Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перечеркнуть одним ударом


24 сентября 2018 года Б. Степовой, А. Рамм, А. Козаченко, К. Гулов, А. Забродин, Известия


Военно-воздушные силы Израиля спланировали и нанесли удар по Латакии так, чтобы избежать встречи с новейшими зенитными комплексами «Бук» и «Панцирь», состоящими на вооружении ПВО Сирии. Об этом «Известиям» сообщили несколько источников, близких к российскому военному ведомству. Эти системы расположены преимущественно на юге страны, в районе Дамаска, поэтому израильские ВВС зашли с севера. Минобороны России 23 сентября представило доклад по гибели самолета-разведчика Ил-20. По данным ведомства, вина за трагедию лежит целиком на ВВС Израиля. Действия израильских летчиков-истребителей говорят об их непрофессионализме или преступной халатности.

Хронология событий

В Минобороны России поминутно восстановили хронологию трагических событий. Вечером 17 сентября разведывательный самолет Ил-20 выполнял специальную задачу в идлибской зоне деэскалации на севере Сирии. В это же время группа из четырех F-16 вылетела с территории Израиля для нанесения удара по промышленным объектам в районе города Латакия.

В 21:39 представитель штаба ВВС Израиля оповестил российское командование о предстоящем ударе по сирийским объектам на севере страны. Сообщение было сделано на русском языке, и его аудиозапись есть в распоряжении Минобороны. Сам удар последовал спустя минуту.

— Таким образом, израильская сторона сделала предупреждение не заблаговременно, а одновременно с началом удара, — отметил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков.

Командир Ил-20, который совершал полет как раз на севере страны, получил указание уходить на юг из района выполнения задачи и возвращаться на базу Хмеймим.

В 21:51 сирийские части ПВО приступили к отражению атаки. Израильские самолеты ушли на 70 км западнее от сирийского побережья в зону дежурства, прикрывшись радиоэлектронными помехами. В 21:59 один из самолетов F-16 начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, который заходил на посадку.

— Знали израильтяне и то, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания «свой-чужой», и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей, — отметил Игорь Конашенков.

Так Ил-20, совершавший посадку, оказался между израильскими самолетами и сирийскими силами ПВО. Маневр израильского пилота был воспринят сирийцами как новая атака, а сирийская ракета поразила более крупную цель — Ил-20. Командир российского самолета доложил о пожаре на борту и начал экстренное снижение. В 22:07 отметка Ил-20 исчезла с экранов радаров.

В 22:29 российский дежурный офицер сообщил израильской стороне, что Ил-20 терпит бедствие и российская сторона начинает спасательную операцию. Израильский офицер информацию принял. Однако F-16 оставались в зоне дежурства до 22:40. В 22:53 оперативный дежурный ВВС Израиля сообщил россиянам, что самолеты очистили зону.

По словам Игоря Конашенкова, действия израильских летчиков говорят об их непрофессионализме или преступной халатности. А вина за трагедию лежит целиком на ВВС Израиля.

В Армии обороны Израиля не согласны с докладом. По данным израильских военных, на момент поражения Ил-20 F-16 уже находились в воздушном пространстве своей страны.

Боязнь «Панцирей» и «Буков»

Как рассказали «Известиям» несколько источников, близких к российскому военному ведомству, израильский удар был построен так, чтобы атакующие истребители не столкнулись с зенитными комплексами «Бук-М2Э» и «Панцирь-С», стоящими на вооружении Сирии. Также за несколько дней до удара была отмечена активизация средств радиотехнической разведки Армии обороны Израиля. Эти системы вели поиск именно позиций новейших ЗРК. В отличие от более старых комплексов «Буки» и «Панцири» отличаются высокой подвижностью. Их легко перебросить и развернуть в большинстве районов Сирии.

— ВВС Израиля последние несколько лет не наносили ударов по районам Латакии. Это для сирийских ПВО стало неожиданностью, — рассказал «Известиям» независимый военный эксперт Антон Лавров. — Основные сирийские средства ПВО размещены вокруг Дамаска и на южной сухопутной границе — в районе Голанских высот и на границе с Ливаном. Современные комплексы — «Панцири» и «Буки», переданные арабской республике российской стороной, сосредоточены рядом с Дамаском или прикрывают авиабазы. Со стороны Латакии оборона гораздо слабее. То есть атака была предпринята с наиболее уязвимого направления.

Незаслуженные уступки

Как заявил Игорь Конашенков, Россия неоднократно шла на уступки Израилю. В частности, Сирии было отказано в поставках зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ-2. Также Москва провела переговоры с Дамаском и Тегераном по отводу проиранских вооруженных формирований от сирийско-израильских границ.

По словам Антона Лаврова, сирийская ПВО могла быть более мощной и современной. Но Россия несколько лет назад отказалась от поставок Дамаску зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ-2 «Фаворит». Радары и ракеты «Фаворита» гораздо эффективнее при борьбе с истребителями, чем у довольно старого комплекса С-200. Как отметил эксперт, если бы С-300 были на вооружении сирийских ПВО, то налет на Латакию Израиль вряд ли бы смог провести.

— Россия провела с Ираном консультации, результатом которых стал отвод проиранских отрядов на расстояние 140 км от контролируемых Израилем Голанских высот, — рассказал военный эксперт Юрий Лямин. — Сейчас они не несут никакой угрозы для Израиля. Хотя раньше проиранские силы могли обстрелять или нанести ракетный удар из реактивных систем залпового огня, вплотную подойдя к границе. 

Кроме того, после зачистки от боевиков территории на юго-западе САР отрядами российской военной полиции были развернуты несколько наблюдательных пунктов на линии разграничения между израильскими и сирийскими силами на Голанских высотах, установленной в 1974 году. Это позволило впоследствии, впервые после шестилетнего перерыва, возобновить патрулирование буферной зоны миротворцами ООН.

Кстати, во время войны в Ливане в 1982 году трофеем сирийских войск стали несколько израильских танков «Магах-3». Один из них был передан СССР и оказался в экспозиции музея в Кубинке.

— В 2016 году по просьбе израильской стороны этот танк был возвращен Израилю, — рассказал «Известиям» военный историк Алексей Хлопотов. — Известно, что экипаж танка погиб. Но для родных танкистов боевая машина является реликвией, единственной памятью.

Другими словами, даже в этом вопросе Москва пошла навстречу Израилю, не говоря уже о посреднической миссии в урегулировании палестино-израильского конфликта. Даже в момент, когда основной союзник Израиля США при администрации Барака Обамы в 2016 году попытались продвинуть неудобную для Тель-Авива повестку на СБ ООН, Россия встала на сторону израильских партнеров. Кроме того, Россия помогла организовать эвакуацию тел погибших в Сирии израильских военнослужащих, которые остались на территории, подконтрольной боевикам ИГИЛ (запрещено в РФ). И хотя эта операция была приостановлена из-за угрозы жизни российских военных, Москва по-прежнему говорит о готовности возобновить работу.

Заигрались с «иранской угрозой»

В своих попытках ликвидировать присутствие проиранских вооруженных групп на территории Сирии Израиль забыл о мерах предосторожности, заявил «Известиям» член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

— Я не думаю, что в тот день нужно было ставить на кон взаимоотношения с Россией ради того, чтобы уничтожить какой-то склад с боеприпасами в Латакии. В Сирии очень много игроков, и, боюсь, недобросовестная игра Израиля на руку отдельно взятым политикам, которые добиваются сворачивания отношений между Россией и Израилем, — полагает сенатор.

Оценивая последовавшее 23 сентября высказывание министра обороны Авигдора Либермана о том, что в действиях ВВС Израиля «ничего не изменится», эксперт назвал такую позицию контрпродуктивной, однако выразил надежду на то, что сторонам всё же удастся прийти к общему знаменателю.

Еще в 2015 году, в самом начале российской военной операции в САР, Россия и Израиль наладили механизм коммуникации для предотвращения инцидентов и столкновений. Между Тель-Авивом и Хмеймимом появилась «горячая линия». За время работы этого канала связи российская сторона 310 раз уведомляла коллег о действиях ВКС РФ вблизи израильской территории. От Израиля было получено всего 25 таких сообщений. Хотя анонимные источники в Армии обороны страны сообщали, что за прошедшие полтора года израильские ВВС нанесли около 200 авиаударов по территории Сирии.

При этом, напомнил Франц Клинцевич, механизм по предотвращению конфликтов на территории САР есть и между ВКС РФ и ВВС США и он не давал сбоев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer