Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров


21 января 2019 года Валерия Комарова, РБК


Рост затрат на авиакеросин существенно превысил доходы авиакомпаний от перевозок, топливо для ряда компаний подорожало на 24–58% за год, выяснила Росавиация. Поднять цены на билеты не позволил ограниченный спрос.

Насколько выросли затраты на авиакеросин

Росавиация в соответствии с поручением аппарата правительства проанализировала данные пяти крупных («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Уральские авиалинии», Utair) и выборочно трех региональных перевозчиков («Комиавиатранс», «Якутия», «Нордавиа») за январь—сентябрь 2017 и 2018 годов.

Подлинность письма подтвердил отраслевой чиновник, знакомый с содержанием документа.

В ходе проверки ведомство выяснило, что доля затрат на авиатопливо в общем объеме расходов на выполнение перевозок в 2018 году увеличилась у каждой авиакомпании на 2–7 процентных пункта (с 14–30 до 16–35%). Меньше всего доля расходов на авиакеросин у «Сибири», наибольшая — у «Нордавиа» (35%), посчитали сотрудники ведомства.

Ряд российских авиакомпаний из-за роста цен на авиакеросин получил убытки от перевозок за январь—сентябрь 2018 года против прибыли годом ранее, следует из материалов Росавиации. Среди них — «Аэрофлот», Utair и «Якутия».

Средняя стоимость одной тонны топлива в 2018 году увеличилась для авиакомпаний на 9–16 тыс. руб. — это рост от 24% для «Комиавиатранса» до 58% у «Якутии». Из пятерки крупнейших перевозчиков больше всего средняя цена авиакеросина выросла у «Аэрофлота» (+38%), меньше всего — у «Уральских авиалиний» и Utair (+31%).

Как компенсировать затраты

Специалисты Росавиации рассчитали, что цена билета (средний доход авиакомпании на одного пассажира) увеличилась от 4% (у «Аэрофлота») до 18% у «России». Utair единственная среди перевозчиков снизила стоимость — на 0,1%. Как указывают специалисты ведомства, рост стоимости топлива для каждой авиакомпании в 2018 году существенно выше роста цен на билеты. «При ограниченности платежеспособного спроса на авиаперевозки со стороны пассажиров российские авиакомпании не имеют возможности возмещать увеличивающиеся расходы на топливо за их счет», — говорится в письме.

В результате у большинства из этих восьми перевозчиков финансовые результаты от основной деятельности (валовая прибыль) существенно ухудшились по сравнению с январем—сентябрем 2017 года. Ряд авиакомпаний ушел в минус по итогам девяти месяцев: «Аэрофлот» (-13,57 млрд руб.), «Россия» (-1,88 млрд руб.), Utair (-1,42 млрд руб.), «Комиавиатранс» (-533,4 млн руб.) и «Якутия» (-406,87 млн руб.).

При этом специалисты Росавиации уточняют, что выделить степень влияния только роста цен на топливо на финансовый результат перевозчиков невозможно, так как на показатели финансово-экономического состояния компаний влияет множество факторов (маршрутная сеть, курс нацвалюты и стоимость аренды самолетов, платежеспособность пассажиров).

Еще 14 августа Минтранс предложил авиакомпаниям компенсировать рост цен на керосин, чтобы они не повышали стоимость билетов. Речь шла о выделении 22,5 млрд руб. По прогнозам ведомства, совокупный рост цены на авиакеросин по итогам года мог составить до 30%.

В конце октября президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о компенсации авиакомпаниям из-за цен на топливо и представить предложения до 1 марта 2019 года. 19 января глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что пока компенсацию на повышение стоимости авиакеросина авиакомпании не получили.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что зарубежные и российские перевозчики используют сходную тактику компенсации убытков, связанных с повышением цен на топливо при необходимости сдерживать цены на билеты. По его словам, в этом случае авиакомпании могут получать доход от предоставления дополнительных услуг: от провоза багажа сверх установленной нормы до платной регистрации с выбором места.

«Сейчас держать цены до упора есть возможность далеко не у всех участников рынка, поскольку к извечным проблемам дорожающего топлива прибавилась еще проблема повышенной ставки НДС, поэтому до конца года билеты не могут не подорожать. Рост, на мой взгляд, составит порядка 8% по дорогим дальним направлениям, а вот на внутренних, относительно дешевых рейсах, скорее всего, нельзя исключать рост и на 15–20%», — добавил Жарский.

Реакция авиаперевозчиков

О возросших тратах на авиатопливо не раз заявляли российские перевозчики. Одной из первых озаботилась ростом стоимости топлива авиакомпания S7. В декабре 2017 года совладелица S7 Наталия Филева сообщила о сговоре российских нефтяных компаний, который приводит к завышению цен на керосин.

«Мы не можем переложить рост цен на пассажира. Это конкурентный рынок, мы не можем диктовать любые цены», — сообщил РБК представитель авиакомпании в понедельник.

​Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в начале июня 2018 года говорил, что авиакомпании вынуждены повышать цены из-за роста стоимости керосина и аэропортовых сборов. При этом он подчеркивал, что билеты дорожают «постепенно», а половина рейсов внутри страны нерентабельна.

В начале сентября «Аэрофлот» вслед за другими компаниями заявил об ухудшении финансовых показателей из-за роста цен на авиакеросин. В первом полугодии 2018 года перевозчик показал убыток на 7,2 млрд руб., в компании это объясняли возросшими расходами на топливо. Позже «Аэрофлот» уточнил, что по итогам года может потерять 55 млрд руб. из-за топлива и девальвации рубля.

Источник РБК в «Аэрофлоте» в понедельник пояснил, что компания проводит сдержанную ценовую политику и учитывает факторы спроса и конкуренции на рынке, это накладывает определенные ограничения на возможность повышения цен на билеты.

Президент Utair Павел Пермяков сообщил РБК, что затраты перевозчика на авиакеросин за январь—сентябрь составили 12,77 млрд руб., их доля выросла до с 24 до 29%, но перевозчик не поднимал цены на билеты. «Жесткая конкуренция за пассажира не позволяет авиакомпаниям повышать тарифы. Цены могут сильно вырасти, если перевозчики урежут флот или один из них уйдет с рынка», — добавил он. Еще в конце лета Пермяков предупреждал об ухудшении финансовых результатов из-за роста расходов на топливо. По его словам, авиакомпания может закончить год с убытком в десятки или даже сотни миллионов рублей.

РБК направил запросы в «Уральские авиалинии», «Якутию», «Нордавиа» и Минтранс.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer