NEW! |
 |
|
Отпуск без проблем

 21 октября 2019 года Александра Мерцалова, КоммерсантЪ


Отправляясь отдыхать, российские туристы могут столкнуться с целым букетом проблем. Овербукинг, задержка рейса, потеря багажа, ужасный номер в отеле — лишь некоторые из них. «Деньги» выяснили, как путешественникам действовать правильно в подобных ситуациях. 
Сложности перелета
Путешественники нередко конфликтуют с перевозчиками. Старший менеджер «Туту.ру» Алёну Лапина рассказывает, что больше всего негативных отзывов об авиакомпаниях связано с задержками рейсов, когда путешественники вынуждены несколько часов проводить в аэропорту. Много претензий, по словам эксперта, связано и со случаями, когда пассажиров не пускают на рейс в связи с опозданием, несмотря на то что самолет должен был вылететь позже. Деньги, по словам госпожи Лапиной, в этих ситуациях перевозчики обычно не возвращают.
В AirHelp считают, что во многих случаях путешественники просто не знают о своих правах. Со ссылкой на исследование YouGov специалисты компании утверждают, что в 2018 году получить денежные компенсации суммарно могли 9 млн пассажиров, пострадавших во время путешествий по Европе. При этом на практике единицы направляют претензии на получение выплат, а 87%, согласно данным опросов, просто не знают о такой возможности.
Специалисты AirHelp напоминают, что сейчас регламентом Евросоюза №261 защищены все пассажиры, перемещающиеся внутри Европы или путешествующие из России в страны ЕС авиакомпаниями, зарегистрированными в еврозоне. Получить до €600, по словам представителя AirHelp, путешественники могут, если их вылет был задержан более чем на три часа и отменен — вне зависимости о того, за сколько дней было сделано уведомление, или же в случае, если авиакомпания отказала в посадке на рейс пассажиру, который прибыл на посадку вовремя, имел при себе все необходимые документы и не допустил иных нарушений, которые могли бы помешать ему оказаться на рейсе. На аналогичный размер компенсации пассажир в Европе может претендовать и в случае овербукинга — ситуации, когда количество проданных билетов оказалось больше реального числа мест в самолете. В США, согласно оценкам AirHelp, такая ситуация может оказаться еще более выгодной для путешественников: в стране действует национальный закон, по которому пострадавший от овербукинга может требовать от перевозчика до $1,35 тыс. в качестве компенсации.
Кроме законодательства США и ЕС, столкнувшихся с проблемами пассажиров, по словам экспертов AirHelp, защищает еще и Монреальская конвенция. Этот документ ратифицировали более 130 стран, в числе которых и Россия.
Согласно положениям конвенции, в случае возникновения расходов по причине задержки рейса пассажир может требовать от перевозчика выплаты до $6,3 тыс., а в случае проблем с багажом — до $1,5 тыс. Для подтверждения понесенных убытков потребуется представить чеки на оплату дополнительных вещей и услуг. При этом в случае возникновения проблем с багажом для жалоб отведен определенный срок: до 7 дней в случае порчи и до 21 дня при задержке прибытия, по истечении которых вещи будут считать утерянными (размер выплат рассчитывается отдельно).
На практике получить компенсацию не всегда просто. В AirHelp указывают, что многие авиакомпании даже в случае предъявления им претензий отказываются осуществлять выплаты. В этом случае юристы советуют обращаться в суд по месту вылета, прилета или по месту нахождения штаб-квартиры авиакомпании. Альтернативным вариантом может стать обращение в компанию, специализирующуюся на получении штрафов в обмен на существенную долю от отсуженной суммы.
Тысяча мелочей
По словам Анны Лапиной, чаще всего организованные путешественники бывают недовольны коррекцией времени вылета чартерных рейсов. «Порой вылет переносят с утра на вечер, и, как говорят туристы, тогда теряется день отдыха»,— объясняет она. Второй по популярности претензией госпожа Лапина называет овербукинг в гостиницах: такие прецеденты, как правило, случаются в высокий летний сезон — службы размещения, рассчитывая, что кто-либо из гостей откажется от поездки, намеренно продают большее число номеров. В этом случае, по словам эксперта, путешественникам предлагают заменить выбранный отель на другой. «Гости негодуют: замена многим кажется неравнозначной, тем более что перед отпуском каждый обычно внимательно выбирает отель, внимательно читая отзывы и оценивая местоположение»,— рассказывает госпожа Лапина.
Если сложности с размещением туристов происходят по вине туроператоров, им, как правило, предоставляется номер классом выше выбранного, рассказывает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Но, по его словам, сложности могут возникнуть и в ситуациях, когда гостю был предоставлен нужный номер, но по какой-то причине он не оправдал ожиданий. В этих случаях, по словам эксперта, оператор обычно пытается найти другой, более подходящий вариант. Проблему стороны стараются решить в неформальном порядке: «Вопрос компенсаций между оператором и отелем при необходимости обсуждается в спокойный период, например зимой»,— добавляет он.
С кем у путешественников возникают конфликты на отдыхе
Персонал отеля |
8% |
Сотрудники аэропорта или вокзала |
3% |
Таксисты |
4% |
Другие постояльцы отелей |
5% |
Местные жители |
5% |
Компаньоны по путешествию |
20% |
Персонал кафе и баров |
4% |
Представители турфирм |
5% |
Полиция |
2% |
Не бывает конфликтов |
57% |
|
Еще одной сложностью с размещением господин Ромашкин называет претензии к питанию: такие вещи обычно происходят, когда гости забывают указать особые требования, и, как и в случае с заменой номера, они решаются в индивидуальном порядке. «В некоторых случаях оператор считает, что выполнил свои обязательства перед туристом, но тот все равно остается недовольным. Тогда может помочь доставка фруктов в номер или бутылки местного вина»,— рассуждает эксперт.
Достаточно часто туристы остаются недовольны трансфером. В зависимости от направления этой услугой пользуются в 20–100% случаев, говорит Сергей Ромашкин. Причины могут быть разные: туристы опаздывают на групповые рейсы, не могут найти своего водителя, оказываются недовольны моделью транспорта и пр., перечисляет он. По словам гендиректора «Дельфина», обычно туроператор идет навстречу туристу и старается обеспечить подходящий трансфер, компенсировав потери.
Еще одна ключевая конфликтная точка — поздний отказ организованных путешественников от запланированной поездки. Согласно действующему законодательству, в этой ситуации туроператор вправе вернуть туристу деньги за вычетом фактически понесенных расходов, к которым могут относиться, например, невозвратные билеты перевозчиков, оплаченные экскурсии и штрафы со стороны отелей. Но некоторые операторы, отмечает господин Ромашкин, выставляют туристам требования даже в случае, если не понесли каких-то реальных потерь, просто потому, что это предусмотрено договором. «Если турист не согласен со штрафом, он может подать претензию к оператору, а затем, если будет не удовлетворен ответом,— обратиться в суд»,— советует он.
Тонкости размещения
Значительно меньше конфликтов у туристов возникает с объектами размещения. Глава Ostrovok.ru Феликс Шпильман называет основной причиной жалоб на отели ситуации, в которых ожидания гостей не совпадают с реальной картиной. Один из наиболее частых раздражителей — неудовлетворительное состояние номера. Например, в комнате холодно или нет горячей воды, уборка происходит некачественно, за стеной — шумные соседи, или питание представляется ограниченным. Обычно в таких ситуациях, по словам эксперта, стороны стараются найти решение на месте. При наличии свободных номеров гостя могут переселить в более комфортный, а нарушающих общественный покой гостей иногда могут и вовсе выселить из отеля.
Проблема, которой опасаются многие туристы,— кража личных вещей из отеля. Господин Шпильман объясняет, что при обнаружении пропажи вещей гостям нужно сразу сообщить администрации отеля и обратиться в полицию, которая проведет расследование инцидента. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин подтверждает, что кражи относятся к зоне ответственности объектов размещения. Он рассказывает, что при заселении в гостиницу каждый турист заполняет регистрационную карту, в которой соглашается с правилами проживания в отеле, где обычно записано требование о хранении ценностей в сейфах. Эксперт объясняет, что при пропаже вещей в отеле обычно проводится служебное расследование: администрация устанавливает, кто был в номере, и допрашивает персонал. «Но доказать кражу обычно очень сложно: придется доказать сам факт наличия ценностей при заселении. И если при пропаже ценностей из сейфа компенсация возможна, то, к примеру, если деньги пропали со стола в номере — установить виновных почти нереально»,— сокрушается господин Ромашкин.
Какую информацию путешественники ищут в отзывах об отелях
УСЛУГА |
МУЖЧИНЫ (%) |
ЖЕНЩИНЫ (%) |
Качество интернета и Wi-Fi |
28 |
27 |
Близость общественного транспорта |
30 |
27 |
Близость к центру, основным достопримечательностям |
39 |
49 |
Качество питания |
42 |
43 |
Безопасность |
31 |
25 |
Уровень шума |
26 |
24 |
Качество уборки |
31 |
31 |
Качество работы персонала |
35 |
28 |
Качество мебели и интерьера |
27 |
24 |
Инфраструктура и развлечения для детей |
23 |
24 |
|
Какую информацию путешественники ищут в отзывах об отелях
Услуга |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
Качество интернета и Wi-Fi |
28 |
27 |
Близость общественного транспорта |
30 |
27 |
Близость к центру, основным достопримечательностям |
39 |
49 |
Качество питания |
42 |
43 |
Безопасность |
31 |
25 |
Уровень шума |
26 |
24 |
Качество уборки |
31 |
31 |
Качество работы персонала |
35 |
28 |
Качество мебели и интерьера |
27 |
24 |
Инфраструктура и развлечения для детей |
23 |
24 |
|





|
 |


 | Татьяна Серебрякова TourDom.ru Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
| |  | Гаврилов Владимир Известия Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
| |  | Марина Туркушева (Сахалинская область) Российская газета Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
| |  | Наталья Башлыкова Известия Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
| |  | Михаил Задорожный Вгудок Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
| |  | Екатерина Шокурова РБК Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
| |  | Евгений Белицкий MASHNEWS Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет
| |  | Интерфакс Биотопливо просит поддержки
| |  | Денис Гриценко Известия Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета 35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
| |  | Екатерина Тропова АТОР Самые опасные аэропорты России
| |  | Дарья Дмитриева Деловой Петербург Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
| |  | Михаил Захаров Регнум «Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
| |  | Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург ) Российская газета В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
| |  | Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин Известия Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
| |  | Владимир Гаврилов, Богдан Степовой Известия Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
| |  | Андрей Коршунов Известия В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
| |  | Иван Афанасьев «Вгудок» Новосибирск между рельсами и небом
| |  | Владимир Гаврилов, Юлия Леонова Известия Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
| |  | Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов Известия Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
| |  | Кирилл Комаров Профиль Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
| |  | Герман Костринский РБК Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
| |  | Мария Кузнецова Российская газета Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов
| |  | Business FM Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
| |  | Кирилл Фенин Известия Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
| |  | Андрей Коршунов, Юлия Леонова Известия Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
| |  | Мария Кузнецова Российская газета Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
| |  | Елена Балаян, София Прохорчук Известия Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
| |  | Антон Белый Известия Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
| |  | Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной Forbes Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
| |  | Любовь Соловьева «Беларусь сегодня» В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
| |  | Владимир Гаврилов, Станислав Федоров Известия Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
| |  | Екатерина Хамова Известия Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
| |  | Герман Костринский, Елена Сухорукова РБК Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
| |  | София Черных Ведомости Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
| |  | Мария Кузнецова Российская газета Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
| |  | Михаил Захаров ИА Регнум «Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
| |  | Андрей Коршунов Известия Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
| |  | Владимир Гаврилов, Станислав Федоров Известия Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
| |  | Анастасия Николаева Интерфакс Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
| |  | Владимир Гаврилов Известия При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
| |
|
erid: LatgC8Cw3
|