Свобода воздуха
Минтранс согласовал с заинтересованными ведомствами проект постановления правительства РФ, разрешающий использовать «легкие» дроны на небольших высотах без уведомления авиавластей. Об этом сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства. Там уточнили, что в ближайшее время он будет внесен в кабинет министров.
Речь идет об изменениях в Федеральные правила использования воздушного пространства. Как следует из проекта документа, согласовывать не придется полеты беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг в светлое время суток на высоте менее 150 м над землей или водой. Квадрокоптер обязательно должен находиться в зоне видимости оператора.
В некоторых случаях разрешения от подведомственных Росавиации органов получать придется даже при соблюдении этих условий. Например, для запуска беспилотника в районе диспетчерских зон, аэродромов, зон ограничения полетов. Обращаться к чиновникам также придется, чтобы поднять дрон в воздух в местах проведения публичных и официальных спортивных мероприятий.
Предполагалось, что постановление правительства, дающее послабления для владельцев небольших коптеров, вступит в силу в мае 2019 года, но оно увязло в согласованиях. В пресс-службе Минюста сообщили «Известиям», что проект рассмотрен и «заключение по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз направлено в Минтранс».
По данным ассоциации «Аэронет», документ может вступить в силу в ближайшие три-четыре недели, сказал «Известиям» глава объединения Глеб Бабинцев.
–– Это облегчит жизнь как частным владельцам дронов и авиамоделистам, так и малым коммерческим предприятиям, выполняющим работы по точечному мониторингу небольших строительных и аграрных объектов, –– сказал он.
Эксперт добавил, что в связи с повышенным вниманием к теме беспилотников необходимо отдельно проработать нюансы для беспрепятственного функционирования авиамодельных кружков в школах. По его словам, руководители просто боятся запускать модели самолетов, чтобы не получить штраф.
Изменения в правилах использования воздушного пространства прежде всего облегчит жизнь частным владельцам квадрокоптеров, сказал «Известиям» гендиректор «БАС-Тех Иркутск» Роман Голубев. Для компаний, профессионально применяющих беспилотники, ничего не изменится.
–– Станет проще проводить совсем небольшой пласт работ, например съемку строительных объектов. Но полеты за пределами визуальной видимости всё равно потребуют согласования со структурами по организации воздушного движения, –– пояснил он.
Эксперт также подчеркнул, что для легитимного запуска дронов в населенном пункте граждане обязаны получать разрешение от местных властей (исключение по проекту Минтранса составят беспилотники массой менее 250 г. — «Известия»). По его словам, пока полиция смотрит на такие нарушения сквозь пальцы, но со временем всё может измениться.
Речь идет об изменениях в Федеральные правила использования воздушного пространства. Как следует из проекта документа, согласовывать не придется полеты беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг в светлое время суток на высоте менее 150 м над землей или водой. Квадрокоптер обязательно должен находиться в зоне видимости оператора.
В некоторых случаях разрешения от подведомственных Росавиации органов получать придется даже при соблюдении этих условий. Например, для запуска беспилотника в районе диспетчерских зон, аэродромов, зон ограничения полетов. Обращаться к чиновникам также придется, чтобы поднять дрон в воздух в местах проведения публичных и официальных спортивных мероприятий.
Предполагалось, что постановление правительства, дающее послабления для владельцев небольших коптеров, вступит в силу в мае 2019 года, но оно увязло в согласованиях. В пресс-службе Минюста сообщили «Известиям», что проект рассмотрен и «заключение по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз направлено в Минтранс».
По данным ассоциации «Аэронет», документ может вступить в силу в ближайшие три-четыре недели, сказал «Известиям» глава объединения Глеб Бабинцев.
–– Это облегчит жизнь как частным владельцам дронов и авиамоделистам, так и малым коммерческим предприятиям, выполняющим работы по точечному мониторингу небольших строительных и аграрных объектов, –– сказал он.
Эксперт добавил, что в связи с повышенным вниманием к теме беспилотников необходимо отдельно проработать нюансы для беспрепятственного функционирования авиамодельных кружков в школах. По его словам, руководители просто боятся запускать модели самолетов, чтобы не получить штраф.
Изменения в правилах использования воздушного пространства прежде всего облегчит жизнь частным владельцам квадрокоптеров, сказал «Известиям» гендиректор «БАС-Тех Иркутск» Роман Голубев. Для компаний, профессионально применяющих беспилотники, ничего не изменится.
–– Станет проще проводить совсем небольшой пласт работ, например съемку строительных объектов. Но полеты за пределами визуальной видимости всё равно потребуют согласования со структурами по организации воздушного движения, –– пояснил он.
Эксперт также подчеркнул, что для легитимного запуска дронов в населенном пункте граждане обязаны получать разрешение от местных властей (исключение по проекту Минтранса составят беспилотники массой менее 250 г. — «Известия»). По его словам, пока полиция смотрит на такие нарушения сквозь пальцы, но со временем всё может измениться.
Всех не посчитали
Несмотря на планируемые послабления, в целом правила использования бытовых дронов в этом году ужесточились. Так, в июле вступил в силу закон, в 10 раз увеличивающий штрафы за запуск беспилотников в запрещенных местах –– до 20–50 тыс. рублей для физических лиц и 250–300 тыс. –– для юридических. А в конце сентября и поправки, обязывающие всех владельцев легких дронов весом от 250 г до 30 кг ставить их на учет в Росавиации. Это требование распространили даже на дроны-игрушки. 28 октября истекает месяц, который власти давали на регистрацию беспилотников. Но сделать это можно, только отправив пакет документов по почте, электронный сервис так и не заработал.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, на 21 октября было подано 3,2 тыс. заявок, из которых отклонили всего около 30. При этом общее количество «легких» беспилотников в стране в «Аэронете» оценивают примерно в 50 тыс. единиц. То есть подавляющая часть владельцев коптеров пока требование не исполнила.
Источник в авиаотрасли пояснил «Известиям», что изначально регистрацией малых дронов должен был заниматься подведомственный Минтрансу ФГУП. Но затем концепция поменялась, поэтому Росавиация просто не успела подготовиться –– предоставить возможность подать заявление в электронном виде или через портал госуслуг.
–– Для того чтобы разработать соответствующий функционал, нужны время и средства. Федеральному агентству приходится делать это в рамках действующего бюджета, –– пояснил собеседник «Известий».
В пресс-службе Росавиации сказали «Известиям», что проводят мероприятия по «скорейшему запуску регистрации БВС в режиме онлайн». Сроки в агентстве уточнить не смогли.
Сама инициатива по регистрации летательных аппаратов правильная, хотя бы с точки зрения авиабезопасности, сказал «Известиям» PR-директор яхт-клуба Санкт-Петербурга, владелец дрона Алексей Жиров.
–– Мы много снимаем с воздуха, в основном над водой. Пока я не зарегистрировал БВС, но обязательно это сделаю. Главное, чтобы всё это не приобрело запретительный характер, –– отметил он.
Другой владелец частного беспилотника, попросивший не называть его имени, считает требования властей по регистрации коптеров необоснованными.
–– Пресечь использование БВС гораздо проще, чем поймать его хозяина. Поэтому человек предпочитает бросить дрон при появлении полицейских и уехать. Зачем в таком случае ставить его на учет? Чтобы получить штраф? — сказал он.
С другой стороны, «продвинутые» владельцы дронов вынуждены ломать проблесковые маячки (чтобы коптеры были менее заметны) и отключать GPS — а это негативно влияет на безопасность, добавил собеседник «Известий».
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, на 21 октября было подано 3,2 тыс. заявок, из которых отклонили всего около 30. При этом общее количество «легких» беспилотников в стране в «Аэронете» оценивают примерно в 50 тыс. единиц. То есть подавляющая часть владельцев коптеров пока требование не исполнила.
Источник в авиаотрасли пояснил «Известиям», что изначально регистрацией малых дронов должен был заниматься подведомственный Минтрансу ФГУП. Но затем концепция поменялась, поэтому Росавиация просто не успела подготовиться –– предоставить возможность подать заявление в электронном виде или через портал госуслуг.
–– Для того чтобы разработать соответствующий функционал, нужны время и средства. Федеральному агентству приходится делать это в рамках действующего бюджета, –– пояснил собеседник «Известий».
В пресс-службе Росавиации сказали «Известиям», что проводят мероприятия по «скорейшему запуску регистрации БВС в режиме онлайн». Сроки в агентстве уточнить не смогли.
Сама инициатива по регистрации летательных аппаратов правильная, хотя бы с точки зрения авиабезопасности, сказал «Известиям» PR-директор яхт-клуба Санкт-Петербурга, владелец дрона Алексей Жиров.
–– Мы много снимаем с воздуха, в основном над водой. Пока я не зарегистрировал БВС, но обязательно это сделаю. Главное, чтобы всё это не приобрело запретительный характер, –– отметил он.
Другой владелец частного беспилотника, попросивший не называть его имени, считает требования властей по регистрации коптеров необоснованными.
–– Пресечь использование БВС гораздо проще, чем поймать его хозяина. Поэтому человек предпочитает бросить дрон при появлении полицейских и уехать. Зачем в таком случае ставить его на учет? Чтобы получить штраф? — сказал он.
С другой стороны, «продвинутые» владельцы дронов вынуждены ломать проблесковые маячки (чтобы коптеры были менее заметны) и отключать GPS — а это негативно влияет на безопасность, добавил собеседник «Известий».