Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Русские витязи" пересаживаются на Су-35С: как это связано с новой тактикой ВКС


13 ноября 2019 года Дмитрий Литовкин, ТАСС


Короткий разбег, резкий подъем и целый каскад невероятных фигур высшего пилотажа: петля, крутой разворот по дуге, на месте, "бочка", торможение всем корпусом фюзеляжа, когда машина встает практически на хвост и полностью теряет скорость, и, наконец, плоский штопор — истребитель "как лист на ветру", раскачиваясь в разные стороны, падает вниз.

Неискушенный любитель авиации с замиранием сердца будет смотреть в небо, пытаясь поверить, что 35-тонный Су-35С может нарушить законы физики и земного притяжения. Военный отметит: короткий разбег — взлет с "поврежденной", менее чем 300-метровой взлетно-посадочной полосы; резкий подъем — тяговоруженность; петли, развороты, "бочки" и "кобры" — сверхманевренность. Ну а "сухой лист" — управляемость на всех режимах полета. Другой бы упал. Этот летит.

Все это до последнего момента можно было увидеть в рамках многочисленных аэрокосмических салонов, где наш Су-35С "кружил голову" и вызывал неподдельный восторг зрителей. 12 ноября четверка этих красавцев в фирменных бело-сине-красных "ливреях" — в цветах российского флага — пилотажной группы "Русские витязи" совершила посадку в подмосковной Кубинке. Командир Центра показа авиационной техники, в состав которого входят "Витязи", полковник Андрей Алексеев не без восторга отметил: "Это как в новый автомобиль садитесь, вот только еще ощущения помноженные".

Эмоции летчика можно понять. За три последних года центр в Кубинке получает вторую партию самых современных боевых машин. В 2016-м это стали двухместные Су-30СМ. В 2019-м — Су-35С. Всего же, по данным Минобороны, в 2019 году Воздушно-космические силы получили более 100 новых самолетов и вертолетов, доведя долю современного вооружения ВКС до 65%. Поверить в то, что это когда-нибудь случится, еще десять лет назад мог только самый большой оптимист и романтик: тогда "Витязи" во многих отношениях влачили незавидное существование. Теперь все иначе.

"Мистер совершенство"

Су-35С — это вершина 30-летней эволюции детища Михаила Симонова, главы ОКБ Сухого, человека, на свой страх и риск согласившегося пойти против системы и создать самый совершенный истребитель современности — Су-27.

На пути к рождению 35-го появлялись целые ветви новых самолетов: палубный Су-33, двухместный и первый сверхманевренный Су-30 и, наконец, — бомбардировщик Су-34. В их ряду 35-й стоит особняком. При всей внешней схожести линейки "Су" даже неспециалист его сразу опознает: подтянутый, очень устремленный и оттого — самый элегантный.

Когда Су-35С впервые презентовали на аэрокосмическом авиасалоне в Великобритании, западные СМИ тут же окрестили его истребителем пятого поколения — ответом на американский F-22 Raptor. Американец уже пошел в серию. Наш только "вставал на крыло". Тем не менее по совокупности достоинств как внешних, так и "предполагаемых", пугал и напрягал.

Начать можно с того, что, кроме совершенной аэродинамической схемы планера, это первый российский боевой самолет, получивший двигатель 117С. Этот мотор специально создавался для истребителей пятого поколения Су-57. Он отличается увеличенной тягой 14,5 тонн, цифровой системой управления, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Сегодня это — восемь тонн высокоточных ракет и бомб, в том числе таких, как крылатая ракета Х-35, позволяющая истребителю наносить удары по морским целям.

С пятым поколением Су-35С роднит полностью цифровая кабина. По некоторым данным, по компоновке и оборудованию она практически такая же, как и у Су-57. В ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них большие цветные жидкокристаллические экраны. На них, как в обычном телевизоре, в режиме "картинка в картинке" отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления двигателем заменены электрическими.

На Су-35С впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС. Но может и без них.

Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Ирбис" по своим характеристикам близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах он видит цели на дальностях 350–400 км. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150–200 км — железнодорожный мост, за 100–120 км — катер, за 60–70 км — установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков, и поразить их своим вооружением.

Победить в "собачьей схватке"

Это американский термин (dogfight), который означает схватку истребителей в ближнем бою, где ее исход зависит не от "дальнобойных" ракет, а от "ножевого" контактного боя из авиационных пушек и ракет ближнего радиуса. Исход в нем решает не только мастерство пилотов, но и возможности боевых машин. Можно посмотреть фильм Top Gun с Томом Крузом, чтобы понять, что это серьезно.

А можно вспомнить результаты реальных учений. Например таких, как американские Red Flag. В них уже несколько раз принимали участие индийские пилоты на Су-30МКИ и постоянно выходили победителями. Они видели американские, европейские истребители с больших дистанций и в ближнем бою своей сверхманевренностью не давали им шанса уйти от пушечного огня.

Су-35С отметился в Сирии. Детали его применения неизвестны, но американские СМИ запестрели прогнозами: F-22 и F-35 с ним лучше не встречаться.

Заместитель начальника летной службы ОКБ Сухого заслуженный летчик-испытатель, Герой России Юрий Ващук рассказал ТАСС, что Центр показа авиационной техники в Кубинке и группа "Русские витязи" "демонстрируют наши самые передовые самолеты".

"Как летчик, летающий на разных типах "Сухих", могу сказать, что групповой полет очень сложен, а Су-35С наиболее приспособлен к ним, — сообщил Ващук. — Эта машина раскрывает перед летчиками много возможностей. Например, в индивидуальном пилотаже. У них ("Русских витязей") есть "солист", которые во время отхода основной группы "занимает" внимание зрителей сольным выступлением. На Су-35С это может быть реализовано в полном объеме. То, что я и мои коллеги демонстрируют в летной программе МАКСа, теперь будет освоено строевыми пилотами".

Движение вверх

По словам воздушного аса, он не исключает, что новые машины дадут стимул к работе над созданием и новых групповых элементов в выступлениях "Русских витязей".

"Это не самодеятельность, — отмечает он. — Каждая новая фигура проговаривается летчиками с главным конструктором самолета, потом отрабатывается на тренажерах с нами как летчиками-испытателями. У "Витязей" сейчас есть двухместные Су-30СМ, так что мы можем отработать это в воздухе вместе. В том числе и в группе из четырех машин и более. И, если утвердит командование ВКС РФ, все это будет внесено в программу авиационных показов".

И в принципе, как несложно догадаться, в программу боевой подготовки наших строевых летчиков. Как это может выглядеть, нам, в принципе, уже показали. На одном из салонов МАКС Юрий Ващук на Су-35 и еще один летчик-испытатель Михаил Беляев на МиГ-29ОВТ выполнили встречный пилотаж с элементами сверхманевренности, имитирующими современный воздушный бой.

На МАКС-2019 похожий эпизод разыграли уже "строевики" Северного флота на Су-30СМ и летчики-испытатели корпорации "Иркут" Вячеслав и Евгений Аверьяновы. Все это, уверен Ващук, говорит о том, что с появлением новых машин начинается и новый этап тактики применения наших ВКС, который до абсолюта будут доводить и "Русские витязи".

Об этом намекнул и Андрей Алексеев. По его словам, с появлением в группе Су-35С они будут над этим работать. "Самолет прекрасный, мы будем его планомерно осваивать, — сообщил пилот. — Я думаю, что-то, конечно, придумаем".

Кроме того, по его словам, в будущем возможны смешанные показы на Су-35С и Су-30СМ, которые будут в полном объеме использоваться параллельно. При этом оставшиеся на вооружении авиагруппы Су-27 "будут плавно выводиться из эксплуатации", сообщил Андреев.

Прицел на будущее

Су-35 — последняя "ступень" для российских летчиков перед поступлением в части истребителя пятого поколения Су-57. Многое, что есть на этой машине, было испытано именно на 35-м. А это значит, что "Русские витязи" уже перешли в новое измерение нашей боевой авиации. "Кубинский бриллиант", как называют ромб из Су-30СМ и МиГ-29 "Витязей" и "Стрижей", неизменно проходящих на минимальной высоте над головами зрителей во время своих выступлений, получил новую уникальную грань. Бесспорно, они ее отполируют до совершенства, демонстрируя свое пилотажное мастерство от Европы до Юго-Восточной Азии.

В Азии первым возможности Су-35С оценил Китай, купив 24 машины на сумму $2,5 млрд в 2015 году. Следом за ним самолетом заинтересовалась Индонезия.

Су-35С интересен Египту. Всерьез рассматривает возможность его приобретения Саудовская Аравия.

Изучает такую возможность Турция. Для нее покупка Су-35 — это очередной вызов Вашингтону. Тот после приобретения Анкарой российских комплексов ПВО С-400 исключил турецких "партнеров" из программы продвижения истребителя F-35. Если учесть, что Запад боится русской машины как огня, то сожалеть Анкаре, в общем-то, и не о чем. В любом случае, в отличие от США, Россия никогда не связывает свое военно-техническое сотрудничество с политической конъюнктурой. Партнер он и есть партнер, какие бы сложности во взаимоотношениях не возникали.

Ну а наш традиционный партнер Индия видит Су-35 как возможный компромисс после выхода из проекта совместной разработки истребителя пятого поколения. Вроде и дешевле, и Су-30МКИ подтянет "до уровня". Модернизационный потенциал обеих машин практически безграничен. С учетом того, что каждая из них была очередной ступенью эволюции самой лучшей линейки ОКБ Сухого, они и в пятое поколение впишутся.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBg249
Услуги на YouDo: http://kazan.youdo.com/remont/carpenter/stolyarnyeizdeliya/, подробнее по ссылке.
Смотрите здесь - http://kazan.youdo.com/remont/podkljuch/flat/tworooms/ - недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer