Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ОАЭ выбирают между F-35 и Су-35


26 ноября 2019 года Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


В ОАЭ завершилась 16-я международная аэрокосмическая выставка «Дубай Эйршоу-2019» (Dubai Airshow 2019), в которой приняли участие более 1200 компаний и 87 тысяч специалистов из 76 стран. Как отметил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, в последние годы доля стран Ближнего Востока в экспортном портфеле российских производителей ПВН составляет 10–20 процентов, а в стоимостном выражении – свыше двух миллиардов долларов в год.

В ОАЭ завершилась 16-я международная аэрокосмическая выставка «Дубай Эйршоу-2019» (Dubai Airshow 2019), в которой приняли участие более 1200 компаний и 87 тысяч специалистов из 76 стран. Как отметил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, в последние годы доля стран Ближнего Востока в экспортном портфеле российских производителей ПВН составляет 10–20 процентов, а в стоимостном выражении – свыше двух миллиардов долларов в год.

На открытой стоянке были продемонстрированы 165 летательных аппаратов, в том числе учебно-тренировочный Як-130 разработки ПАО «Корпорация «Иркут», вертолеты «Ансат» и Ми-38. Кроме Ростеха и Рособоронэкспорта, свою продукцию военного назначения (ПВН) в Дубае представили восемь холдингов, в том числе ОАК «Вертолеты России», НПО «Высокоточные комплексы», концерн ВКО «Алмаз-Антей», «Швабе». Вооруженные силы ОАЭ в ходе выставки заключили контракты на закупку ПВН на сумму четыре миллиарда долларов, однако полный перечень сделок не оглашался.

Экспорт российской ПВН в страны Ближнего Востока носит стабильный характер, хотя, как и в любом другом регионе, подвержен подъемам и спадам, обусловленным циклическим характером спроса. В портфеле заказов доминируют авиационная техника (40%) и средства ПВО (40%). По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, госкорпорация прогнозирует рост или сохранение объема экспорта российской ПВН, несмотря на негативное воздействие санкций. Если в прошлом году за рубеж было поставлено продукции на 13,7 миллиарда долларов, то в этом ожидается примерно такой же объем или даже чуть больше. Новейшие образцы российской продукции военного назначения конкурентоспособны и востребованы на мировом рынке. Более того, отметил Чемезов, по результатам реализации Государственной программы вооружения появились новые образцы, которые можно поставлять и на экспорт.

Сирийская приемка

Необходимо отметить, что подавляющее количество российских образцов ВВТ, представленных в Эмиратах, прошло испытания на Сирийском театре военных действий. На это обратили особое внимание западные эксперты, а официальное издание салона «Шоу ньюс» в первом номере опубликовало статью об успешном применении российского оружия в САР.

“«Пищаль» весит всего 3,5 килограмма, это один из самых легких образцов на рынке средств борьбы с дронами”

Понятно, почему в числе более чем 15 заявок на поставку зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1», которые эффективно действуют в Сирии, есть несколько стран Ближнего Востока. Кстати, совместная разработка и производство в интересах заказчика комплексов «Панцирь-С1» – один из ярких и наиболее успешных примеров российско-эмиратского взаимодействия в области военно-технического сотрудничества. Как известно, на вооружении армии ОАЭ состоят 50 ЗРПК «Панцирь-С1» на шасси грузового автомобиля Man SX45. Комплексы «Панцирь-С1» в экспортном исполнении и тысяча ракет к ним были поставлены Эмиратам в 2009–2013-м. Сумма сделки в те годы составила 800 миллионов долларов.

По словам помощника заместителя министра обороны ОАЭ генерал-майора Абдаллы аль-Хашми, эмиратская сторона заинтересована в модернизации ранее поставленных ЗРПК «Панцирь», в настоящее время вопрос прорабатывается. Вполне закономерно, что на выставке НПО «Высокоточные комплексы» представляло новейшую версию этого комплекса – «Панцирь-С1М».

По словам главы ФСВТС, Москва и Эр-Рияд обсуждают взаимоприемлемые условия выполнения контракта по зенитной ракетной системе С-400, который был подписан с Саудовской Аравией в 2017 году.

Не исключена возможность выстраивания национальной системы ПВО Саудовской Аравии с использованием и других российских комплексов.

Шугаев проинформировал о продолжении переговоров по поставке в ОАЭ российских Су-35 и по созданию истребителя пятого поколения.

Кроме того, Россия и ОАЭ рассматривают возможность проведения в интересах Эмиратов испытаний новейшего российского БЛА «Орион-Э» разработки группы компаний «Кронштадт».

Антидроны растут в цене

Кластер средств борьбы с беспилотниками, продвигаемых Рособоронэкспортом на мировой рынок, был одним из самых интересных в нашей экспозиции. Как сообщил генеральный директор компании Александр Михеев, это направление стало весьма актуальным в деятельности российского спецэкспортера.

Согласно экспертным данным объем рынка средств противодействия БЛА к 2024 году превысит два миллиарда долларов. Интерес возрос в связи с тем, что количество попыток боевого применения дронов для поражения средств противника в последние годы исчисляется сотнями. В качестве примера можно привести, в частности, неоднократные попытки террористов атаковать российскую авиабазу «Хмеймим». Удар беспилотниками в ночь на 14 сентября по двум объектам государственной нефтяной компании Саудовской Аравии – Saudi Aramco привел к тому, что добыча нефти в КСА упала почти вдвое.

По оценке исследовательской компании «Рисерч энд маркетс» (Research & Markets), текущий финансовый объем мирового рынка систем борьбы с БЛА составляет 502 миллиона долларов, из которых на коммерческие системы приходится 123 миллиона долларов, а на военные – 379 миллионов. К 2026 году эти показатели увеличатся до 273 миллионов и 1,223 миллиарда долларов соответственно.

Как отметили в Рособоронэкспорте, практика, в том числе и боевой опыт российских войск в Сирии, показывает, что малые и сверхмалые БЛА активно используются террористическими организациями и криминальными группировками. Низкая стоимость, доступность и простота в управлении делают беспилотники эффективнейшим средством достижения целей.

Рособоронэкспорт оперативно отреагировал на ситуацию и подготовил решения по защите важных объектов транспортной, топливной, атомной инфраструктуры от нападения. Партнерам на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других регионах направлены предложения, включая услуги по построению эшелонированной зонально-объектовой системы радиоэлектронного противодействия. Она обеспечивает надежную защиту территорий и объектов как от отдельных беспилотников, так и от их групп, включая рои дронов, пояснил глава Рособоронэкспорта.

Эшелонированная зонально-объектовая система радиоэлектронного противодействия малоразмерным БЛА в зависимости от потребностей заказчика может включать в себя набор элементов, различающихся по радиусу действия, мобильности и характеристикам защищаемых объектов или территорий.

Например, зональное прикрытие обеспечивает комплекс РЭБ «Репеллент» разработки и производства АО «Оборонительные системы», который обнаруживает сам БЛА и наземный пункт управления по передаваемым ими радиосигналам, распознает тип беспилотника и направление его движения, после чего подавляет каналы связи, лишая управления и навигации. Уникальность комплекса в возможности подавления всех каналов управления дроном. «Репеллент» способен обнаруживать и подавлять БЛА на расстоянии не менее 30 километров, действует в любых климатических поясах и в самых неблагоприятных погодных условиях, включая пыль, дождь и сильный ветер.

Для прикрытия важных объектов, которыми могут быть аэродромы, объекты атомного или энергетического комплекса, Рособоронэкспорт предлагает широкую линейку продукции концерна «Автоматика». Например, в мобильном многофункциональном комплексе противодействия БЛА «Сапсан-Бекас» применяются как пассивные, так и активные средства обнаружения. Это обеспечивает гарантированное выявление всех типов беспилотников, включая БЛА, минимизирующие выход в радиоэфир. Все средства обнаружения цели и воздействия на нее объединены автоматизированным рабочим местом управления и отображения информации. Комплекс может вести круговое наблюдение или сканировать заданный сектор. «Сапсан-Бекас» способен обнаруживать БЛА средствами радиотехнической разведки на расстоянии не менее 20 километров и средствами активной радиолокации – 10 километров. В состав комплекса также входят средства оптико-электронного распознавания беспилотников – видеокамера видимого спектра и тепловизор. Дальность распознавания БЛА оптическими средствами – до восьми километров. Радиус подавления каналов управления и навигации зависит от предлагаемой комплектации и составляет до 30 километров в зависимости от требований заказчиков. Кроме того, «Сапсан-Бекас» может выступать как средство целеуказания для других систем РЭБ и ПВО.

Комплексы «Купол» и «Рубеж-Автоматика» ведут непрерывное наблюдение и создают над объектом защитный купол. Это непреодолимый барьер, способный отразить атаки не только отдельных БЛА, но и их групп, атакующих с различных направлений и высот, в радиусе не менее трех километров.

Переносной комплекс «Луч» может быть оперативно развернут и применен для защиты различных объектов. Он обнаруживает беспилотники и создает помехи, подавляющие каналы управления и навигации в заданном секторе на дальности не менее шести километров.

Аналогичные задачи решает носимый комплекс «Пищаль». Его вес – всего 3,5 килограмма, это один из самых легких из представленных сегодня на рынке образцов. Поэтому «Пищаль» может входить в индивидуальный комплект вооружения. Дальность подавления каналов управления и навигации беспилотников – два километра.

Крылья Дубая

Впервые в Дубае демонстрировался учебно-боевой самолет Як-130, который в настоящее время модернизирован с расширением боевых возможностей. Показанный УБС, по словам главы ОАК Юрия Слюсаря, можно кастомизировать под заказчиков на Ближнем Востоке с учетом тех задач, которые им предстоит решать в регионе. На статической экспозиции Як-130 была, в частности, представлена широкая номенклатура авиационных средств поражения: управляемые ракеты «воздух-воздух», блоки неуправляемых реактивных снарядов различных калибров, контейнеры радиоэлектронной борьбы, а также подвесная двуствольная авиапушка калибра 30 миллиметров.

В летной программе салона впервые принимал участие американский истребитель F-35A. Интересно вспомнить, что на «Дубай Эйршоу-2009» представитель командования ВВС и ПВО ОАЭ бригадный генерал Ибрагим Насер Алалави выражал надежду на закупку страной истребителя пятого поколения «в течение нескольких лет». Корпорация «Локхид Мартин» поставила уже более 435 боевых F-35 восьми заказчикам. Однако в их списке Эмиратов нет.

Парк боевых самолетов ОАЭ насчитывает сегодня 135 машин, в число которых входят 78 F-16E/F производства «Локхид Мартин» и 57 «Миражей-2000» французской компании «Дассо авиасьон». Два года назад Эмираты изъявили желание приобрести F-35A, однако выбор Дубаем нового малозаметного истребителя, полагают эксперты, может продлиться еще порядка десятилетия. Это связано с тем, что в настоящее время Эмираты инициировали многомиллиардные программы модернизации своих истребителей F-16 и продления срока службы «Миражей-2000».

Как полагает вице-президент по анализу консалтинговой компании «Тил груп» (Teal Group) Ричард Абулафия, похоже на то, что ОАЭ намерены пропустить поколение истребителей, рассчитывая на F-16 и «Мираж-2000» до момента закупки F-35, вероятно, в 2026–2027 годах. В том случае, если такие планы действительно существуют, заказ из Дубая на F-35 может быть выдан в 2024-м, поставка самолетов на учебный полигон в США будет осуществлена в 2026-м, а передача машин Эмиратам состоится не раньше 2027-го.

Стоит напомнить, что ВВС Израиля обычно получают новейшие американские авиационные технологии на пять лет раньше других инозаказчиков в регионе Ближнего Востока. В частности, первые F-35 прибыли в Израиль в декабре 2016 года.

Но ОАЭ могут ориентироваться и на другие страны при закупке новых истребителей. В 2017-м, например, страна подписала меморандум о взаимопонимании с российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» по вопросу разработки легкого истребителя нового поколения. В ходе нынешнего салона представитель ФСВТС сообщил, что переговоры по проекту продолжаются. Кроме того, Россия предлагает Эмиратам приобрести истребители Су-35 поколения «4++».

Необходимо отметить, что Эмираты, несмотря на укрепление национального ОПК за последнее 10-летие, по-прежнему заинтересованы в приобретении новейших вооружений и остаются крупнейшими импортерами ПВН. Стокгольмский институт по исследованию проблем мира (СИПРИ) опубликовал информацию по военным расходам четырех стран Ближнего Востока, в том числе Саудовской Аравии, Ирана, Катара и ОАЭ. По данным исследования, военные расходы Эмиратов в 2014 году составили 22,8 миллиарда долларов (в текущих долларах США) или 5,6 процента ВВП. Тогда ОАЭ были вторым по величине военным импортером на Ближнем Востоке и 14-м в мире. Увеличение военных расходов страны было особенно значительным в период с 2006 по 2014 год (136%).

Соответствующие траты ОАЭ в 2018-м были на том же уровне или даже выше по двум причинам. Во-первых, Эмираты участвовали в крупных военных операциях в Йемене, чего не было в 2014-м, и продолжали вести боевые действия в Ливии. Во-вторых, импорт оружия остается таким же большим.

С 2000 года ОАЭ вкладывают значительные средства в новые ВВТ. Объем импорта оружия в 2004–2008-м был почти в четыре раза больше, чем в предыдущей пятилетке. За этим последовало снижение. Тем не менее в 2009–2018 годах ОАЭ все еще были пятым по величине мировым импортером оружия. В этот период после осуществленных ранее расширения и модернизации парка боевых самолетов Эмираты закупили ПВН, которая расширила радиус действия национальных вооруженных сил, в том числе три воздушных танкера, восемь транспортных самолетов большой дальности и десять корветов. Также приобретены передовые средства ПВО и ПРО, включающие девять ЗРК «Патриот» PAC-3 (Patriot PAC-3) и две системы THAAD из США. Крупнейшими поставщиками ПВН в Эмираты в 2014–2018 годах были Соединенные Штаты и Франция.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtnjb
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/building/zerocycle/zemlyanye/vyravnivanie/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer