Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ил-2: как "летающий танк" стал самым массовым военным самолетом


2 октября 2019 года Дмитрий Хазанов, ТАСС


2 октября исполняется 80 лет со дня первого полета самолета ЦКБ-55 (или БШ-2 — бронированного штурмовика), впоследствии знаменитого Ил-2, оказавшегося самым массовым советским самолетом в истории Великой Отечественной войны и вообще рекордсменом по числу построенных экземпляров в мире. Ил-2 стал таким же символом Победы над гитлеровской Германией, как пистолет-пулемет ППШ, танк Т-34 или установка залпового огня "Катюша".

Авиаконструктор Сергей Ильюшин создавал самолет, который должен был атаковать противника на поле боя, а это означало, что он должен был быть хорошо защищенным от мощного ответного огня с земли. Однако бронирование самолета утяжеляло его и резко ухудшало летные качества. Ильюшин нашел оригинальное решение: он включил броню самолета, первоначально весящую около 700 кг, в силовую схему, сделав ее частью планера, и разработал хорошо обтекаемый бронекорпус, заключавший в себе все жизненно важные части самолета: двигатель, кабину пилота, бензо- и маслосистему. Таким образом, у самолета были и неплохие летные данные, и хорошая бронированная защита.

В новой машине Ильюшин, к 1937–1938 годам уже накопивший немалый опыт конструкторской и административной работы, использовал новейшие достижения отечественной науки и техники. Он установил мощный двигатель жидкостного охлаждения, скорострельные авиационные пушки, реактивные снаряды, применил штампуемую гетерогенную, с высокой твердостью наружного слоя броню и прозрачную авиационную броню. Разработал двухместный свободнонесущий моноплан под мотор АМ-35 с низкорасположенным крылом.

Требования военных

После недолгих испытаний ЦКБ-55, которые успешно провел Владимир Коккинаки, ранее получивший известность благодаря своим беспосадочным перелетам на Дальний Восток и в Северную Америку, самолет приняли в серию под обозначением Ил-2. Поскольку военные потребовали увеличить дальность, усилить вооружение, поставить более мощный, но не высотный мотор АМ-38, то в результате появился одноместный вариант, который и встретил войну летом 1941 года. Правда, к этому времени выпустили всего 249 "Илов", а освоить машину успели лишь единицы летчиков.

Ожесточенные сражения подтвердили правоту замыслов Ильюшина — его штурмовик оказался чуть ли не единственной машиной, способной поражать наземные силы врага на линии фронта и в его ближнем тылу. Однако наряду с этим штурмовая авиация несла большие потери. Так, в наиболее жаркие дни Сталинградской битвы Ил-2 до своей гибели в среднем выполнял всего 13 самолето-вылетов. Поэтому наиболее частые и общие пожелания фронтовиков касались необходимости срочно ввести второго члена экипажа — стрелка для защиты задней полусферы.

Перед главным конструктором стояла задача: быстро провести доработку так, чтобы никоим образом не снижалось серийное производство. Поэтому кабину стрелка с крупнокалиберным пулеметом смонтировали вне бронекорпуса; такие машины стали выпускать с осени 1942 года.

Может показаться, что в развитии штурмовика было противоречие. Действительно, в первом периоде войны, когда "Мессершмитты" фактически господствовали в небе и имели возможность с близких дистанций расстреливать одноместные "Илы" с задней полусферы, ее защита стрелком была бы кстати. Затем, когда количество и качество нашей истребительной авиации возросло, имелась возможность надежно прикрыть идущие на задание штурмовики, то их стрелки-радисты вроде бы были уже не нужны.

Но это не так. Поскольку "Илы" действовали на поле боя и с малых высот, то небронированные "Лавочкины" и "Яковлевы" не могли без серьезного риска снизиться — а следовательно, и надежно защитить штурмовики, и тут все надежды были на расторопность и меткость воздушного стрелка.

"Илы" против "Тигров" и "Пантер"

Строго говоря, до лета 1943 года Ил-2 не являлся противотанковым самолетом. Ведь пушки ВЯ-23 и тем более ШВАК-20 не пробивали броню средних немецких танков, не говоря уже о более тяжелой бронетехнике. Попасть в танк фугасной бомбой или реактивным снарядом со средних высот можно было только случайно. Все изменилось с принятием на вооружение ВВС КА кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 конструкции Ивана Ларионова.

При сбрасывании с высоты 75–100 метров с каждого самолета Ил-2 по 192 бомбы создавалась полоса шириной примерно 15 метров и длиной 70 метров, в которой прожигались все цели, включая новейшие "Тигры" и "Пантеры". Впервые примененные массированно 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы, наши штурмовики этими бомбами нанесли огромный урон бронетанковой технике и вынудили немецких танкистов отказаться от использования сосредоточенных строев.

В ходе боев росло мастерство летчиков-штурмовиков. Александр Ефимов, который в годы войны выполнил 222 успешных боевых вылета преимущественно в составе 198-го штурмового авиаполка, нанес огромный урон живой силе и технике неприятеля, за что дважды был удостоен звания Героя Советского Союза, а впоследствии стал маршалом авиации, подчеркивал роль ведущих групп в благополучном выполнении заданий при минимальных потерях. Опытные и грамотные ведущие стремились выйти на цель там, где их не ждало ПВО противника, точно оценивали воздушную обстановку, всегда "собирали" группу при отходе, не позволяя вражеским истребителям добивать поврежденные машины.

Операция "Багратион", 75-летие которой отмечали совсем недавно, стала одной из наиболее успешных из тех, что Красная армия провела в третьем периоде Великой Отечественной войны. В ее ходе была разгромлена большая часть группы армий "Центр", освобождена территория Белоруссии и юго-восток Прибалтики. Наша авиация внесла огромный вклад в эту победу, а штурмовики (к началу операции во всех четырех воздушных армиях насчитывалось 1744 Ил-2), казалось, были просто вездесущими. Массированных ударов в период с 23 июня по 29 августа 1944 года оказалось немного, но штурмовики действовали эшелонированно, а эскадрильи часто меняли друг друга в воздухе. Урон неприятеля был огромным, что подтверждали и сами немцы, которым посчастливилось уцелеть.

Так, командир 65-й дивизии генерал-майор Иоахим Инзель в плену заявил: "В настоящей операции, в успехах русских войск авиация сыграла первостепенную роль. Она повлияла, уже абсолютно ясно, на ход всей летней кампании на центральном участке фронта. Применяемые в большом количестве самолеты-штурмовики явились эффективным средством, нарушавшим планомерный отход войск на новые оборонительные рубежи. Расстроив походный порядок колонн, вызвав панику, русская авиация не позволила нашим соединениям оказать организованное сопротивление на таком мощном и естественном рубеже, как река Березина. Моральное воздействие от налетов на войска было исключительно большим".

Поразительная живучесть

Во всех крупных операциях, проводимых Красной армией в 1944–1945 годах, штурмовики играли важную роль. Поскольку им приходилось действовать в зоне массированного огня малокалиберной зенитной артиллерии противника, количество которой возрастало от месяца к месяцу, то потери Ил-2 оставались высокими. В то же время при самых значительных повреждениях планера с разрушением силовых узлов конструкции машины благополучно возвращались на свою территорию и даже садились на аэродромы. Трудно сказать, скольким экипажам таким образом была спасена жизнь.

В ходе штурма нашими войсками Будапешта и отражения многочисленных контратак немецко-венгерских войск, например, многие "Илы" приземлялись с десятками прострелов фюзеляжей, винтов, плоскостей… 7 января 1945 года на Ил-2 210-го штурмового авиаполка (10-го штурмового корпуса) зенитный снаряд повредил управление рулем высоты, но летчик, младший лейтенант П.А. Таранович, перетянул линию фронта и совершил вынужденную посадку в поле, изрытом окопами. При этом произошла деформация фюзеляжа со смещением узлов, машину разобрали на запчасти, но летчик и стрелок не пострадали.

Аналогичных живучих самолетов не имели ни наши противники, ни союзники. Хотя формально германский Hs 129 можно считать бронированным штурмовиком, он не получил распространения, а с наземными войсками на поле боя бо́льшую часть войны взаимодействовали пикировщики Ju 87. В англо-американской авиации функции штурмовиков выполняли истребители-бомбардировщики, такие как "Тайфун", "Темпест", "Тандерболт" и др.

"Горбатые" и реактивная эпоха

В конце войны Ил-2 стали заменять более совершенными штурмовиками Ил-10, но именно Ил-2, любовно называемые экипажами "ильюшами", "горбатыми", "летающими танками", вынесли на своих плечах основной груз боев. В 1941–1945 годах серийные заводы выпустили 36 163 "Ила".

Бронированные штурмовики Ильюшина оказали влияние и на послевоенное развитие нашей авиации уже в период реактивной эры. Речь идет о штурмовике Ил-40, силовой установкой которого служили два турбореактивных двигателя АМ-5Ф. Первый полет опытный экземпляр совершил 7 марта 1953 года под управлением все того же Владимира Коккинаки. Самолет являлся простым в пилотировании: летчикам, освоившим МиГ-15, не составляло большого труда переучиться на Ил-40.

У земли новый штурмовик разгонялся до 993 км/ч (против 385 км/ч у серийных Ил-2), имел нормальную бомбовую нагрузку 1000 кг. В процессе подготовки серийного производства Ил-40 военные сделали вывод, что рост эффективности войсковой системы ПВО приведет к большим неоправданным потерям штурмовиков, несмотря на их мощное бронирование. А 29 апреля 1956 года было принято решение ликвидировать штурмовую авиацию как род войск, работы над самолетом Ильюшина свернули.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcJYH
Смотрите здесь - https://youdo.com/rabota/virtualnyj/rerajter/: полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer