raider при плановых показателях (минимальном заказе в 100 самолётов и цене за единицу 550 миллионов долларов) выходит на приличную общую сумму — 55 миллиардов долларов. Кстати, Исследовательская служба Конгресса США упоминает в докладе и предложение закупить 200 самолётов этой марки.

Лет через десять Пентагон может быть поставлен перед фактом: либо покупать B-21 Raider в том виде, в каком он реализован, либо остаться с парком бомбардировщиков B-2A и B-1B, у которых истекает срок эксплуатации. Единственной альтернативой B-21 Raider на тот момент времени будут стоящие около 90 лет на вооружении бомбардировщики B-52G.

ВВС США также следует учитывать тот факт, что за время работы над B-21 Raider он гарантированно устареет. Ведь Россия за последние годы совершила гигантский качественный скачок в сфере создания новейших вооружений.

На большом заседании Совета безопасности 22 ноября 2019 года президент России Владимир Путин отметил, что наша страна во многих военных сферах впереди планеты всей, и это при сравнительно скромном оборонном бюджете. По его объёму Россия находится на шестом месте в мире. Глава государства подчеркнул, что «нужно стремиться к тому, чтобы такое состояние сохранить и в будущем».

Есть все основания полагать, что у проекта США по созданию дальнего ударного бомбардировщика B-21 Raider нет большого будущего. Действительно, уже сейчас этот перспективный американский бомбардировщик-невидимка для наших зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» и модернизированных ЗРК С-300 мало чем отличается от других воздушных целей.

А в 2020 году на вооружение ВС РФ начнёт поступать зенитно-ракетная система С-500 «Прометей», имеющая гораздо более высокие характеристики. Пока американцы начнут серийное производство B-21 Raider, российские оружейники уже создадут ЗРС С-600, а может и С-700. Образно говоря, новейший бомбардировщик США B-21 Raider может умереть, не родившись.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtTFf
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/st622561/, подробности по ссылке.
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/building/home/material/rakushnyak/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer