Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Победивший пустоту: умер космонавт Алексей Леонов


11 октября 2019 года Владислав Крылов, Ольга Коленцова, Известия


Полеты в космос, увы, больше не воспринимаются как большие, заслуживающие первой полосы (хотя бы и виртуальной) события. Слово «космонавт» стало обозначать просто профессию — редкую, опасную, но в целом, наверно, даже не самую интересную. Но в 1960-е каждый полет за пределы атмосферы был подвигом — не только для пропаганды; настоящим подвигом — для всех жителей Земли, без различия их национальной, политической и какой там еще принадлежности. На какое-то недолгое время земляне почувствовали себя единым целым — что, конечно, не прекратило ни больших войн, ни мелких раздоров, но что-то, пожалуй, изменило в коллективной душе человечества. Имена героев знал тогда каждый — многие сегодня незаслуженно позабыты. Но и по сей день каждому школьнику известны космонавт №1 — Гагарин, первым пролетевший по орбите на борту космического корабля, и космонавт №11 — Леонов, первым покинувший орбитальную капсулу и вышедший в открытый космос. Юрия Гагарина нет с нами уже более полувека. Алексей Леонов умер сегодня. «Известия» вспоминают о великом исследователе и настоящем герое.

С именем Леонова неразрывно связана героическая эра освоения космоса — потом в 1980-е и дальше были, конечно, и трагедии, и чрезвычайные ситуации, и большие достижения, но все они происходили уже в рамках работы. Опасной, уникальной — но достаточно с точки зрения большинства обыденной. Но примерно 15 лет, от полета Гагарина до стыковки «Союза» и «Аполлона», всё было в первый раз. Первый человек на орбите. Первый человек в открытом космосе. Первые люди на Луне. Первая стыковка разнотипных космических аппаратов. Леонов так или иначе принимал участие практически во всех этих событиях.

 
Директор обсерватории Казанского федерального университета Юрий Нефедьев: В космической науке по большому счету есть только три знаковые фигуры: Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Алексей Леонов.


Он вполне мог бы оказаться и на месте Гагарина — вступил в отряд космонавтов в 1960-м, — но сложилось так, что стал одиннадцатым человеком на орбите Земли. И первым — кто вышел в холодный мрак открытого космоса. Сегодня, когда выходы за пределы корабля стали неотъемлемой частью работы космонавтов, героизм Леонова, возможно, понятен не всем — особенно молодым, представляющим космические путешествия по голливудским фильмам. Но в 1965-м, когда стартовал «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым на борту, никто не мог быть уверенным точно, чем закончится рискованное предприятие. Малейшая ошибка — и Леонова ждала мучительная смерть в вечном вакууме. Человек до того побывал во многих местах — в безжизненной пустыне Антарктиды, в песках Сахары, в джунглях Амазонки, в необозримых просторах Мирового океана, — но никто еще не дерзал вот так покинуть капсулу и выйти в одиночку в необозримую пустоту Вселенной, когда к миру людей в буквальном смысле тебя привязывает лишь фал да шланг подачи воздуха. Леонов сделал это и успешно вернулся на корабль, хотя не обошлось и без ЧП — раздувшийся из-за увеличившегося давления скафандр мешал космонавту пройти в люк. Тогда, как и во многих других ситуациях, Леонову помогло его вошедшее в легенды спокойствие.

 
Инструктор-испытатель авиационно-космической техники Виктор Рень: Он очень глубоко к сердцу принимал все события, которые происходили в нашей пилотируемой космонавтике, Это один из самых лучших людей, с которыми мне приходилось работать. Он отличался надежностью, порядочностью, требовательностью, честностью, высокой эрудированностью. Сначала мы учили его, когда готовили в космический полет, потом он учил нас всех правильно выполнять свои обязанности.


За тот полет, навсегда вписавший его имя в историю человечества, Алексей Архипович получил первую звезду героя. Следующий полет, которого ему пришлось ждать долгие 10 лет, принес ему вторую — и не менее заслуженную. Спустя 44 года как-то подзабылось, к сожалению, значение той совместной экспедиции — а ведь именно она положила начало международным исследованиям космоса. Да и помогла разрешить множество технических проблем, связанных с различиями в конструкции американских и советских кораблей, — ведь это только в кино звездолеты с легкостью стыкуются друг с другом и совершают лихие маневры в межзвездном пространстве. Та экспедиция могла бы стать началом грандиозной программы совместного освоения космоса, вопреки разнице в идеологии и общественном строе, — помешала, как всегда, политика...

 
Начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны РФ Владимир Попов: Это был прекрасный человек как друг, старший товарищ, земляк и профессионал высочайшего уровня. Я был близко с ним знаком, практически со школьной скамьи, и очень горд этим. Алексей Леонов был не просто дважды Героем Советского Союза. Он был общительным, простым, с чувством юмора, отличный семьянин и товарищ, руководитель, великолепный организатор, знающий свое дело. Он умел вселять уверенность, что всё будет хорошо, — люди к нему тянулись. В разговорах он часто добавлял, что желал бы еще раз слетать в космос...


Впрочем, статус Леонова, как одного из тех, кто по праву может именоваться гражданином планеты Земля, был безусловен и неоспариваемый даже в самые лихие годы холодной войны. Друг космонавта, великий фантаст Артур Кларк назвал в честь него космический корабль в романе «2010: Одиссея Два» — и имя было сохранено и в голливудской экранизации, снятой в самое непростое для отношений между СССР и США время, когда угроза ядерной войны вдруг перестала казаться чем-то иллюзорным. Заменить его было просто невозможно: именно Леонов после смерти Гагарина оставался тем советским человеком, глядя на которого остальной мир без труда находил верный ответ на вопрос «хотят ли русские войны?»

В его биографии, как в зеркале, отразилась вся история России в ХХ веке. Сын репрессированного колхозного ветеринара, проведший детство в комнате неотапливаемого барака (на 16 квадратах ютились 11 человек. Не сумел поступить в художественную школу (он писал чудные, профессиональные по технике картины на темы космоса всю жизнь) из-за недостатка средств в семье, так что ушел по комсомольской путевке учиться на военного летчика. Был отобран в отряд космонавтов. Вышел в открытый космос.

 
Исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев: Ушла целая эпоха... Выражаю свои глубочайшие соболезнования в связи с кончиной Алексея Архиповича.


Генерал-майор в отставке, автор полутора десятков научных трудов, топ-менеджер нескольких крупных компаний, герой, дружбы которого искали мировые знаменитости, — все это Алексей Архипович Леонов. Но все, кому выпало счастье быть с ним знакомым лично, вспоминают его прежде всего как человека необыкновенный простоты и честности. Он никогда не изменял себе и своему призванию: сделать звезды чуть ближе к Земле. Вместе с Леоновым нас покинула и романтика космических странствий. Осталась работа — тоже начатая когда-то им.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSZsw
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer