Обобщат требования
Типовые образовательные программы для подготовки операторов беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг планируется представить на согласование в Росавиацию до конца нынешнего года. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.
Сегодня рынок гражданских беспилотников в нашей стране, по его словам, преимущественно представлен именно небольшими БВС. Их используют для съемки с воздуха, мониторинга строительных объектов и инфраструктуры. Подобные дроны также применяют при организации воздушных шоу, в авиамоделировании и других сферах.
Ранее ассоциация при участии Росавиации и нескольких других организаций разработала профессиональный стандарт «Специалист по летной и технической эксплуатации беспилотных авиасистем... до 30 кг». В 2018 году документ был утвержден приказом Минтруда.
Однако в стандарте сформулированы лишь общие требования к операторам дронов. При этом разделены функции механиков по ремонту и обязанности операторов. Так, внешний пилот должен уметь подготовить БВС к полету, управлять устройством, а также поддерживать взаимодействие с участниками воздушного движения и госкорпорацией ОрВД, которая контролирует организацию полетов. В его обязанности также входит проведение поисковых работ в случае аварии. Теперь на основании стандарта «Аэронет» совместно с Санкт-Петербургским университетом гражданской авиации разрабатывают программы обучения.
Они разбиты на четыре категории продолжительностью от восьми до 80 академических часов. Сложность обучения будет зависеть от массы беспилотника, целей его использования и условий эксплуатации.
–– Минимальное количество часов предусмотрено для тех, кто планирует управлять дроном в пределах прямой видимости для развлекательных шоу. Если же беспилотник около 30 кг используют для выполнения задач за пределами визуальной видимости, нужен совсем другой объем знаний и навыков, –– пояснил Глеб Бабинцев.
В Росавиации не стали комментировать «Известиям» вопрос о необходимости разработки типовых программ, а также может ли обучение по ним стать обязательным для владельцев легких БВС. В Минтрансе на момент публикации не ответили на запрос.
На полулегальном положении
Глеб Бабинцев напомнил, что для личного использования небольших дронов до 30 кг, согласно действующему законодательству, не требуется свидетельство внешнего пилота. Однако для того, чтобы осуществлять коммерческие работы (например, аэросъемку), необходимо получать сертификат эксплуатанта воздушного судна. Для этого нужно подтвердить квалификацию оператора, то есть нужен легитимный документ об обучении. Но по факту его никто выдать не может, потому что официальных образовательных программ нет. Их утверждение на уровне Росавиации позволит легитимно готовить специалистов для обслуживания БВС и выдавать документы, которые признаются в качестве основания для разрешения авиаработ.
— Сейчас, несмотря на наличие профстандарта, никакой силы документы об окончании разнообразных курсов не имеют, –– подчеркнул Глеб Бабинцев.
Однако и после появления программ в учебных заведениях массовым спросом они пользоваться не будут, полагает владелец квадрокоптера, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Проблема, по его словам, заключается в том, что для официального применения дрона нужно пройти сложную процедуру согласования каждого полета с авиавластями. Поэтому почти все полеты, в том числе с целью съемки с воздуха, по словам Петра Шкуматова, осуществляются сейчас нелегально.
–– Например, так снимают строящиеся коттеджные поселки в Подмосковье. Застройщики нанимают частника, который за небольшие деньги делает облет объекта без каких-либо согласований с авиавластями. Если его заметила полиция (что бывает редко), он просто бросает дрон и уезжает, –– пояснил он «Известиям».
По словам гендиректора компании Skyeer Александра Рыжова, законодательные «правила игры» отрасль БВС ждет с 2015 года –– именно тогда она стала бурно развиваться в России.
–– Проблема в том, что в стране до сих пор нет четких требований к компаниям, использующим малые беспилотные системы, — сказал он «Известиям». — Например, в США сегодня можно понятно и быстро получить разрешение на работу с беспилотником, согласовать зону полетов с диспетчером за пару часов, через приложение в смартфоне оформить страховку на БВС. В России подавляющее число компаний находится на полулегальном положении, и только потому, что авиавласти уже пять лет не могут разработать приемлемые, понятные для рынка правила игры.
Постепенно ситуация меняется. Как ранее писали «Известия», скоро владельцам легких беспилотников не нужно будет получать у авиавластей (территориальных подразделений ОрВД) разрешение для запуска дронов на высоту до 150 м. Однако послабления готовятся на фоне ужесточения других правил использования беспилотников. 27 сентября вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым все БВС весом от 250 г до 30 кг должны ставиться на учет в Росавиации.