Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Радиоэлектронные средства мониторинга и защиты гидроавиации


31 августа 2018 года Михаил Замарин, Владимир Солдатов, Николай Бодрихин, Независимое военное обозрение


6 сентября на территории испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта «Геленджик» открывается 12-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон-2018». АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», входящее в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», как один из ведущих разработчиков комплексов радиоэлектронной защиты, в том числе для самолетов ВМФ и палубных, регулярно участвует в этих выставках и конференциях.

Основная цель выставки – демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив ее развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Отличительная черта «Гидроавиасалона» – уникальная летная программа, в которой лучшие летчики России, прославившие национальную пилотажную школу, демонстрируют возможности авиатехники в небе над Геленджикской бухтой.

В рамках «Гидроависалона» регулярно проводится научная конференция, на которой рассматриваются проблемы применения гидроавиации в решении боевых, транспортных, противопожарных, спасательных, поисковых, экологических и других задач, а также вопросы разработки специальных комплексов и оборудования для морских летательных аппаратов.

В работе «Гидроавиасалона» традиционно принимают участие представители администрации президента РФ, правительственные структуры, министерства, ведущие предприятия авиационно-космической промышленности России и зарубежья, аккредитованные в России представители военных атташе, торговые представительства.

Начало созданию комплексов радиоэлектронной защиты было положено НИР «Исток», выполненной усилиями сотрудников Института вместе с Новосибирским НИАП, некоторыми другими НИИ и КБ (Казань, Омск, Москва) в середине 60-х годов. Посредством этой НИР были разработаны научные основы создания бортовых комплексов защиты или обороны (БКО) боевых самолетов различного назначения.

Было принято, что БКО должен включать в себя самолетную станцию помех (станция активных помех радиолокационного диапазона «Герань»), станцию предупреждения об облучении, теплопеленгатор, фиксирующий пуск атакующей ракеты, автомат отстрела пиропатронов, позволяющий нейтрализовать атакующие ракеты с тепловыми головками самонаведения (система отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей), информационный вычислитель – прибор управления комплексом (вычислительно-управляющее устройство «Неон-Ф»). БКО является системой с централизованным автоматизированным управлением.

Впоследствии эффективные БКО были созданы для бомбардировщиков Ту-22М2 и М3 – «Урал-М»; Ту-95 МС – «Метеор-Н»; Ту-142 МР – «Саяны-М»; Ту-160 – «Байкал-М»; для военно-транспортного самолета Ил-76 – «Алай-М»; для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 – «Кряж-М».

Ряд перечисленных выше самолетов, таких как Су-24М, Ту-22М3, Ту-142МР, состоит на вооружении ВМФ.

В 1970–1980-е годы осуществлялось проектирование и создание уникального представителя гидроавиации – самого большого в то время в мире летательного аппарата – экраноплана КМ (главный конструктор Р.Е. Алексеев). Также разрабатывались экранопланы «Орленок», «Лунь». ЦНИРТИ создало для обеспечения радиоэлектронной защиты этих объектов уникальный комплекс, в составе которого впервые находились буксируемые средства. После смерти конструктора Р.Е. Алексеева и министра обороны Д.Ф. Устинова, курировавшего экранопланы, все работы по их созданию были свернуты, свернутыми оказались и работы по радиоэлектронной защите. Был создан единственный экраноплан-ракетоносец «Лунь».

В 2005 году АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» была поручена разработка комплекса радиоэлектронного подавления (КРЭП) для индивидуальной и взаимной защиты самолетов-амфибий А-42, предназначенных для спасения экипажей гибнущих кораблей.

В разработке КРЭП для А-42 предусматривалось применение современных радиотехнических и оптико-электронных средств, позволяющих обнаруживать и создавать противодействие средствам ПВО в широком диапазоне частот (от инфракрасного до СВЧ), применение современных схемотехнических, технологических и конструктивных решений, а также применение новых видов помех. Однако ввиду финансовых трудностей заказчика разработка самолета-амфибии и БКО для него были приостановлены. Дальнейшим развитием этого направления явилось проектирование БКО для самолета-амфибии Бе-200, разработанного ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в рамках тендера, проводимого МО Индии на создание многоцелевых морских патрульных самолетов береговой охраны. Проектирование велось на базе разработки БКО для самолетов Ил-76. Работы по этому комплексу находятся на стадии летных межведомственных испытаний.

В основополагающих работах НИР «Проросток» и ОКР «Анчар-42» в институте впервые были созданы базовые цифровые станции активных помех, работающие в составе бортового радиоэлектронного комплекса самолета. Также были разработаны базовые устройства систем РЭБ: цифровая радиочастотная память (DRFM), переносчики частоты, быстродействующие синтезаторы, элементы АФАР.

На основе проведенных в институте НИР и ОКР было начато создание одноконтейнерной станции активных помех МСП-418К для защиты летательных аппаратов типа МиГ-29, в том числе палубных истребителей МиГ-29К, БЛА и др. Названная станция предназначена для установки на легкие летательные средства. В настоящее время доработанная станция проходит летные испытания.

Станция МСП-418К предназначена для индивидуальной защиты самолетов типа МиГ-29 путем создания активных шумовых (маскирующих) и имитирующих помех радиоэлектронным средствам обнаружения и наведения противника. В результате ее работы за счет активных помех у противника создается иллюзия о наличии в воздухе множества целей. Это происходит за счет того, что интенсивность отметок ложных целей превосходит отметку от реальной и последняя на их фоне теряется. Причем ложные цели имеют различные скорости, дальности и координаты. Принцип действия названной станции основан на технологии DRFM, которая обеспечивает анализ радиоэлектронной обстановки, запоминание в цифровом виде сигналов РЭС противника и формирование на их основе движущихся по правдоподобной траектории имитирующих (ложных) помех (целей).

Станция радиоэлектронного противодействия МСП-418К способна сопровождать более четырех радиоэлектронных средств противника и излучать помехи, достаточные для противодействия. Время приведения аппаратуры в готовность после включения не превышает нескольких минут. Масса контейнера станции не превышает 160 кг. Питание аппаратуры станции осуществляется от бортовой сети самолета-носителя напряжением 27 В.

Решение проблемы создания широкополосного когерентного цифрового приемника-передатчика, работающего в реальном масштабе времени, позволит обеспечить защиту от широкого спектра современного и перспективного управляемого оружия.

На протяжении последних лет институт занимался также разработкой комплексной аппаратуры радиоэлектронной защиты, размещаемой на наземных средствах, предназначенных для полигонов, таких как комплекс для исследования и анализа радиоизлучений «Трильяж» и подвижной наземный помеховый комплекс «Геликон-М», смонтированные на шасси КамАЗов. В институте были созданы радиолокационные и радиотепловые измерительные комплексы «Дончанка» и «Егорьевец».

В институте были созданы и серийно выпускаются безэховые радиочастотные камеры. Радиочастотные камеры используются для построения диаграмм направленности излучения антенн, изучения электромагнитной совместимости и построения диаграмм ЭПР. Измерения могут проводиться как на полноразмерных объектах, включая самолеты, так и на уменьшенных моделях (с соответствующим уменьшением длины волны излучения радара). Радиочастотные безэховые камеры, использующие пирамидальные поглотители радиоволн из пористого материала, отчасти обладают свойствами акустических безэховых камер.

Названные измерительные приборы, комплексы и безэховая камера способны заменить в правильно поставленном эксперименте крупные и дорогостоящие полигонные системы и позволяют снизить время и стоимость проведения экспериментов и испытаний, необходимых для создания новой радиолокационной техники, в том числе и для палубных самолетов.

Схемы (макеты) названных комплексов представлены в экспозиции АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга».

Комплексы радиоэлектронной защиты, созданные в нашем институте, чаще малозаметны, но по своей эффективности, по влиянию на ход боевых действий их вклад может быть исключителен, что было не раз доказано в конфликтах последних десятилетий.

АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» готово к диалогу с предприятиями – создателями объектов современной гидроавиации, радиоэлектронного мониторинга и систем радиоэлектронной защиты.      




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer