NEW! |
|
|
Отпуск без проблем
21 октября 2019 года Александра Мерцалова, КоммерсантЪ
Отправляясь отдыхать, российские туристы могут столкнуться с целым букетом проблем. Овербукинг, задержка рейса, потеря багажа, ужасный номер в отеле — лишь некоторые из них. «Деньги» выяснили, как путешественникам действовать правильно в подобных ситуациях.
Сложности перелета
Путешественники нередко конфликтуют с перевозчиками. Старший менеджер «Туту.ру» Алёну Лапина рассказывает, что больше всего негативных отзывов об авиакомпаниях связано с задержками рейсов, когда путешественники вынуждены несколько часов проводить в аэропорту. Много претензий, по словам эксперта, связано и со случаями, когда пассажиров не пускают на рейс в связи с опозданием, несмотря на то что самолет должен был вылететь позже. Деньги, по словам госпожи Лапиной, в этих ситуациях перевозчики обычно не возвращают.
В AirHelp считают, что во многих случаях путешественники просто не знают о своих правах. Со ссылкой на исследование YouGov специалисты компании утверждают, что в 2018 году получить денежные компенсации суммарно могли 9 млн пассажиров, пострадавших во время путешествий по Европе. При этом на практике единицы направляют претензии на получение выплат, а 87%, согласно данным опросов, просто не знают о такой возможности.
Специалисты AirHelp напоминают, что сейчас регламентом Евросоюза №261 защищены все пассажиры, перемещающиеся внутри Европы или путешествующие из России в страны ЕС авиакомпаниями, зарегистрированными в еврозоне. Получить до €600, по словам представителя AirHelp, путешественники могут, если их вылет был задержан более чем на три часа и отменен — вне зависимости о того, за сколько дней было сделано уведомление, или же в случае, если авиакомпания отказала в посадке на рейс пассажиру, который прибыл на посадку вовремя, имел при себе все необходимые документы и не допустил иных нарушений, которые могли бы помешать ему оказаться на рейсе. На аналогичный размер компенсации пассажир в Европе может претендовать и в случае овербукинга — ситуации, когда количество проданных билетов оказалось больше реального числа мест в самолете. В США, согласно оценкам AirHelp, такая ситуация может оказаться еще более выгодной для путешественников: в стране действует национальный закон, по которому пострадавший от овербукинга может требовать от перевозчика до $1,35 тыс. в качестве компенсации.
Кроме законодательства США и ЕС, столкнувшихся с проблемами пассажиров, по словам экспертов AirHelp, защищает еще и Монреальская конвенция. Этот документ ратифицировали более 130 стран, в числе которых и Россия.
Согласно положениям конвенции, в случае возникновения расходов по причине задержки рейса пассажир может требовать от перевозчика выплаты до $6,3 тыс., а в случае проблем с багажом — до $1,5 тыс. Для подтверждения понесенных убытков потребуется представить чеки на оплату дополнительных вещей и услуг. При этом в случае возникновения проблем с багажом для жалоб отведен определенный срок: до 7 дней в случае порчи и до 21 дня при задержке прибытия, по истечении которых вещи будут считать утерянными (размер выплат рассчитывается отдельно).
На практике получить компенсацию не всегда просто. В AirHelp указывают, что многие авиакомпании даже в случае предъявления им претензий отказываются осуществлять выплаты. В этом случае юристы советуют обращаться в суд по месту вылета, прилета или по месту нахождения штаб-квартиры авиакомпании. Альтернативным вариантом может стать обращение в компанию, специализирующуюся на получении штрафов в обмен на существенную долю от отсуженной суммы.
Тысяча мелочей
По словам Анны Лапиной, чаще всего организованные путешественники бывают недовольны коррекцией времени вылета чартерных рейсов. «Порой вылет переносят с утра на вечер, и, как говорят туристы, тогда теряется день отдыха»,— объясняет она. Второй по популярности претензией госпожа Лапина называет овербукинг в гостиницах: такие прецеденты, как правило, случаются в высокий летний сезон — службы размещения, рассчитывая, что кто-либо из гостей откажется от поездки, намеренно продают большее число номеров. В этом случае, по словам эксперта, путешественникам предлагают заменить выбранный отель на другой. «Гости негодуют: замена многим кажется неравнозначной, тем более что перед отпуском каждый обычно внимательно выбирает отель, внимательно читая отзывы и оценивая местоположение»,— рассказывает госпожа Лапина.
Если сложности с размещением туристов происходят по вине туроператоров, им, как правило, предоставляется номер классом выше выбранного, рассказывает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Но, по его словам, сложности могут возникнуть и в ситуациях, когда гостю был предоставлен нужный номер, но по какой-то причине он не оправдал ожиданий. В этих случаях, по словам эксперта, оператор обычно пытается найти другой, более подходящий вариант. Проблему стороны стараются решить в неформальном порядке: «Вопрос компенсаций между оператором и отелем при необходимости обсуждается в спокойный период, например зимой»,— добавляет он.
С кем у путешественников возникают конфликты на отдыхе
Персонал отеля |
8% |
Сотрудники аэропорта или вокзала |
3% |
Таксисты |
4% |
Другие постояльцы отелей |
5% |
Местные жители |
5% |
Компаньоны по путешествию |
20% |
Персонал кафе и баров |
4% |
Представители турфирм |
5% |
Полиция |
2% |
Не бывает конфликтов |
57% |
|
Еще одной сложностью с размещением господин Ромашкин называет претензии к питанию: такие вещи обычно происходят, когда гости забывают указать особые требования, и, как и в случае с заменой номера, они решаются в индивидуальном порядке. «В некоторых случаях оператор считает, что выполнил свои обязательства перед туристом, но тот все равно остается недовольным. Тогда может помочь доставка фруктов в номер или бутылки местного вина»,— рассуждает эксперт.
Достаточно часто туристы остаются недовольны трансфером. В зависимости от направления этой услугой пользуются в 20–100% случаев, говорит Сергей Ромашкин. Причины могут быть разные: туристы опаздывают на групповые рейсы, не могут найти своего водителя, оказываются недовольны моделью транспорта и пр., перечисляет он. По словам гендиректора «Дельфина», обычно туроператор идет навстречу туристу и старается обеспечить подходящий трансфер, компенсировав потери.
Еще одна ключевая конфликтная точка — поздний отказ организованных путешественников от запланированной поездки. Согласно действующему законодательству, в этой ситуации туроператор вправе вернуть туристу деньги за вычетом фактически понесенных расходов, к которым могут относиться, например, невозвратные билеты перевозчиков, оплаченные экскурсии и штрафы со стороны отелей. Но некоторые операторы, отмечает господин Ромашкин, выставляют туристам требования даже в случае, если не понесли каких-то реальных потерь, просто потому, что это предусмотрено договором. «Если турист не согласен со штрафом, он может подать претензию к оператору, а затем, если будет не удовлетворен ответом,— обратиться в суд»,— советует он.
Тонкости размещения
Значительно меньше конфликтов у туристов возникает с объектами размещения. Глава Ostrovok.ru Феликс Шпильман называет основной причиной жалоб на отели ситуации, в которых ожидания гостей не совпадают с реальной картиной. Один из наиболее частых раздражителей — неудовлетворительное состояние номера. Например, в комнате холодно или нет горячей воды, уборка происходит некачественно, за стеной — шумные соседи, или питание представляется ограниченным. Обычно в таких ситуациях, по словам эксперта, стороны стараются найти решение на месте. При наличии свободных номеров гостя могут переселить в более комфортный, а нарушающих общественный покой гостей иногда могут и вовсе выселить из отеля.
Проблема, которой опасаются многие туристы,— кража личных вещей из отеля. Господин Шпильман объясняет, что при обнаружении пропажи вещей гостям нужно сразу сообщить администрации отеля и обратиться в полицию, которая проведет расследование инцидента. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин подтверждает, что кражи относятся к зоне ответственности объектов размещения. Он рассказывает, что при заселении в гостиницу каждый турист заполняет регистрационную карту, в которой соглашается с правилами проживания в отеле, где обычно записано требование о хранении ценностей в сейфах. Эксперт объясняет, что при пропаже вещей в отеле обычно проводится служебное расследование: администрация устанавливает, кто был в номере, и допрашивает персонал. «Но доказать кражу обычно очень сложно: придется доказать сам факт наличия ценностей при заселении. И если при пропаже ценностей из сейфа компенсация возможна, то, к примеру, если деньги пропали со стола в номере — установить виновных почти нереально»,— сокрушается господин Ромашкин.
Какую информацию путешественники ищут в отзывах об отелях
УСЛУГА |
МУЖЧИНЫ (%) |
ЖЕНЩИНЫ (%) |
Качество интернета и Wi-Fi |
28 |
27 |
Близость общественного транспорта |
30 |
27 |
Близость к центру, основным достопримечательностям |
39 |
49 |
Качество питания |
42 |
43 |
Безопасность |
31 |
25 |
Уровень шума |
26 |
24 |
Качество уборки |
31 |
31 |
Качество работы персонала |
35 |
28 |
Качество мебели и интерьера |
27 |
24 |
Инфраструктура и развлечения для детей |
23 |
24 |
|
Какую информацию путешественники ищут в отзывах об отелях
Услуга |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
Качество интернета и Wi-Fi |
28 |
27 |
Близость общественного транспорта |
30 |
27 |
Близость к центру, основным достопримечательностям |
39 |
49 |
Качество питания |
42 |
43 |
Безопасность |
31 |
25 |
Уровень шума |
26 |
24 |
Качество уборки |
31 |
31 |
Качество работы персонала |
35 |
28 |
Качество мебели и интерьера |
27 |
24 |
Инфраструктура и развлечения для детей |
23 |
24 |
|
|
|
| Анастасия Львова РБК Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
| | | Дмитрий Маракулин, Евгений Петров Деловой Петербург У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
| | | Антон Белый Известия Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
| | | Кирилл Соколов, Михаил Добрунов РБК Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
| | | Илья Словесный Деловой Петербург Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
| | | Динара Прокопьева Татар-Информ Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
| | | Вера Басилая Взгляд Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
| | | Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова РБК ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
| | | Алексей Блинов РБК Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
| | | Марина Журавлева РБК Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
| | | Владимир Гаврилов, Станислав Федоров Известия Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
| | | Моника Хантер-Харт Forbes Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
| | | Владислав Новый Forbes Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
| | | Анастасия Николаева Интерфакс Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
| | | Анастасия Львова РБК «Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
| | | Наталья Башлыкова Известия В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
| | | Андрей Коршунов Известия Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
| | | Валерий Филоненко Парламентская газета Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
| | | Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова РБК «Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
| | | Анастасия Морозова Forbes СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
| | | Дмитрий Корнев Известия Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
| | | Михаил Миронюк Известия Летное бремя
| | | Джереми Богайски Forbes Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
| | | Мария Недюк Известия Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
| | | Владимир Мазенко "Комсомольская правда" В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
| | | Валерий Кодачигов Известия Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд
| | | Деловой Петербург Пулково полетел на российском софте
| | | Маргарита Грошева РБК Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
| | | Марина Киселева Парламентская газета В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
| | | Анастасия Львова, Яна Баширова РБК Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
| | | Андрей Коршунов Известия Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
| | | Наталья Башлыкова Известия Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
| | | Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева Известия Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
| | | Евгений Берсенев Свободная Пресса Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
| | | Альберт Калашян Известия Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
| | | Юлия Леонова Известия Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
| | | Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров Известия Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
| | | Дмитрий Корнев Известия Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
| | | Анастасия Львова РБК Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
| | | Антон Белый Известия Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
| | | Илья Словесный Деловой Петербург Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
| | | Евгений Слюта Известия Лунная находка
| |
|
erid: LatgC8Cw3
|