Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Внешний фактор


5 сентября 2018 года Игорь Надеждин, Lenta


Катастрофа Ту-154 в апреле 2010 года под Смоленском, в результате которой погибли высокопоставленные польские политики, в том числе президент страны Лех Качиньский с супругой, не дает покоя Польше. Казалось бы, расследование давно завершено: доказано, что к трагедии привели ошибки командира воздушного судна, 35-летнего капитана польских ВВС Аркадиуша Протясюка. Однако конспирологи продолжают утверждать, что Ту-154 то ли взорвали, то ли сбили, то ли вмешались в работу его электроники. Именно поэтому под Смоленск прибыла очередная группа специалистов из Польши, которая уже в 12-й раз попробует установить истину. Почему дело смоленской катастрофы никак не уйдет в прошлое, выяснял корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Пир конспирологов

Девять представителей Польши — сотрудники прокуратуры республики, специалисты и переводчики — прибыли в Смоленск 2 сентября. Они пять дней будут работать в ангаре, где хранятся обломки. Их цели заявлены туманно — проверка некоторых возможных версий катастрофы Ту-154; от подробных комментариев и МИД Польши, и посольство воздерживаются. По официальной версии, польская делегация намерена провести 3D-съемку каждого из обломков самолета. Затем это позволит создать компьютерную модель авиакатастрофы и вкупе с планом осмотра места происшествия (там указано положение каждого из фрагментов на земле) восстановить полную картину произошедшего.

Такой подход должен помочь тщательному изучению всех версий катастрофы — в том числе умышленной. По данным «Ленты.ру», будет проверяться информация о некоем устройстве, установленном в самолете при его профилактическом ремонте в России в 2007 году. Кроме того, польские специалисты планируют искать следы взрывчатых веществ и другие «внешние воздействия». Еще одна версия — умышленная передача искаженной информации на борт самолета, которая и привела к недопустимо низкому снижению борта и столкновению его с деревьями. Впрочем, как это можно выяснить при осмотре обломков, не вполне понятно.

Формально основанием для повторного расследования стало аннулирование в апреле 2018 года доклада государственной комиссии по расследованию авиапроисшествий Республики Польша, опубликованного 29 июля 2011 года. Он датирован 1 июля 2011 года; сторонники версии теракта на борту Ту-154 используют эту задержку с публикацией как одно из доказательств вины тогдашнего премьер-министра Польши Дональда Туска (ныне председателя Евросоюза), которому якобы была выгодна смерть Качиньского.

В докладе 2011 года не было данных об умышленном характере катастрофы под Смоленском, но содержался вывод о низком уровне подготовки пилотов 36-го специального авиаполка польских ВВС. Был в документе и вывод о том, что руководитель полетов намеренно не информировал экипаж об истинной погоде и о реальном положении Ту-154 в пространстве — но уже через три дня это было опровергнуто Межгосударственным авиационным комитетом, причем тогда впервые были обнародованы расшифровки переговоров диспетчеров с экипажем.

В них четко звучали и рекомендации немедленно уйти на запасной аэродром, и предупреждения о снижении ниже глиссады (траектории посадки), и даже звуки автоинформатора, предупреждавшего о критически малой высоте. Тем не менее аннулировать выводы в Польше решили только семь лет спустя. Формальным основанием для этого стало заявление, что Дональд Туск, будучи премьер-министром страны, полностью контролировал ход работы комиссии и фальсифицировал выводы в свою пользу.

Польский десант

Возобновление расследования катастрофы Ту-154 под Смоленском в Польше было инициировано в 2016 году: в республике считают, что к смерти президента, летевшего на траурные мероприятия в Катынь (там захоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году), причастны либо Дональд Туск, либо власти России, недовольные политикой Качиньского.

По последним данным социологических опросов, только 20 процентов поляков верят в официальную версию произошедшего, а остальные убеждены: авиакатастрофа была спланирована заранее. Впрочем, мало того, что ни один из фактов не подтверждает эти конспирологические версии, — специалисты убеждены: выводы международного авиационного комитета убедительны и логичны.

Столь политически сложная ситуация (юридических сложностей в расследовании не оказалось) вынудило СКР принять свои меры, абсолютно формальные. Все представители Польши вначале пройдут тщательный досмотр по правилам международной организации гражданской авиации (полный контроль вещей с помощью интроскопов, проверка на наличие взрывчатых веществ и посторонних предметов). Затем они переоденутся в специальные костюмы, исключающие появление посторонних веществ в помещении.

Лишь после этого польские специалисты в сопровождении следователей СКР и российских переводчиков будут допущены в ангар, где смогут наблюдать за осмотром обломков — им самим ничего трогать не разрешат. По словам одного из сотрудников следственной группы, это будет сделано «для исключения попадания на вещественные доказательства не имеющих отношения к произошедшему предметов и материалов». Фактически Россия намерена не допустить даже теоретической возможности фальсификации выводов о катастрофе — и будет действовать в строгом соответствии с международными криминалистическими требованиями.

Без темных пятен

— Польские коллеги 11 раз приезжали в Россию для работы с вещественными доказательствами, — рассказала в беседе с «Лентой.ру» официальный представитель СКР Светлана Петренко. — При их участии неоднократно проводились осмотры как места крушения самолета, так и его фрагментов. В настоящее время СКР исполняется очередной запрос компетентных органов Республики Польша об оказании правовой помощи. Поэтому с 3 по 7 сентября в их присутствии будет проведен дополнительный осмотр агрегатов, узлов и конструктивных элементов самолета, хранящихся в Смоленске.

По словам Петренко, криминалисты СКР обеспечат при этом применение современной криминалистической техники, которая потребуется для фиксации хода и результатов осмотра. В ведомстве считают, что на сегодняшний день основная работа по уголовному делу выполнена, а его материалы составляют более 700 томов. Допрошено более 500 свидетелей, осмотрено более 17 тысяч вещественных доказательств, среди которых различные фрагменты самолета, предметы и документы как на русском, так и на польском языках, проведены полторы тысячи судебных экспертиз. Потерпевшими по уголовному делу признаны более 80 человек.

У российского следствия не осталось вопросов относительно причин произошедшего: к трагедии привела совокупность факторов. Это, с одной стороны, непринятие командиром экипажа своевременных действий по уходу на запасной аэродром при фактических метеоусловиях на аэродроме в Смоленске. С другой — ошибочные действия экипажа в условиях снижения вне видимости наземных ориентиров, продолжение захода на посадку, а также отсутствие должной реакции и требуемых действий при неоднократном срабатывании системы раннего предупреждения приближения земли.

Все остальные версии, в том числе высказанные польской стороной, были тщательно проверены. В частности, версия о взрыве проверялась в числе первоочередных и своего подтверждения не нашла. К таким же выводам пришли и специалисты Межгосударственного авиационного комитета по итогам проведения собственного расследования.

— Поэтому проведение дополнительного осмотра фрагментов самолета — это исключительное пожелание польской стороны, которое мы готовы выполнить в рамках тесного сотрудничества при расследовании этого уголовного дела, — отметила Светлана Петренко.

Смертельный бардак

Расследование уголовного дела о катастрофе Ту-154 под Смоленском продолжается восемь лет. У отечественных следователей уже нет вопросов: формально расследование гибели 96 человек — пассажиров и членов экипажа — можно прекращать в связи со смертью лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Это — командир воздушного судна, 35-летний капитан ВВС Польши Аркадиуш Протясюк. Именно он несет ответственность за все действия экипажа, и именно он, согласно выводам авиакомиссии, должен был прислушаться к российскому руководителю полетов, рекомендовавшему лайнеру уйти на запасной аэродром.

Приказать руководитель полетов не мог — ведь борт был «литерный» (с государственной делегацией). Как показали расшифровки «черных ящиков», командир самолета игнорировал информацию диспетчера и пытался совершить посадку в условиях густого тумана. И он же перед четвертым заходом вручную ввел в компьютер неверные данные о давлении у земли, чтобы исключить работу автоматического информатора (как бы «заткнул» его). Но тем самым обманул высотомер.

По российским законам, к уголовной ответственности должно быть привлечено и его руководство, точнее, командование: на 10 апреля 2010 года капитан Аркадиуш Протясюк, в соответствии с польскими законами, не имел допуска к командованию самолетами Ту-154 и Як-40, так как у него вышли сроки допусков. Аналогичная ситуация — и со вторым пилотом, майором Робертом Кживна, и со штурманом, поручиком Артуром Зентаком. Из всего экипажа только бортмеханник, хорунжий Анджей Михайляк в установленные сроки сдал все необходимые экзамены на Ту-154. Но в данных условиях СКР вряд ли будет привлекать к ответственности иностранных военных.

Но, с другой стороны, формально прекращать следствие нельзя: еще есть международные поручения о правовой помощи, которые не исполнены. Между тем хранение разбившегося Ту-154 требует денег: поэтому следственная группа до сих пор продолжает существовать и исполнять свои обязанности.

...В 2016 году останки погибших в авиакатастрофе поляков, захороненные на родине, были эксгумированы. Ничего подозрительного польские эксперты так и не нашли.

Теперь вот ищут в самолете.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer