Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевое будущее: Як-130 и другие новинки Dubai Airshow 2019


19 ноября 2019 года Михаил Ходаренок, Газета.ru


В Дубае проходит 16-я международная аэрокосмическая выставка Dubai Airshow 2019. Россия на салоне представлена широким спектром современного вооружения. Военный обозреватель «Газеты.Ru» ознакомился с российскими и мировыми аэрокосмическими новинками.

Выставка Dubai Airshow имеет давнюю историю. Она проводится с 1986 года и сегодня по праву считается одной из наиболее представительных международных авиационно-космических выставок. Dubai Airshow стабильно держится в пятерке крупнейших аэрокосмических салонов мира наряду с российским МАКС, Paris Air Show, Farnborough International и Air Show China.

«Dubai Airshow — это весьма престижная площадка для демонстрации как военной, так и гражданской авиатехники», — рассказал «Газете.Ru» главред интернет-портала Avia.ru Роман Гусаров, принимающий участие в освещении аэрошоу. По его словам, сюда стремятся абсолютно все мировые лидеры — производители самолетов, вертолетов, беспилотных и иных летательных аппаратов.

На выставке Dubai Airshow 2019 представлено около 165 самолетов всей мировой аэрокосмической отрасли. К примеру, авиакомпания Emirates демонстрирует на аэрошоу свои сверхдальние широкофюзеляжные Boeing 777-300ER, A380-800 и административный самолет Airbus Corporate Jet 319-115, а также обновленный легкий бизнес-джет Emirates Embraer 500 Phenom 100EV и один из самых популярных одномоторных поршневых самолетов для частного использования Cirrus SR 22.

Airbus на статической площадке и в летной программе показал A330neo. Самолетов Boeing 787-9 Dreamliner на Dubai Airshow 2019 было продемонстрировано сразу два в ливреях разных авиакомпаний (стоимость каждого составляет $585 млн).

Новое поколение военно-транспортных самолетов было представлено машинами Embraer KC-390, A400M и Kawasaki C-2. Стоявший на самом краю статической площадки 26-летний Ил-76ТД компании ZetAvia, зарегистрированной на Украине, смотрелся, по свидетельствам зарубежных экспертов, как экзотический пример «heavy metal».

Весьма внушительно на авиасалоне представлена бизнес- и деловая авиация. В частности, американская авиастроительная корпорация Gulfstream Aerospace Corporation показала бизнес-джеты G500, G600 и G650. Австрийская компания Diamond Aicraft представила самолеты DA400 и DA62. Французская самолетостроительная компания Dassault Aviation выкатила Falcon 8X и Falcon 900LX. Японская компания Honda Aircraft Company вернулась на авиасалон с двухмоторным реактивным самолетом бизнес-класса Hondajet HA-420.

«В таком массированном показе бизнес-авиации на Dubai Airshow 2019 нет ничего удивительного», — считает Роман Гусаров. Эксперт авиаотрасли пояснил, что Средний Восток — один из наиболее важных регионов для бизнес-авиации, а Dubai Airshow — главная площадка для показа подобных продуктов. По свидетельствам специалистов, лидирует в этом секторе авиации Gulfstream 650ER.

Традиционно сильно выступили в военном секторе американцы. Они представили практически все свои новинки, включая самолеты пятого поколения F-22 и F-35. Выкатили практически все, включая новейший самолет-заправщик КС-46. Не было разве что стратегической авиации.

Характерно, что американская экспозиция на статической стоянке как бы полукругом окружила немногочисленную российскую, среди которой были учебно-боевой самолет Як-130 и вертолеты Ми-38 и «Ансат».

АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию «Ростех») выступает на Dubai Airshow 2019 организатором единой российской экспозиции, общая площадь которой составляет более 750 кв. м. На ней, кроме стендов Ростеха и Рособоронэкспорта, свою продукцию представят 8 ведущих российских холдингов, выпускающих вооружение и военную технику для ВВС, ПВО и РЭБ, в том числе ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «ОДК», АО «НПО «Высокоточные комплексы», Концерн ВКО «Алмаз — Антей», АО «Швабе» и другие.

Наряду с новинками, имеющими значительный экспортный потенциал, повышенного внимания со стороны иностранных делегаций традиционно ожидают российские бестселлеры мирового рынка: ЗРС большой дальности С-400, ЗРК «Бук-М2Э» и «Викинг», вертолеты Ка-52, Ка-29, Ми-35М, Ми-26 и Ми-38, «Ансат», самолеты Су-35, МиГ-35, Су-32, а также проверенные в реальных условиях высокоточные авиационные средства поражения.

Корпорация «Иркут» привезла на выставку натурный образец учебно-боевого самолета Як-130.

Как ранее писала «Газета.Ru», авторам концепта Як-130 удалось угадать многие тенденции в развитии современных учебно-боевых самолетов и превратить эту машину в продукт, устойчиво востребованный на мировом авиационном рынке. Як-130, без всякого преувеличения, открыл новое поколение учебно-боевых машин.

Ранее в ходе создания учебно-боевых машин упор отнюдь не делался на будущую эксплуатацию самолета при больших углах атаки, на сверхманевренность, большие скорости полета. На этих режимах учебные самолеты не летали в принципе. Но возникла потребность именно в этих условиях готовить будущих пилотов истребителей новых поколений.

Як-130 стал первым в мире самолетом, который был создан в соответствии с этими идеями, что, в общем-то, потребовало значительных усилий при их воплощении в жизнь.

Самолет на выходе должен был получиться небольших размеров, легким и относительно недорогим. Перед разработчиками стояла нелегкая задача — как высокие летно-технические характеристики и подобные требования к УБС совместить в одной машине.

Сегодня в мире только два самолета, кроме Як-130, базируются на этой концепции, — Aermacchi M-346, который стал наследником Як-130Д, и китайский Hongdu L-15 — учебно-боевой самолет, разработанный компанией Hongdu при содействии ОКБ Яковлева. До этого момента не было полноценного западного самолета, который бы базировался на наших разработках.

Подобных образцов техники в нашей стране, в принципе, не так уж и много, когда идея и концепция, причем достаточно глубоко проработанная, шла из России на Запад, а не наоборот.

«При создании Як-130 была угадана еще одна концептуальная вещь. Кроме высоких летных характеристик, была спрогнозирована и такая мысль — боевые самолеты становятся очень дорогими и, по большому счету, их мало по сравнению с тем, что было раньше», — пояснил Роман Гусаров.

К примеру, о тиражах в 10 тыс. экземпляров речи давно не идет. Помимо этого, и летать на новых машинах крайне дорого. Соответственно, желательно, значительную часть боевых задач отрабатывать — причем как первоначальное обучение курсантов, так и поддержание требуемых навыков летного состава строевых частей — на более дешевых самолетах.

Причем летные характеристики Як-130, надо отметить, на дозвуковых режимах полета в значительной степени совпадают с боевыми истребителями. И для понимания надо обязательно подчеркнуть, что на сверхзвуке сегодня не воюют. То есть управляемых ракет класса «воздух-воздух», которые можно запускать на сверхзвуке ни у нас, ни у американцев нет.

Поэтому появилась концептуальная идея, что если учебно-боевой самолет летает как истребитель, то тогда надо добавить возможность обучать летный состав на учебном самолете применению оружия.

«Стоимость летного часа Як-130 относительно современных самолетов 4-го и 5-го поколений неизмеримо ниже, и он способен выполнять типовые боевые задачи с затратами до 10 раз меньшими, чем боевой самолет оперативно-тактической авиации», — отметил Роман Гусаров.

По словам специалиста, все эти факторы предопределили высокую конкурентноспособность Як-130. «Вначале машина пошла в Алжир, затем в Белоруссию, потом в Лаос, Мьянму и Бангладеш. Интерес к российскому учебно-боевому самолету проявляет Узбекистан и Малайзия», — рассказал Роман Гусаров.

Всего в настоящее время в строю 160 самолетов Як-130 у 6 стран-эксплуатантов.

Сочетание учебных и ударных возможностей — очень интересно многим заказчикам. Многие из них сталкиваются с решением именно боевых задач в конфликтах низкой интенсивности. А для решения подобных задач Як-130 подходит как нельзя лучше. Для решения подобных задач за рубежом привлекают даже турбовинтовые машины. К примеру, на Dubai Airshow 2019 демонстрируется легкий турбовинтовой штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano. И устаревшим его никто не считает. О покупке этой машины задумываются даже украинцы.

Понятно, что разработчику машины надо наращивать боевые возможности Як-130, и такие работы уже ведутся. В частности, предполагается три этапа повышения тактико-технических характеристик самолета.

На первом этапе планируется повышение точности применения вооружения за счет установки лазерного дальномера (проходит летные испытания). На втором этапе предполагается интеграция оптико-локационной прицельной системы, модернизация авионики и радиосвязного оборудования, установка бортового комплекса обороны, расширение номенклатуры управляемого вооружения. Наконец, на третьем этапе планируется установка бортовой РЛС и расширение состава вооружения «воздух-воздух» для ведения воздушного боя за пределами видимости.

Об этом же говорил и президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на авиасалоне Dubai Airshow 2019 — учебно-боевой самолет Як-130 будет модернизирован и станет в значительной степени боевым.

«По боевой составляющей у нас главное событие — мы сюда привезли самолет Як-130. Здесь мы представляем начало проекта по его глубокой модернизации: мы значительным образом расширяем его боевые возможности. Он становится не просто учебно-боевой самолет, а в значительной степени боевой самолет»,

— рассказал журналистам глава ОАК на авиасалоне Dubai Airshow 2019.

Слюсарь отметил, что после глубокой модернизации Як-130 на нем можно будет приспособить под заказчика и регион применения. «Мы кастомизировали эти увеличенные боевые возможности как раз под тех заказчиков здесь, на Ближнем Востоке, с учетом тех задач, которые им здесь предстоит решать. <…> Его учебная функция также повышена. Этот самолет способен обеспечить подготовку пилотов на самолеты 4-го, 5-го поколения», — добавил Слюсарь.

Из существенных плюсов для потенциальных покупателей нашего Як-130 можно в этом плане выделить еще один — отечественная машина хорошо приспособлена для эксплуатации с аэродромов не самого высокого качества.

Это одно из существенных отличий нашего самолета, к примеру, от «итальянца» М-346. «Итальянца» можно приблизительно охарактеризовать как «хороший автомобиль для хороших дорог».

Як-130 в этом плане обладает уникальной в своем классе автономностью базирования — створки воздухозаборников (снизу при необходимости закрываются, сверху открываются) и энергоемкое шасси позволяют ему работать с грунтовых аэродромов, на которых не способны базироваться сверхзвуковые самолеты.

Помимо всего прочего, Як-130 обладает вспомогательной силовой установкой, безрасходной пневмосистемой и бортовой кислорододобывающей установкой. А все это опять-таки существенно уменьшает зависимость машины от аэродромной инфраструктуры.

«Словом, это серьезные преимущества Як-130, — подчеркивает Роман Гусаров. — Конечно, трудно сказать, насколько они будут востребованы у каждого конкретного заказчика. Но есть такие страны, для которых это просто критическая вещь».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBw8ss
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer