Утром в понедельник на улице Геодезическая, на которой находится корпус НГТУ "Факультет летательных аппаратов", образовалась небольшая автомобильная пробка. Спешащие по делам новосибирцы выглядывают в окна, а некоторые выходят из машин, чтобы получше разглядеть "виновника" затора. Не каждый день увидишь на дороге города огромный "американский" тягач с изрядно заржавевшими крыльями самолета и кабиной.
Наконец, водитель грузовика Анатолий Буров с ювелирной точностью подъезжает к ангару, где начинается разгрузка частей самолета.
- Я ехал девять дней. Из-за того что груз крупногабаритный, мне выдали разрешение на объездную дорогу. Поэтому путь лежал через Мурманск - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Псков - Смоленск - Брянск и так далее. Вместо 4,5 километра преодолел все шесть. Никаких особых сложностей не возникало, большая благодарность сотрудникам ДПС. На всем протяжении пути оказывали помощь, подсказывали, где лучше проехать. На стоянках подходили люди, спрашивали, что я такое везу. А мне и самому интересно. Это же наша история, память, - делится Анатолий Буров.
Заниматься восстановлением самолета на базе НГТУ будут специалисты и студенты вуза под руководством доктора технических наук, профессора кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ Владимира Бернса. Здесь уже вернули к жизни два сбитых Ил-2 времен войны. Сейчас эти самолеты желанные гости авиашоу и авиасалонов в России, Великобритании, Германии, Франции, Польши, Чехии, Швеции.
- Доставленный Ил-2 является единственным в мире сохранившимся самолетом такого типа. Ранее мы имели дело с двухместными машинами, а это ранняя одноместная модификация, на которую пришлись наибольшие потери в первые месяцы войны. Всего их было выпущено 36 300 единиц, - рассказывает Владимир Бернс.
По предварительной оценке, экземпляр сохранился на 20-25 процентов. Многое из того, что находилось вне бронированной кабины летчика, утеряно, в том числе деревянный хвост. Он просто сгнил за время нахождения в воде. А металл - в очень хорошем состоянии. Специалистам сначала предстоит разобрать доставленное до винтика. После реставрации обещают, что легендарный самолет будет принимать участие в авиашоу по всему миру.
Справка "РГ"
Штурмовик командира 3-й эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота капитана Александра Каличева был подбит зенитным огнем 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари в Мурманской области. Несмотря на повреждения двигателя, летчик продолжил штурмовку, а затем смог вернуться на свою территорию и посадить самолет на поверхность озера. Летчик Александр Каличев покинул самолет, который затонул на глубине 18 метров. За проявленный героизм при штурмовке аэродрома Луостари пилот был награжден орденом Красного знамени. Каличев прошел всю войну и уволился из армии в звании подполковника в 1955 году.
Наконец, водитель грузовика Анатолий Буров с ювелирной точностью подъезжает к ангару, где начинается разгрузка частей самолета.
- Я ехал девять дней. Из-за того что груз крупногабаритный, мне выдали разрешение на объездную дорогу. Поэтому путь лежал через Мурманск - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Псков - Смоленск - Брянск и так далее. Вместо 4,5 километра преодолел все шесть. Никаких особых сложностей не возникало, большая благодарность сотрудникам ДПС. На всем протяжении пути оказывали помощь, подсказывали, где лучше проехать. На стоянках подходили люди, спрашивали, что я такое везу. А мне и самому интересно. Это же наша история, память, - делится Анатолий Буров.
Заниматься восстановлением самолета на базе НГТУ будут специалисты и студенты вуза под руководством доктора технических наук, профессора кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ Владимира Бернса. Здесь уже вернули к жизни два сбитых Ил-2 времен войны. Сейчас эти самолеты желанные гости авиашоу и авиасалонов в России, Великобритании, Германии, Франции, Польши, Чехии, Швеции.
- Доставленный Ил-2 является единственным в мире сохранившимся самолетом такого типа. Ранее мы имели дело с двухместными машинами, а это ранняя одноместная модификация, на которую пришлись наибольшие потери в первые месяцы войны. Всего их было выпущено 36 300 единиц, - рассказывает Владимир Бернс.
По предварительной оценке, экземпляр сохранился на 20-25 процентов. Многое из того, что находилось вне бронированной кабины летчика, утеряно, в том числе деревянный хвост. Он просто сгнил за время нахождения в воде. А металл - в очень хорошем состоянии. Специалистам сначала предстоит разобрать доставленное до винтика. После реставрации обещают, что легендарный самолет будет принимать участие в авиашоу по всему миру.
Справка "РГ"
Штурмовик командира 3-й эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота капитана Александра Каличева был подбит зенитным огнем 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари в Мурманской области. Несмотря на повреждения двигателя, летчик продолжил штурмовку, а затем смог вернуться на свою территорию и посадить самолет на поверхность озера. Летчик Александр Каличев покинул самолет, который затонул на глубине 18 метров. За проявленный героизм при штурмовке аэродрома Луостари пилот был награжден орденом Красного знамени. Каличев прошел всю войну и уволился из армии в звании подполковника в 1955 году.