NEW! |
 |
|
Отпуск без проблем

 21 октября 2019 года Александра Мерцалова, КоммерсантЪ


Отправляясь отдыхать, российские туристы могут столкнуться с целым букетом проблем. Овербукинг, задержка рейса, потеря багажа, ужасный номер в отеле — лишь некоторые из них. «Деньги» выяснили, как путешественникам действовать правильно в подобных ситуациях. 
Сложности перелета
Путешественники нередко конфликтуют с перевозчиками. Старший менеджер «Туту.ру» Алёну Лапина рассказывает, что больше всего негативных отзывов об авиакомпаниях связано с задержками рейсов, когда путешественники вынуждены несколько часов проводить в аэропорту. Много претензий, по словам эксперта, связано и со случаями, когда пассажиров не пускают на рейс в связи с опозданием, несмотря на то что самолет должен был вылететь позже. Деньги, по словам госпожи Лапиной, в этих ситуациях перевозчики обычно не возвращают.
В AirHelp считают, что во многих случаях путешественники просто не знают о своих правах. Со ссылкой на исследование YouGov специалисты компании утверждают, что в 2018 году получить денежные компенсации суммарно могли 9 млн пассажиров, пострадавших во время путешествий по Европе. При этом на практике единицы направляют претензии на получение выплат, а 87%, согласно данным опросов, просто не знают о такой возможности.
Специалисты AirHelp напоминают, что сейчас регламентом Евросоюза №261 защищены все пассажиры, перемещающиеся внутри Европы или путешествующие из России в страны ЕС авиакомпаниями, зарегистрированными в еврозоне. Получить до €600, по словам представителя AirHelp, путешественники могут, если их вылет был задержан более чем на три часа и отменен — вне зависимости о того, за сколько дней было сделано уведомление, или же в случае, если авиакомпания отказала в посадке на рейс пассажиру, который прибыл на посадку вовремя, имел при себе все необходимые документы и не допустил иных нарушений, которые могли бы помешать ему оказаться на рейсе. На аналогичный размер компенсации пассажир в Европе может претендовать и в случае овербукинга — ситуации, когда количество проданных билетов оказалось больше реального числа мест в самолете. В США, согласно оценкам AirHelp, такая ситуация может оказаться еще более выгодной для путешественников: в стране действует национальный закон, по которому пострадавший от овербукинга может требовать от перевозчика до $1,35 тыс. в качестве компенсации.
Кроме законодательства США и ЕС, столкнувшихся с проблемами пассажиров, по словам экспертов AirHelp, защищает еще и Монреальская конвенция. Этот документ ратифицировали более 130 стран, в числе которых и Россия.
Согласно положениям конвенции, в случае возникновения расходов по причине задержки рейса пассажир может требовать от перевозчика выплаты до $6,3 тыс., а в случае проблем с багажом — до $1,5 тыс. Для подтверждения понесенных убытков потребуется представить чеки на оплату дополнительных вещей и услуг. При этом в случае возникновения проблем с багажом для жалоб отведен определенный срок: до 7 дней в случае порчи и до 21 дня при задержке прибытия, по истечении которых вещи будут считать утерянными (размер выплат рассчитывается отдельно).
На практике получить компенсацию не всегда просто. В AirHelp указывают, что многие авиакомпании даже в случае предъявления им претензий отказываются осуществлять выплаты. В этом случае юристы советуют обращаться в суд по месту вылета, прилета или по месту нахождения штаб-квартиры авиакомпании. Альтернативным вариантом может стать обращение в компанию, специализирующуюся на получении штрафов в обмен на существенную долю от отсуженной суммы.
Тысяча мелочей
По словам Анны Лапиной, чаще всего организованные путешественники бывают недовольны коррекцией времени вылета чартерных рейсов. «Порой вылет переносят с утра на вечер, и, как говорят туристы, тогда теряется день отдыха»,— объясняет она. Второй по популярности претензией госпожа Лапина называет овербукинг в гостиницах: такие прецеденты, как правило, случаются в высокий летний сезон — службы размещения, рассчитывая, что кто-либо из гостей откажется от поездки, намеренно продают большее число номеров. В этом случае, по словам эксперта, путешественникам предлагают заменить выбранный отель на другой. «Гости негодуют: замена многим кажется неравнозначной, тем более что перед отпуском каждый обычно внимательно выбирает отель, внимательно читая отзывы и оценивая местоположение»,— рассказывает госпожа Лапина.
Если сложности с размещением туристов происходят по вине туроператоров, им, как правило, предоставляется номер классом выше выбранного, рассказывает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Но, по его словам, сложности могут возникнуть и в ситуациях, когда гостю был предоставлен нужный номер, но по какой-то причине он не оправдал ожиданий. В этих случаях, по словам эксперта, оператор обычно пытается найти другой, более подходящий вариант. Проблему стороны стараются решить в неформальном порядке: «Вопрос компенсаций между оператором и отелем при необходимости обсуждается в спокойный период, например зимой»,— добавляет он.
С кем у путешественников возникают конфликты на отдыхе
Персонал отеля |
8% |
Сотрудники аэропорта или вокзала |
3% |
Таксисты |
4% |
Другие постояльцы отелей |
5% |
Местные жители |
5% |
Компаньоны по путешествию |
20% |
Персонал кафе и баров |
4% |
Представители турфирм |
5% |
Полиция |
2% |
Не бывает конфликтов |
57% |
|
Еще одной сложностью с размещением господин Ромашкин называет претензии к питанию: такие вещи обычно происходят, когда гости забывают указать особые требования, и, как и в случае с заменой номера, они решаются в индивидуальном порядке. «В некоторых случаях оператор считает, что выполнил свои обязательства перед туристом, но тот все равно остается недовольным. Тогда может помочь доставка фруктов в номер или бутылки местного вина»,— рассуждает эксперт.
Достаточно часто туристы остаются недовольны трансфером. В зависимости от направления этой услугой пользуются в 20–100% случаев, говорит Сергей Ромашкин. Причины могут быть разные: туристы опаздывают на групповые рейсы, не могут найти своего водителя, оказываются недовольны моделью транспорта и пр., перечисляет он. По словам гендиректора «Дельфина», обычно туроператор идет навстречу туристу и старается обеспечить подходящий трансфер, компенсировав потери.
Еще одна ключевая конфликтная точка — поздний отказ организованных путешественников от запланированной поездки. Согласно действующему законодательству, в этой ситуации туроператор вправе вернуть туристу деньги за вычетом фактически понесенных расходов, к которым могут относиться, например, невозвратные билеты перевозчиков, оплаченные экскурсии и штрафы со стороны отелей. Но некоторые операторы, отмечает господин Ромашкин, выставляют туристам требования даже в случае, если не понесли каких-то реальных потерь, просто потому, что это предусмотрено договором. «Если турист не согласен со штрафом, он может подать претензию к оператору, а затем, если будет не удовлетворен ответом,— обратиться в суд»,— советует он.
Тонкости размещения
Значительно меньше конфликтов у туристов возникает с объектами размещения. Глава Ostrovok.ru Феликс Шпильман называет основной причиной жалоб на отели ситуации, в которых ожидания гостей не совпадают с реальной картиной. Один из наиболее частых раздражителей — неудовлетворительное состояние номера. Например, в комнате холодно или нет горячей воды, уборка происходит некачественно, за стеной — шумные соседи, или питание представляется ограниченным. Обычно в таких ситуациях, по словам эксперта, стороны стараются найти решение на месте. При наличии свободных номеров гостя могут переселить в более комфортный, а нарушающих общественный покой гостей иногда могут и вовсе выселить из отеля.
Проблема, которой опасаются многие туристы,— кража личных вещей из отеля. Господин Шпильман объясняет, что при обнаружении пропажи вещей гостям нужно сразу сообщить администрации отеля и обратиться в полицию, которая проведет расследование инцидента. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин подтверждает, что кражи относятся к зоне ответственности объектов размещения. Он рассказывает, что при заселении в гостиницу каждый турист заполняет регистрационную карту, в которой соглашается с правилами проживания в отеле, где обычно записано требование о хранении ценностей в сейфах. Эксперт объясняет, что при пропаже вещей в отеле обычно проводится служебное расследование: администрация устанавливает, кто был в номере, и допрашивает персонал. «Но доказать кражу обычно очень сложно: придется доказать сам факт наличия ценностей при заселении. И если при пропаже ценностей из сейфа компенсация возможна, то, к примеру, если деньги пропали со стола в номере — установить виновных почти нереально»,— сокрушается господин Ромашкин.
Какую информацию путешественники ищут в отзывах об отелях
УСЛУГА |
МУЖЧИНЫ (%) |
ЖЕНЩИНЫ (%) |
Качество интернета и Wi-Fi |
28 |
27 |
Близость общественного транспорта |
30 |
27 |
Близость к центру, основным достопримечательностям |
39 |
49 |
Качество питания |
42 |
43 |
Безопасность |
31 |
25 |
Уровень шума |
26 |
24 |
Качество уборки |
31 |
31 |
Качество работы персонала |
35 |
28 |
Качество мебели и интерьера |
27 |
24 |
Инфраструктура и развлечения для детей |
23 |
24 |
|
Какую информацию путешественники ищут в отзывах об отелях
Услуга |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
Качество интернета и Wi-Fi |
28 |
27 |
Близость общественного транспорта |
30 |
27 |
Близость к центру, основным достопримечательностям |
39 |
49 |
Качество питания |
42 |
43 |
Безопасность |
31 |
25 |
Уровень шума |
26 |
24 |
Качество уборки |
31 |
31 |
Качество работы персонала |
35 |
28 |
Качество мебели и интерьера |
27 |
24 |
Инфраструктура и развлечения для детей |
23 |
24 |
|





|
 |


 | Юлия Леонова Известия Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
| |  | Мария Недюк, Юлия Леонова Известия Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
| |  | Дмитрий Плотников Pravda.Ru Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
| |  | Андрей Коршунов Известия Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
| |  | Александра Веснина Национальная Служба Новостей (НСН) «Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
| |  | Айгуль Абдуллина Коммерсантъ Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
| |  | Ксения Власова «Ирсити.ру» «Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
| |  | Михаил Грачев MASHNEWS Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
| |  | Андрей Коршунов Известия Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
| |  | Владимир Гаврилов, Станислав Федоров Известия Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
| |  | Альберт Калашян Известия Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
| |  | Герман Костринский РБК Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
| |  | Ольга Самофалова Взгляд Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
| |  | Арсений Замостьянов Известия Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
| |  | Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова РБК 60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
| |  | Елизавета Гриценко Известия Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
| |  | Юлия Леонова, Андрей Федоров Известия Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА
| |  | Деловой Петербург Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
| |  | Евгений Берсенёв Октагон Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
| |  | Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский РБК Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
| |  | Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина Известия Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
| |  | Антон Белый Известия Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
| |  | Герман Костринский, при участии Анна Балашова РБК Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
| |  | Дилимбетов Олег MASHNEWS Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
| |  | Елизавета Борисенко Известия Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
| |  | Татьяна Серебрякова TourDom.ru Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
| |  | Гаврилов Владимир Известия Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
| |  | Марина Туркушева (Сахалинская область) Российская газета Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
| |  | Наталья Башлыкова Известия Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
| |  | Михаил Задорожный Вгудок Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
| |  | Екатерина Шокурова РБК Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
| |  | Евгений Белицкий MASHNEWS Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет
| |  | Интерфакс Биотопливо просит поддержки
| |  | Денис Гриценко Известия Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета 35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
| |  | Екатерина Тропова АТОР Самые опасные аэропорты России
| |  | Дарья Дмитриева Деловой Петербург Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
| |  | Михаил Захаров Регнум «Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
| |  | Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург ) Российская газета В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
| |  | Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин Известия Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
| |  | Владимир Гаврилов, Богдан Степовой Известия Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
| |
|
erid: LatgC8Cw3
|