Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"


10 сентября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес-ONLINE


Невероятный по количеству машин контракт привез с завершившегося в субботу в Геленджике «Гидроавиасалона-2018» Казанский вертолетный завод — сразу 104 «Ансата». В условиях охватившего завод кризиса, одним из последствий которого стал переход на четырехдневку, они видятся спасением, хоть и временным. При этом, как выяснил «БИЗНЕС Online», попытка «обобрать» КВЗ, вынеся самую «вкусную» часть работ на предприятия Колесова, отбита.

ПУТИН ОДОБРИЛ

Оптимистичная для КВЗ новость пришла с «Гидроавиасалона-2018» в Геленджике: «Ростех» и национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 150 вертолетов и 104 из них – «Ансаты» (остальные – улан-удэнские Ми-8АМТ). Добавим, что среди подписавших нынешний контракт есть еще одна сторона – ООО «Авиакапитал-Сервис», которое, собственно, и будет закупать вертолеты и передавать их НССА в финансовый лизинг на 15 лет.

Напомним, в октябре 2016 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». 34 регионам выделялись деньги (10 млрд рублей до 2020 года) на закупку услуг санавиации. При этом регионы могут покупать только вертолеты отечественного производства, сделанные после 2014 года и оснащенные медицинским модулем.
 
Но через год «Ростех» в лице руководителя своего авиастроительного кластера, экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта.

По идее «Ростеха», в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг, что позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру. Это повысит качество медицинской помощи, снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Госкорпорация предложила при помощи инфраструктурной ипотеки привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников и направить эти средства на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов, а также необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, а также IТ-системы и центра управления полетами. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021–2035 годах за счет оплаты оказанных гражданам услуг фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии. Эксперты полагают, что услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов.

Услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовУслуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовФото: «БИЗНЕС Online»
29 января этого года «Ростех» получил согласие президента РФ Владимира Путина на создание единого оператора авиационных работ для оказания скорой экстренной медицинской помощи по всей России.

С «РЫЧАГОМ» НАПЕРЕВЕС

Единственным исполнителем авиационных работ назначена созданная специально под проект НССА. Что интересно, частью этой компании владеют казанские структуры, близкие к генеральному директору АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» Николаю Колесову. 75% НССА принадлежит петербургскому фонду развития санитарной авиации, а 25% — казанскому АО «Рычаг», 75,2% капитала которого владеет ОАО «Радиоприборснаб», единственным акционером последнего выступает КРЭТ. А по 12,4% капитала «Рычага» владеют входящее в личную бизнес-империю Колесова АО «КОМЗ» и родственное заводу АО «КОМЗ-Байгыш».

«Рычаг» находится на территории КОМЗа и выполняет крупные заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в частности оснащает вертолеты Ми-8 системой РЭБ «Рычаг». Но, как выяснилось в нынешнем июне, вертолетные планы «Рычага» оказались куда масштабнее. Как сообщал «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме, у «Ростеха» появилась идея покупать у КВЗ «зеленый» летающий «Ансат» и наполнять его медицинским оборудованием. Исполнителем работы был назначен именно «Рычаг». Более того, по нашим данным, участие «Рычага» в «Ансате» могло не ограничиться одним только «навешиванием» медицинского модуля: туда могли отдать и работу по оборудованию вертолетов авионикой. Для этого «Рычаг» активно переманивал специалистов КВЗ и создавал свой летно-испытательный комплекс. Так что, КВЗ оставалось лишь поставлять новым коллегам корпус с двигателями.

Но сегодня, по нашим данным, от этой идеи отказались, хотя, по имеющейся информации, «Рычаг» и получил требующийся для такого рода производств сертификат разработчика вертолетной техники. Есть ли у компании сертификат производителя, неизвестно. И, вероятнее всего, «Рычаг» не смог получить у КВЗ документацию на «Ансат»: ее передача означала бы для завода, по сути, передачу прав на сам вертолет в чужие руки. Не исключено, что вопрос с «Рычагом» был решен на июльском совещании, в котором участвовали президент РТ Рустам Минниханов, генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский, Колесов, Сердюков.

«И в целом наладить, по сути, новое вертолетное производство – почти неподъемная задача, – говорит источник „БИЗНЕС Online“ в вертолетостроении. – Куда проще было заполучить КВЗ», – намекнул он на попытки Колесова посадить в гендиректорское кресло КВЗ своего человека – тогдашнего гендиректора КОМЗа Сергея Раковца. К слову, еще новость – он назначен генеральным директором АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», которое, как проектировщик авионики, участвовало в вышеупомянутой схеме «отъема» «Ансата» у КВЗ.

«ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НЕДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ОПОРЫ»

Как будет распределено по годам изготовление законтрактованных вчера «Ансатов», пока непонятно. Но еще до подписания контракта Богинский рассказывал «Коммерсанту», что они должны быть выпущены до конца 2020 года. Причем нынешние 104 машины могут оказаться только началом, ведь в «Вертолетах России» не раз намекали, что определенные упомянутым выше медведевским приоритетным проектом 34 субъекта — это мало: санавиация должна работать во всех субъектах Федерации, а в целом России нужны до 350 медвертолетов.

Спасение ли для находящегося в критической ситуации и перешедшего на четырехдневку КВЗ подмога из 104 «Ансатов»? Скорее это временная передышка для приятия руководством предприятия и «Вертолетов России» более весомых стратегических и конструкторских решений. Почему? Да, загрузка предприятию обеспечена, но, как рассказывал «БИЗНЕС Online» управляющий директор завода Юрий Пустовгаров, вопрос жизни и смерти — снизить себестоимость «Ансата»: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает... Причем мы не можем поднять цену на медицинский „Ансат“ — только изыскать внутренние резервы».

Главному до сего дня заказчику «Ансатов» — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) эти машины продают с серьезной скидкой, по 222 млн рублей (изначальная стоимость – 272 млн). Есть основания полагать, что это граница, ниже которой падать уже некуда и вряд ли цена для НССА будет отличаться в лучшую для КВЗ сторону, то есть речь идет примерно о 23 млрд рублей за все 104 машины. К тому же, по данным источника «БИЗНЕС Online», у КВЗ все-таки отняли часть работы – он будет передавать НССА вертолеты с пустым пассажирским салоном, то есть без медицинского модуля и оборудования... Таким образом, серьезной прибыли заводу от этого контракта ожидать не приходится. Не будет ее и от нового продукта КВЗ – Ми-38: машина дорога и, по сути, конкурирует с более дешевым Ми-8/17. «Нынешний заказ — не манна небесная, скорее долгая (непонятно в какие сроки) и серьезная дорога, которую предстоит пройти, — отметил в беде с „БИЗНЕС Online“ старший научный сотрудник Академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. — Для устойчивости производителя недостаточно одной опоры: КВЗ нельзя потерять „восьмерку“ — курицу, которая несет золотые яйца. Надежды на заказы Ми-8/17 есть, однако мир вертолетов уже не будет прежним: рынки рушатся, наши позиции сокращаются, возможности для маневра сужаются».

Безусловно, радует то, что «Ансат» пошел в массовое производство. Как подсчитали авторы блога bmpd (центр анализа стратегий и технологий) на сегодня построено 80 «Ансатов» всех модификаций. Также, по известным данным, есть контракты на 12 машин для ГТЛК и 8 для Китая. Летчики отзываются о машине положительно. «Хороший вертолет, только бы дальность полета увеличить, — рассказал „БИЗНЕС Online“ пилот-инструктор АО „Русские вертолетные системы“ Георгий Абовян, который налетал на „Ансате“ около 300 часов. — На заводе сейчас доработки ведутся, недавно представили прототип модернизированного „Ансата“, но когда он пойдет в серию? И сопровождает завод машину неплохо — вопросы старается решать оперативно». Матвеев же отметил два проблемных момента — высокие расходы на эксплуатацию и канадские двигатели. Но, констатировал он, «пока машины новые, об этом не задумываются».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer