ПОМОГЛА БЕСПИЛОТНАЯ «РАЗВЕДКА»
Аэродром близ села Караишево засветили, в общем, случайно — во время проверки Счетной палатой РТ использования бюджетных денег властями Лаишевского района, ведь среди прочего аудиторы смотрят и то, что происходит с земельными ресурсами. Возможно, существование площадки так и осталось бы для общественности тайной, если б не новые технологии — район впервые осматривали с беспилотника.
В самом существовании на лаишевских просторах аэродрома малой авиации, конечно, нет ничего предосудительного, но аудиторы обратили внимание на нарушение вида разрешенного использования участка. «На землях сельскохозяйственного назначения может располагаться взлетная полоса с грунтовым покрытием, и объекты на ней должны использоваться исключительно для производства, хранения, переработки сельхозпродукции, — разъяснил в беседе с „БИЗНЕС Online“ аудитор Счетной палаты РТ Ильнур Мубараков. — Но по факту она покрыта асфальтобетоном, на ней есть капитальные строения, то есть объекты основных средств». Также аудиторов удивило то, что годовая аренда за участки (аэродром расположен на двух) общей площадью более 85 га — всего 135 рублей. Мубараков указал, что если бы земля была, как положено, переведена в категорию промышленных, то плата выросла бы многократно.
Но в лаишевской администрации явно не считают себя обделенными. Как заверил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы района Расим Хазиев, в Лаишево всецело поддерживают устремления владельцев аэродрома, поскольку «малую авиацию нужно развивать». Он уточнил, что это частный объект, он сертифицирован, сейчас как раз идет процесс перевода отданных под площадку участков в категорию земель промышленного производства.
В МОСКВУ, ВСЛЕД ЗА МАРАТОМ ХУСНУЛЛИНЫМ
То, что стало новостью для Счетной палаты, давно известно в татарстанском авиационном сообществе, в котором эту площадку называют аэродромом Караишево. Или говорят проще: «Это же Костин аэродром».
По ЕГРН, участки находятся в аренде у ООО «Холдинг Капитал» (оно же значится в данных Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов как оператор аэродрома), которым руководит Светлана Петровна Зайниева, ранее значившаяся в фискальных документах как Тимофеева. И ни для кого не секрет, что аэродром создал, судя и по созвучию отчеств-фамилий, ее брат — 45-летний Константин Тимофеев.
Личность эта в Татарстане известна. По окончании с отличием в 1994 году КФЭИ он возглавил аналитическое управление Волжско-Камского акционерного банка. В 1996-м его пригласили на пост председателя правления находившегося в кризисе ИнтехБанка. Тимофеев сумел стабилизировать ситуацию. Тогда же «Интех» сблизился со структурами, близкими к министерству строительства РТ, которое тогда возглавлял Марат Хуснуллин.
Тимофеев покинул пост главы «Интеха» в 2009 году, когда в результате смены акционеров новыми собственниками кредитной организации стали компании, близкие к Роберту Мусину. Год Тимофеев возглавлял московский филиал Ак Барс Банка, но потом ушел финансовым директором красноярского ЗАО «Краслесинвест». Однако все это были временные пристанища до настоящей должности: в начале 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о назначении Тимофеева председателем комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Подчиняется комитет заместителю мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллину.
Согласно декларации, действительный государственный советник города Москвы 1-го класса Тимофеев в 2017 году получил доход в 46 млн рублей, что в 5 раз больше, чем в 2016-м (8,6 млн). Семья Тимофеевых владеет двумя участками общей площадью 5,3 тыс. кв. м, тремя домами (451, 985 и 209 кв. м), двумя сельскохозяйственными ангарами. Ездит Тимофеев на автомобиле Mercedes-Benz и мотоцикле Honda, его супруга — на Mercedes-Benz и Jeep Wrangler. Отметим, что ранее в декларации был и сверхлегкий самолет Piper.
«...И ДАЖЕ ПОЛУЧШЕ, ЧЕМ ЗА ГРАНИЦЕЙ»
Село Караишево — больше обычные деревянные избы, лишь местами — кирпичные постройки. На улице — ни души, о существовании людей напоминает только далекий звон колодезных ведер. Но на одной из окраин атмосферу глухомани нарушает та самая площадка. Хозпомещения, пара ангаров, асфальт, все обнесено забором. При нашем приближении ворота волшебным образом отворились — оказалось, охранник принял журналистов за хозяев полосы. Предлагаем ему позвонить начальству. «Гони их в шею...» — раздалось из трубки. На том конце — администратор аэродрома Игорь Пономаренко. Он говорит, что находится в Москве и на месте будет только через несколько дней. Ни о какой проверке Счетной палаты не слышал, документы на ВПП в полном порядке и согласованы во всех инстанциях, включая Росавиацию. По словам администратора, аэродром необходим для учебных полетов и нужд сельхозавиации.
Это, без сомнения, лучший частный аэродром Татарстана и один из лучших в России. «Аэродром первоклассный, просто образцовый, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“ из авиатранспортной отрасли РТ. — Если в Куркачах, Балтасях, Вишневке — грунтовые полосы, то в Караишево — асфальтовая, причем длинная. А еще ангары, перрон, гостиница, площадка обнесена забором. И все сделано по уму, со вкусом и с явной любовью. Есть ночной старт. То есть все по-взрослому и даже получше, чем за границей. Я б тоже подобный аэродром построил, но у меня таких денег нет».
Воспользоваться всем этим великолепием теоретически может любой пилот, который задумает сесть на этой площадке, — аэродром включен во все надлежащие реестры. Кроме того, говорят, у Тимофеева можно и забазировать воздушное судно. Взимается ли за это плата, неизвестно. Как часто летают в Караишево? «Всяко бывает, — говорит охранник (к слову, Тимофеев взял на работу местных жителей). — Кто-то прилетает, чайку попьют, некоторые ночуют. Вот гостиница и три ангара тут — и все». Гостиница выглядит впечатляюще. Внутри тоже, видимо, неплохо. Интерьеры находим на сайте казанской дизайнерской студии Duplex Apartment. «Главной задачей было создание максимально комфортной и по-домашнему уютной, но в то же время сдержанно-брутальной атмосферы, — говорится в аннотации. — Постеры и кованые элементы с изображениями самолетов отражают тему авиации и путешествий». Судя по всему, первый этаж — совмещенный с кухней холл с камином, второй — несколько спален.
Интересно, что при строительстве аэродрома Тимофеев вошел в конфликт с местным управлением Росавиации, которое указало, что площадка находится слишком близко к международному аэропорту «Казань», а полоса перпендикулярна полосе МАКа, что ведет к дополнительным сложностям. «Приходится разрешение на взлет у вышки аэропорта запрашивать, — говорит наш собеседник. — Действительно, в отличие от других площадок, в Караишево нужно четкое взаимодействие с аэронавигацией. Из-за этого татарстанское управление Росавиации противилось строительству, но Тимофеев в очень хороших отношениях с руководством республики, его тогда поддержал Минниханов». Как передал «БИЗНЕС Online» через посредников сам Тимофеев, площадка строилась с согласия президента РТ (который, как известно, тоже имеет свидетельство частного пилота), и теперь диспетчер аэропорта «Казань» «дружелюбно управляет двумя аэропортами, как в Европе». Также он уточнил, что полоса оборудована самыми современными световыми приборами, есть даже вертикальные огни подхода. Аэродром используют МЧС и Росгвардия — для тренировок на вертолетах, особенно в ночное время года. «И сельским хозяйством занимаемся: есть трактора, плуг, культиаватор, агрегат для уборки и упаковки сена, ежегодно высаживаем и заготавливаем несколько тонн сена, — отметил Тимофеев и подытожил. — Приглашаем всех на базировку и полеты».
ЧИНОВНИК С НАЛЕТОМ В 1,7 ТЫС. ЧАСОВ
Возле ангаров — несколько самолетов. Но «живые» из них, похоже, только Cessna 172 и какая-то из моделей Piper. Вызвавший поначалу некоторое потрясение истребитель МиГ-29 в «камуфляже» под «Стрижей» оказался музейным экземпляром, как и учебно-боевой L-39 (еще один почти разобранный фюзеляж «элки» виднелся за ангаром). Выезжая по требованию охранника, корреспондент заметил краем глаза в одном из ангаров еще один полуразобранный самолет — по виду что-то вроде МиГ-19. Тимофеев, видимо, создает на площадке нечто мемориальное.
Сам он, как говорят, начинал летать на легком Piper Sport, прошел обучение в авиационном учебном центре, а затем сразу пересел на L-39, да так лихо, что его приняли в состав летающей на этих машинах пилотажной группы «Русь», а это очень серьезно. Авиационная группа высшего пилотажа «Русь» была создана в 1987 году в Вяземском учебном авиационном центре, но вскоре чуть не сгинула вместе с СССР. В мае 1992 года правительство решило расформировать все учебные авиационные центры, а их имущество передать военным. Но руководитель УАЦ Казимир Тиханович, сумев перерегистрировать центр в аэроклуб, отказался отдавать имущество военным. Впоследствии он подчеркивал, что 26 других УАЦ были уничтожены, а их имущество разворовано.
Сегодня «Русь» — постоянный участник воздушных шоу в России и Европе. Тем не менее авиационную общественность то и дело будоражат слухи о том, что группа прекращает свое существование. Как отвечает на это руководство «Руси», проблемы действительно есть, в первую очередь они связаны с отсутствием финансирования и какой бы то ни было государственной поддержки. Пилотажная группа до сих пор существует только благодаря сплоченному коллективу и бескорыстной помощи троих курсантов, говорится в пабликах группы, среди этой тройки назван и Тимофеев. Не зря благодарные пилотажники наведываются и в Лаишево. Так, в нынешний День Победы кульминацией праздника там стал пилотаж на двух L-39 под управлением Тимофеева и Михаила Колле (тоже летает в «Руси»).
На сайте группы находим любопытную информацию об образовании Тимофеева, которую не встретишь в его официальных биографиях: «Левый внешний ведомый. Окончил Вяземский учебно-авиационный центр, Ульяновский институт гражданской авиации, Московский авиационный институт. Летчик-инструктор. Общий налет — 1,7 тыс. часов. Освоил самолеты Л-39, PA 46, EMB 550. Женат. Увлекается спортом». К слову, в составе группы он летал и в Казани на недавнем празднике «Я выбираю небо».
ЕЩЕ НЕДАВНО НА ЭТИ САМОЛЕТЫ НАВЕШИВАЛИ БОМБЫ И РАКЕТЫ
Предположительно, у Тимофеева есть свой L-39, и владелец даже якобы курсирует на нем между Казанью и Москвой. Выбор этой 3,5-тонной машины, развивающей скорость 800 км/ч, с дальностью в 1 тыс. км и потолком в 11,5 тыс. м хорошо характеризует пилотскую продвинутость казанца.
В 1972 году этот чешский самолет был выбран основной учебно-тренировочной машиной стран – участниц Организации Варшавского договора и в целом стал одной из самых удачных «летающих парт» в истории авиации. Самолет понравился летчикам: удобное кресло, прекрасная система кондиционирования, удачная эргономика, простое управление, хорошие пилотажные качества, позволяющие выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа. При создании машины особое внимание обращалось на то, чтобы кабины инструктора и курсанта максимально походили на кабины боевых самолетов. Чтобы обеспечить освоение основ боевого применения, на машине предусмотрели установку двух подкрыльевых узлов подвески вооружения — бомб и неуправляемых ракет. То есть L-39 обладает определенным ударным потенциалом. Поэтому самолет активно использовали страны третьего мира, не имевшие «настоящих» боевых машин. Первое же боевое применение, видимо, относится к 1973 году, когда Египет после броска израильских мобильных частей через Суэцкий канал вынужденно бросил в бой именно L-39. И не случайно после распада СССР L-39 стал одним из символов локальных конфликтов — его применяли в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Киргизии... Сегодня L-39 пользуется большой популярностью у пилотов-любителей во всем мире. В США, правда, его полностью «раздевают» и ставят новые двигатель и бортовое радиоэлектронное оборудование.
Купить L-39 можно примерно за $150 тысяч. «А когда-то цена начиналась от 50 тысяч долларов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ в прошлом владевший L-39 председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким. — В 2000-м я пригонял сюда L-39, два года летал на нем. Были даже планы по созданию пилотажной группы, искал партнеров, инвесторов. Была возможность 8–9 самолетов найти за не очень большие деньги, но меня никто не поддержал... А популярна эта машина потому, что хороша для пилотажа, надежна и проста... Что касается аэродрома в Караишево, то по уровню в нашем и соседних регионах нет ничего лучше. Да и дальше... Слышал, что в Кемерове есть очень хороший частный аэродромчик, в Подмосковье — пара площадок, но там больше вертолеты. Побольше надо таких аэродромов: это и хобби, и бизнес, и пропаганда авиации».
С ним солидарен казанский летчик-инструктор Сергей Борзенков. «Судя по отзывам, таких современных площадок поблизости нет, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Да, в Москве есть, но там в основном используют старые аэродромы, например Грызлово, Дракино, где базируются по несколько организаций и даже продают самолеты. Там прекрасные условия и для обслуживания машин, и для проживания, и в ангарах в белых носках можно ходить по зеркальному полу... Очень важно, что в Караишево прекрасная полоса, чуть ли не двухкилометровая. России нужны такие площадки. Представьте, вынужденная посадка пассажирского лайнера или проблемы на основной полосе аэропорта — так на эту полосу вполне может сесть нормальный самолет и спасти жизни людей, как не так давно Ту-154 в Сибири. Кроме того, это основа всей авиации. Почему США — великая авиационная держава? Потому что там свободно летают. Знакомые летчики рассказывают, что едешь и каждые три минуты — аэродромы: частные, гражданские, военные. Караишево — пример того, как надо строить площадки для малой авиации».