По всей длине
В Федеральных авиационных правилах (ФАП) сейчас не указаны конкретные габариты и требования по весу питомцев, которых можно брать на борт. Об этом говорится в письме Общероссийского объединения пассажиров (ООП) на имя главы Минтранса Евгения Дитриха. С копией документа, направленного в ведомство 13 ноября, ознакомились «Известия». Авторы инициативы предлагают внести поправки в пункт 143 главы 11 ФАП «Особенности перевозки некоторых категорий багажа», разрешив провозить в салоне домашних животных в переноске, по сумме трех измерений (длине, ширине и высоте) не превышающей 115 см, и общим весом 8 кг — это минимальная норма. В документе ООП поясняется, что перевозчики смогут увеличивать ее, что будет для них дополнительным конкурентным преимуществом. В Минтрансе подтвердили получение письма.
По мнению руководителя ООП Ильи Зотова, в ФАП также необходимо закрепить норму, которая позволит пассажиру доплатить за минимальный перевес животного в 1–2 кг, чтобы взять его в салон. Это повысит лояльность к авиаперевозчикам и позволит избежать неприятных ситуаций, таких как та, что недавно произошла с хозяином крупного кота, летевшего из Риги во Владивосток, уверен Илья Зотов.
Недавняя история с Михаилом Галиным и его котом Виктором получила широкий резонанс. Мужчина в начале ноября направлялся из Риги во Владивосток с пересадкой в Москве. Но в российской столице ему не разрешили взять животное в салон самолета «Аэрофлота», поскольку оно весило около 10 кг, то есть на 2 кг больше установленной компанией предельной нормы. Чтобы не сдавать питомца в багажное отделение, Михаилу пришлось пойти на хитрость — он взвесил на регистрации похожего кота своих знакомых, а в самолет взял Виктора. Уже во Владивостоке 6 ноября мужчина рассказал об этой истории в соцсетях. В результате авиакомпания исключила его из программы лояльности и аннулировала около 400 тыс. бонусных миль.
Илья Зотов отметил, что действующие правила устанавливают только общие требования к авиакомпаниям. Например, в них прописаны необходимые документы на домашних животных, а также требования к переноске –– крепкий контейнер с доступом воздуха и надежным запором. Конкретные габариты и максимальный вес компании определяют сами.
— Нужно установить единые правила, приемлемые для всех — и перевозчиков, и для их клиентов. Единая норма избавит от необходимости изучать требования каждой авиакомпании, — сказал он.
По мнению руководителя ООП Ильи Зотова, в ФАП также необходимо закрепить норму, которая позволит пассажиру доплатить за минимальный перевес животного в 1–2 кг, чтобы взять его в салон. Это повысит лояльность к авиаперевозчикам и позволит избежать неприятных ситуаций, таких как та, что недавно произошла с хозяином крупного кота, летевшего из Риги во Владивосток, уверен Илья Зотов.
Недавняя история с Михаилом Галиным и его котом Виктором получила широкий резонанс. Мужчина в начале ноября направлялся из Риги во Владивосток с пересадкой в Москве. Но в российской столице ему не разрешили взять животное в салон самолета «Аэрофлота», поскольку оно весило около 10 кг, то есть на 2 кг больше установленной компанией предельной нормы. Чтобы не сдавать питомца в багажное отделение, Михаилу пришлось пойти на хитрость — он взвесил на регистрации похожего кота своих знакомых, а в самолет взял Виктора. Уже во Владивостоке 6 ноября мужчина рассказал об этой истории в соцсетях. В результате авиакомпания исключила его из программы лояльности и аннулировала около 400 тыс. бонусных миль.
Илья Зотов отметил, что действующие правила устанавливают только общие требования к авиакомпаниям. Например, в них прописаны необходимые документы на домашних животных, а также требования к переноске –– крепкий контейнер с доступом воздуха и надежным запором. Конкретные габариты и максимальный вес компании определяют сами.
— Нужно установить единые правила, приемлемые для всех — и перевозчиков, и для их клиентов. Единая норма избавит от необходимости изучать требования каждой авиакомпании, — сказал он.
Живой багаж
Согласно обзору ООП, большинство российских авиакомпаний установило максимальную норму по весу животных, которым разрешено лететь в салоне, на уровне 8 кг (с переноской). Это структуры группы «Аэрофлот» — «Россия», «Аврора», «Победа», а также S7, «Якутия», «Уральские авиалинии», Red Wings и другие. Самая жесткая норма — у «Северстали» (5 кг). Наиболее лояльны к пухлым животным Utair (10 кг) и «Нордавиа» (12 кг).
При этом габариты переносок варьируются от 96 до 126 см (по сумме трех измерений). Ограничений по размерам контейнеров нет только у «Ижавиа» и «ЮВТ Аэро» (максимальный вес животного по нормам этих авиакомпаний также составляет 8 кг).
Авиапассажиры довольно часто пользуются услугой перелетов с домашними питомцами. Так, клиенты Utair в 2018 году перевезли в салоне более 12 тыс. кошек и собак и еще 1,5 тыс. — в багаже, рассказали «Известиям» в компании.
— Авиакомпания допускает в салон кошек и собак. При этом взять на борт можно, например, двух щенков или трех котят в одну переноску, если общий предельный вес не превышается, — отметил представитель перевозчика.
В авиакомпании добавили, что ее действующие нормы уже выше предложенных объединением пассажиров.
В Smartavia ежедневно минимум одно домашнее животное путешествует на борту каждого самолета авиакомпании, сообщил «Известиям» представитель перевозчика. Летом их количество увеличивается. В авиакомпании добавили, что недавно повысили норму по весу для животных на 2 кг. Конфликтов с пассажирами из-за условий перевозки не фиксировалось.
В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.
Присутствие животного в салоне может создать проблемы для аллергиков, отметил в разговоре с «Известиями» аллерголог-иммунолог, профессор Владимир Прокопенко. По его словам, то, насколько сильной будет реакция, зависит от индивидуальных особенностей человека. Аллергия может проявляться в виде першения в горле, насморка, зуда и слезотечения, в пиковом случае может возникнуть приступ удушья.
Однако владельцы домашних животных, путешествующие с ними в самолетах, неохотно расстаются со своими питомцами. И для этого есть основания. Нередко в СМИ появляются истории о том, что кошка или собака не пережила перелет в багажном отделении.
Так, осенью 2016 года пассажир Юрий Белоусов сообщил в Facebook о смерти собаки в специальном карго для животных во время перелета из ОАЭ в Москву. Аналогичный случай произошел в 2017-м с питомцем девушки, направлявшейся в Эстонию. А летом 2019 года во время перелета из Хабаровска в столицу из багажного отделения пропал кот: владельцу вернули пустую переноску. По словам хозяйки животного Алены Баженовой, ее питомца так и не нашли. Единственное, что удалось получить от авиакомпании, — извинения за доставленные неудобства и предложение получить за кота денежное возмещение как за багаж, рассказала она «Известиям».
–– Мы так и не написали заявление о возмещении ущерба, потому что кот не багаж. Наша дочь была в шоковом состоянии, когда сотрудники аэропорта выдали нам пустую переноску. Это невосполнимая потеря для семьи, –– добавила женщина.
По словам партнера юридической компании BMS Law Firm Алексея Гавришева, в багажном отсеке должна выдерживаться комфортная температура. Если она резко снизилась, из-за чего животное погибло, то отвечать за это должна авиакомпания, подчеркнул он. Владелец питомца может подать в суд на основании закона о защите прав потребителей или написать заявление в полицию — по факту жестокого обращения с животными. Но если питомец погиб из-за стресса, то оснований для претензий нет, добавил юрист.
При этом габариты переносок варьируются от 96 до 126 см (по сумме трех измерений). Ограничений по размерам контейнеров нет только у «Ижавиа» и «ЮВТ Аэро» (максимальный вес животного по нормам этих авиакомпаний также составляет 8 кг).
Авиапассажиры довольно часто пользуются услугой перелетов с домашними питомцами. Так, клиенты Utair в 2018 году перевезли в салоне более 12 тыс. кошек и собак и еще 1,5 тыс. — в багаже, рассказали «Известиям» в компании.
— Авиакомпания допускает в салон кошек и собак. При этом взять на борт можно, например, двух щенков или трех котят в одну переноску, если общий предельный вес не превышается, — отметил представитель перевозчика.
В авиакомпании добавили, что ее действующие нормы уже выше предложенных объединением пассажиров.
В Smartavia ежедневно минимум одно домашнее животное путешествует на борту каждого самолета авиакомпании, сообщил «Известиям» представитель перевозчика. Летом их количество увеличивается. В авиакомпании добавили, что недавно повысили норму по весу для животных на 2 кг. Конфликтов с пассажирами из-за условий перевозки не фиксировалось.
В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.
Присутствие животного в салоне может создать проблемы для аллергиков, отметил в разговоре с «Известиями» аллерголог-иммунолог, профессор Владимир Прокопенко. По его словам, то, насколько сильной будет реакция, зависит от индивидуальных особенностей человека. Аллергия может проявляться в виде першения в горле, насморка, зуда и слезотечения, в пиковом случае может возникнуть приступ удушья.
Однако владельцы домашних животных, путешествующие с ними в самолетах, неохотно расстаются со своими питомцами. И для этого есть основания. Нередко в СМИ появляются истории о том, что кошка или собака не пережила перелет в багажном отделении.
Так, осенью 2016 года пассажир Юрий Белоусов сообщил в Facebook о смерти собаки в специальном карго для животных во время перелета из ОАЭ в Москву. Аналогичный случай произошел в 2017-м с питомцем девушки, направлявшейся в Эстонию. А летом 2019 года во время перелета из Хабаровска в столицу из багажного отделения пропал кот: владельцу вернули пустую переноску. По словам хозяйки животного Алены Баженовой, ее питомца так и не нашли. Единственное, что удалось получить от авиакомпании, — извинения за доставленные неудобства и предложение получить за кота денежное возмещение как за багаж, рассказала она «Известиям».
–– Мы так и не написали заявление о возмещении ущерба, потому что кот не багаж. Наша дочь была в шоковом состоянии, когда сотрудники аэропорта выдали нам пустую переноску. Это невосполнимая потеря для семьи, –– добавила женщина.
По словам партнера юридической компании BMS Law Firm Алексея Гавришева, в багажном отсеке должна выдерживаться комфортная температура. Если она резко снизилась, из-за чего животное погибло, то отвечать за это должна авиакомпания, подчеркнул он. Владелец питомца может подать в суд на основании закона о защите прав потребителей или написать заявление в полицию — по факту жестокого обращения с животными. Но если питомец погиб из-за стресса, то оснований для претензий нет, добавил юрист.