Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нейтроны против бомбы: физики создали средство борьбы с терроризмом


11 сентября 2018 года Дмитрий Людмирский, Известия


Уникальный инструмент для бесконтактного обнаружения взрывчатых и других опасных веществ разработали петербургские ученые. В основе его действия лежат методы ядерной физики: багаж и ручную кладь в аэропорту просвечивают потоком незаряженных элементарных частиц — нейтронов. Новый способ досмотра позволит отказаться от ряда ограничений для авиапассажиров, в частности, можно будет навсегда отменить действующий ныне запрет на провоз в самолете жидкостей в ручной клади.

Рабочая группа SafeNet Национальной технологической инициативы приняла решение о поддержке инновационной разработки петербургского научно-технического центра «Ратэк» в области авиационной безопасности. Петербургские ученые и инженеры создали установку для досмотра багажа на основе принципов ядерной физики, определяющих взаимодействие с веществом элементарных частиц нейтронов. Эти незаряженные частицы проникают сквозь любые преграды, и по результатам такого проникновения можно со стопроцентной достоверностью судить о химическом составе тех веществ, которые встретились у нейтронов на пути. Подобным образом можно, не вскрывая багажа, обнаружить в нем любые взрывчатые вещества, в том числе жидкие, а также яды, наркотики и другие запрещенные вещи.

— Источник облучает подозрительную сумку или чемодан потоком так называемых тепловых нейтронов. Облученные части багажа испускают вторичное гамма-излучение, которое регистрируется чувствительными гамма-детекторами и анализируется специальным программным обеспечением, — объяснил «Известиям» глава «Ратэк» Юрий Ольшанский.

Внешне нейтронный анализатор багажа выглядит неотличимо от привычных рентгеновских аппаратов, установленных в любом аэропорту, — разве что чуть более громоздок. Единственное внешнее отличие — на экране монитора видна не картинка с внутренностями багажа, а таблица с информацией о содержании проверяемых химических веществ в досматриваемом объекте.

По словам Юрия Ольшанского, на установку получено медицинское заключение о ее полной безопасности для находящихся поблизости людей. Не причиняют вреда тепловые нейтроны и багажу, включая светочувствительные материалы.

Сейчас в аэропортах для контроля ручной клади и багажа применяются рентгенотелевизионные интроскопы. Сотрудник службы безопасности следит за экраном интроскопа и на основании известных ему визуальных признаков пытается обнаружить в багаже подозрительные предметы. Но результат такого анализа сильно зависит от опыта персонала и отличается высоким уровнем ложных тревог.

— На рентгеновской картинке невозможно отличить стиральный порошок в коробке от взрывчатого гексогена, — рассказал «Известиям» эксперт по авиабезопасности Юрий Ташаев, долгое время возглавлявший государственный центр «Авиационная безопасность». — Даже самый опытный сотрудник службы безопасности аэропорта не в состоянии визуально отличить, например, кусок мыла от куска тротила.

Поэтому интроскопия неизбежно сопровождается дополнительным ручным досмотром, который очень сильно замедляет процесс посадки в самолет. Другое неудобство для авиапассажиров — запрет на провоз в ручной клади жидкостей объемом более 100 мл. Причина этого запрета также в невозможности с помощью рентгена отличить жидкую взрывчатку от напитка в банке или бутылке.

Применение же при досмотре нейтронного анализатора позволило бы полностью отказаться от каких-либо ограничений на провоз жидкостей: установка «Ратэк» в автоматическом режиме без участия персонала обнаруживает в багаже взрывчатые вещества и любые другие химические соединения. Правда, по словам Юрия Ташаева, нынешние ограничения на провоз тех же жидкостей установлены международными соглашениями и обойти их в одностороннем порядке будет не так-то просто.

Руководитель же рабочей группы SafeNet Национальной технологической инициативы Валентин Макаров полагает, что новые технологии обработки грузов следует внедрять в первую очередь во вновь создаваемых воздушных гаванях.

— Мы должны сделать большое красивое российское решение для аэропортов и продвигать это решение всеми способами в тех странах, где действуют масштабные программы по строительству новых авиапредприятий, — сказал Валентин Макаров «Известиям». — Это развивающиеся страны, в первую очередь Китай и Индия. В новых аэропортах легче внедрить новую идеологию.

Новая идеология, по мнению главы «Ратэк» Юрия Ольшанского, должна базироваться на принципе полной автоматизации досмотра багажа и ручной клади: он должен проходить вообще без участия человека, что во много раз ускорит все процедуры в аэропорту. Искать взрывчатку должны машины, а не люди.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором



Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer