Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздуха нет


25 ноября 2019 года Павел Фельгенгауэр, Новая газета


Американская делегация на днях доложила в Брюсселе союзникам по НАТО свои претензии по Договору об открытом небе (ДОН), из которого они могут выйти по стандартной для международного права причине — «угроза национальной безопасности». И сделать это через шесть месяцев после официального объявления.

Разговоры и публикации о подобном исходе уже появлялись, но это было первое официальное заявление. Американцы объяснили, что РФ нарушает «букву и дух» ДОН: Не разрешает полеты над Калининградской областью, поскольку они могут нарушить график воздушного сообщения и над президентской резиденцией «Бочаров ручей» в Сочи, требуя согласования с властями Абхазии. Запрещают полеты над Кремлем и Генштабом в центре Москвы, хотя американцы в августе 17-го разрешили демонстрационный пролет на низкой высоте разведывательного Ty-154М-ЛК1 по протоколу ДОН над цент­ром Вашингтона, над Белым домом, Капитолием и Пентагоном. Кроме того, в РФ были построены в формате ДОН два новых полностью цифровых разведывательных Ту-214ОН с РЛС бокового обзора для замены Ty-154М-ЛК1. Американцы считают, что Ту-214ОН дадут Москве слишком серьезные разведывательные преимущества. Американцы объявили союзникам, что они должны уговорить (заставить) РФ немедленно устранить все перечисленные проблемы — иначе Вашингтон выйдет из договора. Это вызвало у союзников шок, как «стакан холодной воды в лицо».

Первым идею ДОН выдвинул президент Дуайт Эйзенхауэр во время саммита с советским премьером Николаем Булганиным в Женеве в 1955 году. После смерти Сталина и окончания войны в Корее началась оттепель и некоторая разрядка, которую Эйзенхауэр предложил закрепить взаимно разрешенным аэронаблюдением. У США было много дальних фоторазведывательных самолетов на основе стратегических бомбардировщиков RB-47 и RB-36, которые в первую половину 50-х и так без разрешения летали далеко вглубь территории СССР. Никита Хрущев предложение отверг, а с американскими аэроэкскурсиями стали разбираться, развивая ракетное ПВО.

Президент Джордж Буш в 1989 году вновь предложил ДОН, а Билл Клинтон подписал его в марте 92-го в эйфории окончания холодной войны, распада СССР, советского блока и краха КПСС. Тестовые взаимные полеты начались почти сразу, официально договор полностью вступил в силу в 2002 году, и сейчас в нем 34 страны. Полеты регламентированы, разрешенное максимальное разрешение у снимков всего 30 см на пиксель, только чтобы отличить танк от грузовика. Все фотоматериалы считаются общими и обязаны передаваться по запросу любой стране-участнику по цене стоимости копирования. Для малых европейских стран, особенно нейтральных, как Швеция и Финляндия, ДОН дает независимую возможность получать легальную развединформацию, потому практически все хотят сохранить ДОН.

Пентагону ДОН практически не нужен. 30 августа Дональд Трамп очень разозлил американское разведсообщество, вывесив в твиттере секретную фотку последствий взрыва иранской ракеты Safir на космодроме им. Имама Хомейни, очевидно, сделанную фоторазведспутником USA-224. Качество изображения на порядок лучше, чем разрешено в рамках ДОН. При этом USA-224 — спутник старого образца, сейчас в разработке новое поколение. Пентагон вывел из работы систему радиолокационной спутниковой разведки Lacrosse или Onyx (пять аппаратов), аналога которой в РФ до сих пор нет. Теперь в США работает новая радиолокационная система Topaz (пять спутников), которая видит с высоким разрешением все и всегда, ночью, в дождь, в туман, в пургу и пыльную бурю не только на земле, но как сообщают, достаточно глубоко под землей тоже. Еще у США много всяких разных разведсамолетов и беспилотников.

После того, как в августе ушел в отставку советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон — принципиальный сторонник ликвидации любых договоров времен прошлой российско-американской дружбы, казалось, ДОН как-нибудь уцелеет. В Конгрессе демократы и некоторые республиканцы ДОН поддерживают, утверждая почему-то, что выход США из ДОН «выгоден Путину». Наверное, сегодня в США это главный аргумент в любом споре. Но ряд влиятельных сенаторов и новый советник по нацбезопасности Роберт О‘Брайен выход из ДОН поддерживают.

ДОН прежде всего символизирует доверие между бывшими противниками в холодной войне, но сегодня доверия нет и не будет — что с ДОН, что без.

При этом двум американским Boeing OC-135B, сертифицированным по ДОН, уже по 60 лет, они в плачевном состоянии, их надо по уму утилизировать и строить (переоборудовать) новые самолеты, тратить деньги, а смысл? Данные в рамках ДОН Пентагону не особо нужны, а использовать самолеты ДОН для других целей практически невозможно. Чем пускать деньги на ветер ради того, чтобы русские Ту-214ОН могли законно крутиться над американскими базами, проще выйти из ДОН, обвинив в этом Россию.

Москва заявила, что в любом случае из ДОН не выйдет вслед за США, поскольку невыгодно. Останутся, наверное, шведы, которые переоборудовали и сертифицировали для ДОН разведсамолет Saab 340, и немцы, которые в 2017-м закупили и переоборудуют Airbus A319. Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Греция, Италия, Португалия и Испания совместно используют переоборудованный транспортник C-130 Hercules с навесным разведконтейнером SAMSON. У Болгарии, Румынии и Украины еще остались Ан-30. Но все одно: вслед за США из ДОН потянутся другие, хотя бы из экономии, чтобы угодить Вашингтону, и еще потому, что новый коммерческий спутник сканирования земли WorldView-3 компании DigitalGlobe выдает изображения с разрешением 31 см на пиксель, как в ДОН. Не участвуют в ДОН: Австрия, Швейцария, Черногория, Сербия, Северная Македония, Албания, Молдова, Армения и Казахстан. Полно дыр в карте полетов, и многие из этих стран, кстати, члены НАТО. Возможно, вслед за США выйдет Англия, у которой нет своего самолета ДОН. Потом — другие.

ДОН, наверное, постепенно умрет после долгой агонии, как, скажем, Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), из которого Москва со скандалом вышла в декабре 2007-го. Формально для всех оставшихся ДОВСЕ еще действует, только смысла в том никакого нет. Вслед за ДОВСЕ недавно упразднили Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Договор СНВ-3 может закончиться в феврале 2021-го. Все это сопровождается интенсивным обменом пропагандистскими заявлениями: Восток и Запад навешивают друг на друга вину. На этом фоне ДОН — вещь пустяковая, впрямую к гонке вооружений его постепенный развал не ведет. Но все равно жалко, что из надежды на лучший мир 30-летней давности ничего не вышло. Например, Николай Патрушев объявил в пятницу, 22 ноября, после заседания Совбеза (где он секретарь), что «военно-политическая ситуация в мире развивается очень быстро, и во многом — в неблагоприятном направлении». Итак, чем дальше, тем — страшнее.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4s77
По ссылке http://remont.youdo.com/st476468/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer