Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Радиоэлектронные средства мониторинга и защиты гидроавиации


31 августа 2018 года Михаил Замарин, Владимир Солдатов, Николай Бодрихин, Независимое военное обозрение


6 сентября на территории испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта «Геленджик» открывается 12-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон-2018». АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», входящее в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», как один из ведущих разработчиков комплексов радиоэлектронной защиты, в том числе для самолетов ВМФ и палубных, регулярно участвует в этих выставках и конференциях.

Основная цель выставки – демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив ее развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Отличительная черта «Гидроавиасалона» – уникальная летная программа, в которой лучшие летчики России, прославившие национальную пилотажную школу, демонстрируют возможности авиатехники в небе над Геленджикской бухтой.

В рамках «Гидроависалона» регулярно проводится научная конференция, на которой рассматриваются проблемы применения гидроавиации в решении боевых, транспортных, противопожарных, спасательных, поисковых, экологических и других задач, а также вопросы разработки специальных комплексов и оборудования для морских летательных аппаратов.

В работе «Гидроавиасалона» традиционно принимают участие представители администрации президента РФ, правительственные структуры, министерства, ведущие предприятия авиационно-космической промышленности России и зарубежья, аккредитованные в России представители военных атташе, торговые представительства.

Начало созданию комплексов радиоэлектронной защиты было положено НИР «Исток», выполненной усилиями сотрудников Института вместе с Новосибирским НИАП, некоторыми другими НИИ и КБ (Казань, Омск, Москва) в середине 60-х годов. Посредством этой НИР были разработаны научные основы создания бортовых комплексов защиты или обороны (БКО) боевых самолетов различного назначения.

Было принято, что БКО должен включать в себя самолетную станцию помех (станция активных помех радиолокационного диапазона «Герань»), станцию предупреждения об облучении, теплопеленгатор, фиксирующий пуск атакующей ракеты, автомат отстрела пиропатронов, позволяющий нейтрализовать атакующие ракеты с тепловыми головками самонаведения (система отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей), информационный вычислитель – прибор управления комплексом (вычислительно-управляющее устройство «Неон-Ф»). БКО является системой с централизованным автоматизированным управлением.

Впоследствии эффективные БКО были созданы для бомбардировщиков Ту-22М2 и М3 – «Урал-М»; Ту-95 МС – «Метеор-Н»; Ту-142 МР – «Саяны-М»; Ту-160 – «Байкал-М»; для военно-транспортного самолета Ил-76 – «Алай-М»; для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 – «Кряж-М».

Ряд перечисленных выше самолетов, таких как Су-24М, Ту-22М3, Ту-142МР, состоит на вооружении ВМФ.

В 1970–1980-е годы осуществлялось проектирование и создание уникального представителя гидроавиации – самого большого в то время в мире летательного аппарата – экраноплана КМ (главный конструктор Р.Е. Алексеев). Также разрабатывались экранопланы «Орленок», «Лунь». ЦНИРТИ создало для обеспечения радиоэлектронной защиты этих объектов уникальный комплекс, в составе которого впервые находились буксируемые средства. После смерти конструктора Р.Е. Алексеева и министра обороны Д.Ф. Устинова, курировавшего экранопланы, все работы по их созданию были свернуты, свернутыми оказались и работы по радиоэлектронной защите. Был создан единственный экраноплан-ракетоносец «Лунь».

В 2005 году АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» была поручена разработка комплекса радиоэлектронного подавления (КРЭП) для индивидуальной и взаимной защиты самолетов-амфибий А-42, предназначенных для спасения экипажей гибнущих кораблей.

В разработке КРЭП для А-42 предусматривалось применение современных радиотехнических и оптико-электронных средств, позволяющих обнаруживать и создавать противодействие средствам ПВО в широком диапазоне частот (от инфракрасного до СВЧ), применение современных схемотехнических, технологических и конструктивных решений, а также применение новых видов помех. Однако ввиду финансовых трудностей заказчика разработка самолета-амфибии и БКО для него были приостановлены. Дальнейшим развитием этого направления явилось проектирование БКО для самолета-амфибии Бе-200, разработанного ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в рамках тендера, проводимого МО Индии на создание многоцелевых морских патрульных самолетов береговой охраны. Проектирование велось на базе разработки БКО для самолетов Ил-76. Работы по этому комплексу находятся на стадии летных межведомственных испытаний.

В основополагающих работах НИР «Проросток» и ОКР «Анчар-42» в институте впервые были созданы базовые цифровые станции активных помех, работающие в составе бортового радиоэлектронного комплекса самолета. Также были разработаны базовые устройства систем РЭБ: цифровая радиочастотная память (DRFM), переносчики частоты, быстродействующие синтезаторы, элементы АФАР.

На основе проведенных в институте НИР и ОКР было начато создание одноконтейнерной станции активных помех МСП-418К для защиты летательных аппаратов типа МиГ-29, в том числе палубных истребителей МиГ-29К, БЛА и др. Названная станция предназначена для установки на легкие летательные средства. В настоящее время доработанная станция проходит летные испытания.

Станция МСП-418К предназначена для индивидуальной защиты самолетов типа МиГ-29 путем создания активных шумовых (маскирующих) и имитирующих помех радиоэлектронным средствам обнаружения и наведения противника. В результате ее работы за счет активных помех у противника создается иллюзия о наличии в воздухе множества целей. Это происходит за счет того, что интенсивность отметок ложных целей превосходит отметку от реальной и последняя на их фоне теряется. Причем ложные цели имеют различные скорости, дальности и координаты. Принцип действия названной станции основан на технологии DRFM, которая обеспечивает анализ радиоэлектронной обстановки, запоминание в цифровом виде сигналов РЭС противника и формирование на их основе движущихся по правдоподобной траектории имитирующих (ложных) помех (целей).

Станция радиоэлектронного противодействия МСП-418К способна сопровождать более четырех радиоэлектронных средств противника и излучать помехи, достаточные для противодействия. Время приведения аппаратуры в готовность после включения не превышает нескольких минут. Масса контейнера станции не превышает 160 кг. Питание аппаратуры станции осуществляется от бортовой сети самолета-носителя напряжением 27 В.

Решение проблемы создания широкополосного когерентного цифрового приемника-передатчика, работающего в реальном масштабе времени, позволит обеспечить защиту от широкого спектра современного и перспективного управляемого оружия.

На протяжении последних лет институт занимался также разработкой комплексной аппаратуры радиоэлектронной защиты, размещаемой на наземных средствах, предназначенных для полигонов, таких как комплекс для исследования и анализа радиоизлучений «Трильяж» и подвижной наземный помеховый комплекс «Геликон-М», смонтированные на шасси КамАЗов. В институте были созданы радиолокационные и радиотепловые измерительные комплексы «Дончанка» и «Егорьевец».

В институте были созданы и серийно выпускаются безэховые радиочастотные камеры. Радиочастотные камеры используются для построения диаграмм направленности излучения антенн, изучения электромагнитной совместимости и построения диаграмм ЭПР. Измерения могут проводиться как на полноразмерных объектах, включая самолеты, так и на уменьшенных моделях (с соответствующим уменьшением длины волны излучения радара). Радиочастотные безэховые камеры, использующие пирамидальные поглотители радиоволн из пористого материала, отчасти обладают свойствами акустических безэховых камер.

Названные измерительные приборы, комплексы и безэховая камера способны заменить в правильно поставленном эксперименте крупные и дорогостоящие полигонные системы и позволяют снизить время и стоимость проведения экспериментов и испытаний, необходимых для создания новой радиолокационной техники, в том числе и для палубных самолетов.

Схемы (макеты) названных комплексов представлены в экспозиции АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга».

Комплексы радиоэлектронной защиты, созданные в нашем институте, чаще малозаметны, но по своей эффективности, по влиянию на ход боевых действий их вклад может быть исключителен, что было не раз доказано в конфликтах последних десятилетий.

АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» готово к диалогу с предприятиями – создателями объектов современной гидроавиации, радиоэлектронного мониторинга и систем радиоэлектронной защиты.      




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer