Как и прогнозировал «НГ» (см. номер от 30.07.18), закладка первого камня нового терминала в Иркутске, которая состоялась 19 августа, в День Воздушного флота, для собственников иркутского аэропорта – областных властей – не прошла бесследно. Напомним, еще в июле опрошенные эксперты на условиях анонимности отметили некоторые факты потенциального нарушения антимонопольного законодательства в действиях областных правительства, губернатора и Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, которые могут заключаться в принятии решений о привлечении партнеров для строительства и реконструкции аэропорта Иркутска без проведения конкурса. Такие решения могут заранее предоставлять определенным хозяйствующим субъектам, в роли которых выступили компании холдингов «Новапорт» и «Рампорт», доступ к информации о реализации инвестпроекта в приоритетном порядке, а также создавать для них преимущественные условия ведения бизнеса по сравнению с другими потенциальными инвесторами. Так, с «Новапортом» правительство Иркутской области создало АО «Иркутскаэроинвест» для разработки проекта нового терминала, а «Рампорт Безопасности» сдал в субаренду участок земли под строительство новой аэропортовой инфраструктуры.
И вот результат: Geonika LLP подала в Арбитражный суд Московской области иск к губернатору и правительству Иркутской области, говорится в картотеке суда. В заявлении истец просит признать решения и действия (бездействия) иркутских властей, а также вовлеченных в процесс бизнес-структур, в числе которых фигурирует АО «Новапорт Иркутск» (контролируется «Инфраструктурной корпорацией «АЕОН»), АО «Иркутскаэроинвест» (совместное предприятие «Корпорации развития Иркутской области» и «Новапорт Иркутск») и ООО «Рампорт Безопасность», зарегистрированное в городе Жуковском Московской области, незаконными.
Сумма иска составляет 650 млн руб., суть претензий пока не раскрывается. Иск подан 23 августа, а зарегистрирован в суде 28 августа, слушания по нему пока не назначены. По данным «СПАРК-Интерфакса», зарегистрированная в Лондоне Geonika LLP в РФ владеет миноритарной долей в московском ООО «Главподземстрой», которое занимается предоставлением финансовых услуг.
Удивительным образом в качестве соответчика не привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), представитель которого присутствовал на церемонии закладки камня нового терминала и начала строительства. Авиационное ведомство, как никто другой, должно блюсти инвестиционную чистоту и порядок при реализации инфраструктурных проектов такого масштаба, но на деле вышло наоборот. Стоит вспомнить, что в 2014 году во исполнение указа президента России между Министерством транспорта РФ, Росавиацией и правительством Иркутской области было подписано соглашение о сотрудничестве от 25 марта 2014 года № 10-38-05, предусматривающее реализацию комплекса мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры Иркутска. Уже в 2016 году к данному документу неожиданно было подготовлено дополнительное соглашение № 2, где в качестве инвестора было заявлено аффилированное с «Новапортом» лицо. Было ли такое соглашение впоследствии подписано всеми сторонами, «НГ» выяснить не удалось.
Однако подтверждение активного включения «Новапорта» Романа Троценко в проект в качестве инвестора выразилось в других фактах. «Новапорт» финансировал работы по созданию мемориала в память жертв политических репрессий в 1937–1940 годах: захоронения расположены рядом с авиаузлом, при возведении нового терминала необходимо обеспечить сохранение памятника. Тогда называлась сумма в размере 10 млн руб. Позже АО «Иркутскаэроинвест», созданное региональными властями и AEON Corporation Романа Троценко, занималось вопросами подготовки открытого конкурса по выбору инвестора для Международного аэропорта Иркутск. При этом холдинг «Новапорт» сам был заинтересован стать инвестором для воздушной гавани. Это стало поводом для вмешательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая в итоге сделала два предостережения региональному правительству и губернатору области Сергею Левченко о недопустимости передачи аэропорта инвестору на внеконкурсной основе.
Позже правительство региона сообщило, что инвестором для строительства нового терминала в действующем аэропорту Иркутска станет АО «Рампорт аэро» (управляет аэропортом Жуковский), подконтрольное литовской Avia Solutions Group. А в августе, как уже отмечалось, в аэропорту состоялась официальная церемония закладки первого камня в строительство нового терминала, который планируют построить к зиме 2020 года.
По всей видимости, этот первый камень и стал последней каплей для заинтересованных инвесторов, потерявших всякую надежду на открытый конкурс. Решив перевести дело в судебную плоскость, некоторые из них, очевидно, пытаются вернуть процесс в русло нормального, по западным стандартам, инвестиционного процесса на условиях понятности и предсказуемости. Но по всем признакам подобных дел, участников скандальной ситуации вокруг иркутского аэропорта может ждать не долгое разбирательство в арбитражных судах, а вполне определенная статья Уголовного кодекса о нарушении антимонопольного законодательства.
И вот результат: Geonika LLP подала в Арбитражный суд Московской области иск к губернатору и правительству Иркутской области, говорится в картотеке суда. В заявлении истец просит признать решения и действия (бездействия) иркутских властей, а также вовлеченных в процесс бизнес-структур, в числе которых фигурирует АО «Новапорт Иркутск» (контролируется «Инфраструктурной корпорацией «АЕОН»), АО «Иркутскаэроинвест» (совместное предприятие «Корпорации развития Иркутской области» и «Новапорт Иркутск») и ООО «Рампорт Безопасность», зарегистрированное в городе Жуковском Московской области, незаконными.
Сумма иска составляет 650 млн руб., суть претензий пока не раскрывается. Иск подан 23 августа, а зарегистрирован в суде 28 августа, слушания по нему пока не назначены. По данным «СПАРК-Интерфакса», зарегистрированная в Лондоне Geonika LLP в РФ владеет миноритарной долей в московском ООО «Главподземстрой», которое занимается предоставлением финансовых услуг.
Удивительным образом в качестве соответчика не привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), представитель которого присутствовал на церемонии закладки камня нового терминала и начала строительства. Авиационное ведомство, как никто другой, должно блюсти инвестиционную чистоту и порядок при реализации инфраструктурных проектов такого масштаба, но на деле вышло наоборот. Стоит вспомнить, что в 2014 году во исполнение указа президента России между Министерством транспорта РФ, Росавиацией и правительством Иркутской области было подписано соглашение о сотрудничестве от 25 марта 2014 года № 10-38-05, предусматривающее реализацию комплекса мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры Иркутска. Уже в 2016 году к данному документу неожиданно было подготовлено дополнительное соглашение № 2, где в качестве инвестора было заявлено аффилированное с «Новапортом» лицо. Было ли такое соглашение впоследствии подписано всеми сторонами, «НГ» выяснить не удалось.
Однако подтверждение активного включения «Новапорта» Романа Троценко в проект в качестве инвестора выразилось в других фактах. «Новапорт» финансировал работы по созданию мемориала в память жертв политических репрессий в 1937–1940 годах: захоронения расположены рядом с авиаузлом, при возведении нового терминала необходимо обеспечить сохранение памятника. Тогда называлась сумма в размере 10 млн руб. Позже АО «Иркутскаэроинвест», созданное региональными властями и AEON Corporation Романа Троценко, занималось вопросами подготовки открытого конкурса по выбору инвестора для Международного аэропорта Иркутск. При этом холдинг «Новапорт» сам был заинтересован стать инвестором для воздушной гавани. Это стало поводом для вмешательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая в итоге сделала два предостережения региональному правительству и губернатору области Сергею Левченко о недопустимости передачи аэропорта инвестору на внеконкурсной основе.
Позже правительство региона сообщило, что инвестором для строительства нового терминала в действующем аэропорту Иркутска станет АО «Рампорт аэро» (управляет аэропортом Жуковский), подконтрольное литовской Avia Solutions Group. А в августе, как уже отмечалось, в аэропорту состоялась официальная церемония закладки первого камня в строительство нового терминала, который планируют построить к зиме 2020 года.
По всей видимости, этот первый камень и стал последней каплей для заинтересованных инвесторов, потерявших всякую надежду на открытый конкурс. Решив перевести дело в судебную плоскость, некоторые из них, очевидно, пытаются вернуть процесс в русло нормального, по западным стандартам, инвестиционного процесса на условиях понятности и предсказуемости. Но по всем признакам подобных дел, участников скандальной ситуации вокруг иркутского аэропорта может ждать не долгое разбирательство в арбитражных судах, а вполне определенная статья Уголовного кодекса о нарушении антимонопольного законодательства.