Глава Росавиации Александр Нерадько призвал ускорить переход на использование российских автоматизированных систем бронирования и дистрибуции авиабилетов, сообщило ведомство. Поводом для заявления стал глобальный сбой в системе обслуживания пассажиров (PSS) SITA Gabriel 23 июня, что во время чемпионата мира по футболу вызвало многочасовые задержки при регистрации на рейсы S7. Об аналогичных проблемах сообщала и Air India. В SITA объясняли проблемы «сбоем в одной из автоматизированных систем регистрации» и «сложностями с подключением к сети в одном из центров обработки данных».
Помимо этого, по информации Росавиации, базы данных, используемые системами оформления перевозок, находятся за рубежом, что «подразумевает слабую защиту персональных данных российских граждан». Для снижения рисков утечки данных по внутренним перевозкам господин Нерадько призвал ускорить переход к размещению серверов и баз данных пассажиров в РФ. Он также предложил ускорить создание национальной системы оформления воздушных перевозок, чтобы «обеспечить полную конфиденциальность персональных данных российских пассажиров» и «исключить зависимость от иностранных систем».
Авиакомпании пользуются двумя типами IT-систем. Система обслуживания пассажиров (PSS) хранит данные о рейсах авиакомпании, система дистрибуции (GDS) работает на открытый агентский рынок — сеть касс, включая онлайн-порталы. По данным Транспортной клиринговой палаты за 2017 год, среди PSS в РФ лидирует Sabre Sonic (ее использует «Аэрофлот» с объемом 43–45 млн пассажиров в год), второе место у российской Leonardo (30–35 млн человек в год), третье — у SITA Gabriel с 15 млн человек (S7 и «Якутия»), четвертое Amadeus Altea — 7–8 млн пассажиров («Уральские авиалинии»). Лидер сектора GDS — российская «Сирена-Трэвел», второе место — у Amadeus, затем идут Sabre и Travelport. Данные о перевозках хранятся в инвенторных центрах, их серверы расположены за рубежом (кроме «Сирены-Трэвел»).
Идею заменить зарубежные системы на национальный аналог чиновники активно продвигают уже несколько лет. Решить проблему предлагалось за счет создания российской системы бронирования (такую попытку еще в 2014 году предпринимал «Ростех») или адаптации международных систем — перевода хранения данных в РФ, чего требует закон о защите персональных данных. Однако авиакомпаниям удалось добиться исключения для себя, иначе продажи билетов могли бы остановиться. Но в начале июля Минтранс реанимировал идею, опубликовав проект требований к отечественной инвенторной системе. В документе предлагалось, чтобы с 2020 года в РФ были перенесены серверы и базы данных систем бронирования и продажи авиаперевозок внутри страны, регистрации пассажиров и взаиморасчетов. Провайдер системы должен быть также зарегистрирован в РФ.
Авиакомпании эти идеи пока не комментируют. Но в июле S7 сообщила, что с осени уйдет от SITA на Altea PSS Amadeus (о такой возможности “Ъ” сообщал еще в ноябре 2017 года). Источник “Ъ” в одном из крупных перевозчиков говорит, что такие системы «разрабатываются десятилетиями и в стране пока нет полноценной замены иностранному аналогу». В «Сирене-Трэвел» “Ъ” заявили, что на ее серверах в РФ хранят данные 54 компании РФ, а сама система имеет «технические возможности для дальнейшего наращивания мощностей». «Компания соответствует всем высоким международным стандартам и имеет все необходимые сертификаты»,— сообщили “Ъ” в компании. В Amadeus “Ъ” сообщили, что отслеживают особенности законодательства различных юрисдикций, чтобы соответствовать им, компания заинтересована в работе на российском рынке.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что российский продукт как минимум не должен уступать международным системам и должен быть с ними интегрирован. Внедрение такой системы не должно приводить к изоляции российских авиакомпаний от международного рынка или к дополнительным расходам на работу в двух системах, считает он.
Помимо этого, по информации Росавиации, базы данных, используемые системами оформления перевозок, находятся за рубежом, что «подразумевает слабую защиту персональных данных российских граждан». Для снижения рисков утечки данных по внутренним перевозкам господин Нерадько призвал ускорить переход к размещению серверов и баз данных пассажиров в РФ. Он также предложил ускорить создание национальной системы оформления воздушных перевозок, чтобы «обеспечить полную конфиденциальность персональных данных российских пассажиров» и «исключить зависимость от иностранных систем».
Авиакомпании пользуются двумя типами IT-систем. Система обслуживания пассажиров (PSS) хранит данные о рейсах авиакомпании, система дистрибуции (GDS) работает на открытый агентский рынок — сеть касс, включая онлайн-порталы. По данным Транспортной клиринговой палаты за 2017 год, среди PSS в РФ лидирует Sabre Sonic (ее использует «Аэрофлот» с объемом 43–45 млн пассажиров в год), второе место у российской Leonardo (30–35 млн человек в год), третье — у SITA Gabriel с 15 млн человек (S7 и «Якутия»), четвертое Amadeus Altea — 7–8 млн пассажиров («Уральские авиалинии»). Лидер сектора GDS — российская «Сирена-Трэвел», второе место — у Amadeus, затем идут Sabre и Travelport. Данные о перевозках хранятся в инвенторных центрах, их серверы расположены за рубежом (кроме «Сирены-Трэвел»).
Идею заменить зарубежные системы на национальный аналог чиновники активно продвигают уже несколько лет. Решить проблему предлагалось за счет создания российской системы бронирования (такую попытку еще в 2014 году предпринимал «Ростех») или адаптации международных систем — перевода хранения данных в РФ, чего требует закон о защите персональных данных. Однако авиакомпаниям удалось добиться исключения для себя, иначе продажи билетов могли бы остановиться. Но в начале июля Минтранс реанимировал идею, опубликовав проект требований к отечественной инвенторной системе. В документе предлагалось, чтобы с 2020 года в РФ были перенесены серверы и базы данных систем бронирования и продажи авиаперевозок внутри страны, регистрации пассажиров и взаиморасчетов. Провайдер системы должен быть также зарегистрирован в РФ.
Авиакомпании эти идеи пока не комментируют. Но в июле S7 сообщила, что с осени уйдет от SITA на Altea PSS Amadeus (о такой возможности “Ъ” сообщал еще в ноябре 2017 года). Источник “Ъ” в одном из крупных перевозчиков говорит, что такие системы «разрабатываются десятилетиями и в стране пока нет полноценной замены иностранному аналогу». В «Сирене-Трэвел» “Ъ” заявили, что на ее серверах в РФ хранят данные 54 компании РФ, а сама система имеет «технические возможности для дальнейшего наращивания мощностей». «Компания соответствует всем высоким международным стандартам и имеет все необходимые сертификаты»,— сообщили “Ъ” в компании. В Amadeus “Ъ” сообщили, что отслеживают особенности законодательства различных юрисдикций, чтобы соответствовать им, компания заинтересована в работе на российском рынке.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что российский продукт как минимум не должен уступать международным системам и должен быть с ними интегрирован. Внедрение такой системы не должно приводить к изоляции российских авиакомпаний от международного рынка или к дополнительным расходам на работу в двух системах, считает он.