Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перечеркнуть одним ударом


24 сентября 2018 года Б. Степовой, А. Рамм, А. Козаченко, К. Гулов, А. Забродин, Известия


Военно-воздушные силы Израиля спланировали и нанесли удар по Латакии так, чтобы избежать встречи с новейшими зенитными комплексами «Бук» и «Панцирь», состоящими на вооружении ПВО Сирии. Об этом «Известиям» сообщили несколько источников, близких к российскому военному ведомству. Эти системы расположены преимущественно на юге страны, в районе Дамаска, поэтому израильские ВВС зашли с севера. Минобороны России 23 сентября представило доклад по гибели самолета-разведчика Ил-20. По данным ведомства, вина за трагедию лежит целиком на ВВС Израиля. Действия израильских летчиков-истребителей говорят об их непрофессионализме или преступной халатности.

Хронология событий

В Минобороны России поминутно восстановили хронологию трагических событий. Вечером 17 сентября разведывательный самолет Ил-20 выполнял специальную задачу в идлибской зоне деэскалации на севере Сирии. В это же время группа из четырех F-16 вылетела с территории Израиля для нанесения удара по промышленным объектам в районе города Латакия.

В 21:39 представитель штаба ВВС Израиля оповестил российское командование о предстоящем ударе по сирийским объектам на севере страны. Сообщение было сделано на русском языке, и его аудиозапись есть в распоряжении Минобороны. Сам удар последовал спустя минуту.

— Таким образом, израильская сторона сделала предупреждение не заблаговременно, а одновременно с началом удара, — отметил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков.

Командир Ил-20, который совершал полет как раз на севере страны, получил указание уходить на юг из района выполнения задачи и возвращаться на базу Хмеймим.

В 21:51 сирийские части ПВО приступили к отражению атаки. Израильские самолеты ушли на 70 км западнее от сирийского побережья в зону дежурства, прикрывшись радиоэлектронными помехами. В 21:59 один из самолетов F-16 начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, который заходил на посадку.

— Знали израильтяне и то, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания «свой-чужой», и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей, — отметил Игорь Конашенков.

Так Ил-20, совершавший посадку, оказался между израильскими самолетами и сирийскими силами ПВО. Маневр израильского пилота был воспринят сирийцами как новая атака, а сирийская ракета поразила более крупную цель — Ил-20. Командир российского самолета доложил о пожаре на борту и начал экстренное снижение. В 22:07 отметка Ил-20 исчезла с экранов радаров.

В 22:29 российский дежурный офицер сообщил израильской стороне, что Ил-20 терпит бедствие и российская сторона начинает спасательную операцию. Израильский офицер информацию принял. Однако F-16 оставались в зоне дежурства до 22:40. В 22:53 оперативный дежурный ВВС Израиля сообщил россиянам, что самолеты очистили зону.

По словам Игоря Конашенкова, действия израильских летчиков говорят об их непрофессионализме или преступной халатности. А вина за трагедию лежит целиком на ВВС Израиля.

В Армии обороны Израиля не согласны с докладом. По данным израильских военных, на момент поражения Ил-20 F-16 уже находились в воздушном пространстве своей страны.

Боязнь «Панцирей» и «Буков»

Как рассказали «Известиям» несколько источников, близких к российскому военному ведомству, израильский удар был построен так, чтобы атакующие истребители не столкнулись с зенитными комплексами «Бук-М2Э» и «Панцирь-С», стоящими на вооружении Сирии. Также за несколько дней до удара была отмечена активизация средств радиотехнической разведки Армии обороны Израиля. Эти системы вели поиск именно позиций новейших ЗРК. В отличие от более старых комплексов «Буки» и «Панцири» отличаются высокой подвижностью. Их легко перебросить и развернуть в большинстве районов Сирии.

— ВВС Израиля последние несколько лет не наносили ударов по районам Латакии. Это для сирийских ПВО стало неожиданностью, — рассказал «Известиям» независимый военный эксперт Антон Лавров. — Основные сирийские средства ПВО размещены вокруг Дамаска и на южной сухопутной границе — в районе Голанских высот и на границе с Ливаном. Современные комплексы — «Панцири» и «Буки», переданные арабской республике российской стороной, сосредоточены рядом с Дамаском или прикрывают авиабазы. Со стороны Латакии оборона гораздо слабее. То есть атака была предпринята с наиболее уязвимого направления.

Незаслуженные уступки

Как заявил Игорь Конашенков, Россия неоднократно шла на уступки Израилю. В частности, Сирии было отказано в поставках зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ-2. Также Москва провела переговоры с Дамаском и Тегераном по отводу проиранских вооруженных формирований от сирийско-израильских границ.

По словам Антона Лаврова, сирийская ПВО могла быть более мощной и современной. Но Россия несколько лет назад отказалась от поставок Дамаску зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ-2 «Фаворит». Радары и ракеты «Фаворита» гораздо эффективнее при борьбе с истребителями, чем у довольно старого комплекса С-200. Как отметил эксперт, если бы С-300 были на вооружении сирийских ПВО, то налет на Латакию Израиль вряд ли бы смог провести.

— Россия провела с Ираном консультации, результатом которых стал отвод проиранских отрядов на расстояние 140 км от контролируемых Израилем Голанских высот, — рассказал военный эксперт Юрий Лямин. — Сейчас они не несут никакой угрозы для Израиля. Хотя раньше проиранские силы могли обстрелять или нанести ракетный удар из реактивных систем залпового огня, вплотную подойдя к границе. 

Кроме того, после зачистки от боевиков территории на юго-западе САР отрядами российской военной полиции были развернуты несколько наблюдательных пунктов на линии разграничения между израильскими и сирийскими силами на Голанских высотах, установленной в 1974 году. Это позволило впоследствии, впервые после шестилетнего перерыва, возобновить патрулирование буферной зоны миротворцами ООН.

Кстати, во время войны в Ливане в 1982 году трофеем сирийских войск стали несколько израильских танков «Магах-3». Один из них был передан СССР и оказался в экспозиции музея в Кубинке.

— В 2016 году по просьбе израильской стороны этот танк был возвращен Израилю, — рассказал «Известиям» военный историк Алексей Хлопотов. — Известно, что экипаж танка погиб. Но для родных танкистов боевая машина является реликвией, единственной памятью.

Другими словами, даже в этом вопросе Москва пошла навстречу Израилю, не говоря уже о посреднической миссии в урегулировании палестино-израильского конфликта. Даже в момент, когда основной союзник Израиля США при администрации Барака Обамы в 2016 году попытались продвинуть неудобную для Тель-Авива повестку на СБ ООН, Россия встала на сторону израильских партнеров. Кроме того, Россия помогла организовать эвакуацию тел погибших в Сирии израильских военнослужащих, которые остались на территории, подконтрольной боевикам ИГИЛ (запрещено в РФ). И хотя эта операция была приостановлена из-за угрозы жизни российских военных, Москва по-прежнему говорит о готовности возобновить работу.

Заигрались с «иранской угрозой»

В своих попытках ликвидировать присутствие проиранских вооруженных групп на территории Сирии Израиль забыл о мерах предосторожности, заявил «Известиям» член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

— Я не думаю, что в тот день нужно было ставить на кон взаимоотношения с Россией ради того, чтобы уничтожить какой-то склад с боеприпасами в Латакии. В Сирии очень много игроков, и, боюсь, недобросовестная игра Израиля на руку отдельно взятым политикам, которые добиваются сворачивания отношений между Россией и Израилем, — полагает сенатор.

Оценивая последовавшее 23 сентября высказывание министра обороны Авигдора Либермана о том, что в действиях ВВС Израиля «ничего не изменится», эксперт назвал такую позицию контрпродуктивной, однако выразил надежду на то, что сторонам всё же удастся прийти к общему знаменателю.

Еще в 2015 году, в самом начале российской военной операции в САР, Россия и Израиль наладили механизм коммуникации для предотвращения инцидентов и столкновений. Между Тель-Авивом и Хмеймимом появилась «горячая линия». За время работы этого канала связи российская сторона 310 раз уведомляла коллег о действиях ВКС РФ вблизи израильской территории. От Израиля было получено всего 25 таких сообщений. Хотя анонимные источники в Армии обороны страны сообщали, что за прошедшие полтора года израильские ВВС нанесли около 200 авиаударов по территории Сирии.

При этом, напомнил Франц Клинцевич, механизм по предотвращению конфликтов на территории САР есть и между ВКС РФ и ВВС США и он не давал сбоев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer