Поверхностные воды занимают 12,4% территории России, а протяженность береговой линии страны, которую омывают 12 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов, превышает 37 тыс. км. По ресурсам водного стока Россия занимает второе место в мире. По территории страны протекает более 2,5 млн рек (!), общая протяженность которых – около 8 млн км. При этом, как указывают специалисты, обеспеченность нашей страны ресурсами подземного стока, почвенной влаги, полным речным стоком в пересчете на одного жителя в четыре раза превосходит среднемировой показатель.
Более того, Россия – это настоящий озерный край. По огромной территории страны разбросаны многочисленные озера, численность которых превышает 2,7 млн, а их совокупная площадь – без учета Каспийского моря – составляет более 350 тыс. кв. км. Среди озер, полностью находящихся на территории России – много уникальных, в первую очередь – озеро Байкал, самое глубокое в мире, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это крупнейшее по объему пресной воды озеро на планете. На озере насчитывается 27 островов, в Байкал впадают 336 рек, но вытекает лишь одна – Ангара. А в северо-западной части России находится еще одно уникальное озеро – Ладожское, самое крупное из европейских пресноводных озер. Озеро площадью около 17,7 тыс. кв. км, насчитывает более 600 островов, в него впадает 35 рек, а вытекает тоже одна – Нева. Столетия назад Ладога являлась частью знаменитого пути из варяг в греки, а в годы Великой Отечественной войны здесь проложили другой путь – Дорогу жизни, спасшую многие тысячи жителей осажденного Ленинграда. Плюс к тому на территории нашей страны расположено более 4 тыс. различных водохранилищ, совокупный объем которых составляет около 1 млн куб. м.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что гидроавиация, да и морская авиация вообще, стала одним из важнейших направлений развития авиационной промышленности в советское и постсоветское время. Это вполне естественное направление развития отечественной промышленности в целом. Равно естественно и то, что при наличии такого серьезного интереса к гидросамолетам, самолетам-амфибиям и экранопланам рано или поздно в нашей стране должно было возникнуть специализированное мероприятие – выставка, в рамках которой разработчики различной «водоплавающей» авиационной техники могли бы наглядно продемонстрировать достигнутые в данной области успехи, а также общими силами, в тесном взаимодействии с многочисленными заказчиками (эксплуатантами) и представителями экспертного сообщества определить перспективные направления развития гидроавиации и морской авиации в целом.
В конечном итоге в 1996 году в соответствии с распоряжением правительства РФ на свет появилась Международная выставка по гидроавиации, в рамках которой сразу же стала проводиться еще и международная научная конференция на эту тему. И вполне естественно, что местом проведения данного авиашоу была выбрана расположенная в Геленджике испытательно-экспериментальная база (гидробаза) Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Г.М. Бериева – лидера в области создания гидросамолетов и самолетов-амфибий.
Причем лидера не только в России, но и за ее пределами, поскольку сегодня вряд ли кто уже способен на равных конкурировать в данной сфере с нашими разработчиками.
«Геленджик-96», как называлась первая выставка, имел чрезвычайно большой успех, на основе чего был сделан дальновидный и правильный вывод о необходимости проведения гидроавиасалона на регулярной основе. И в этом году, с 6 по 9 сентября, в городе-курорте на черноморском побережье России проходит уже 12-я по счету международная выставка и научная конференция – «Гидроавиасалон-2018».
ЗАКОНОДАТЕЛИ МОД
Главным действующим лицом выставки, вне всяких сомнений, является Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Георгия Михайловича Бериева, входящий сегодня в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Именно его специалисты на протяжении многих десятилетий являются законодателями мод в области разработки и создания гидросамолетов и самолетов-амфибий различного назначения.
История организации, известной ныне как ПАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева», берет начало 1 октября 1934 года – эта дата была определена приказом № 44/260 по Главному управлению авиационной промышленности «крайним сроком» создания при авиационном заводе № 31 в Таганроге Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) со штатом 165 человек. Главным конструктором бюро был назначен Георгий Михайлович Бериев, сыгравший значительную роль в развитии отечественной гидроавиации.
Деятельность КБ сразу же началась с запуска в серийное производство оснащенного двигателем М-17 гидросамолета МБР-2, спроектированного под руководством Г.М. Бериева. Одновременно шла работа и над двухместным корабельным катапультируемым разведчиком – артиллерийским корректировщиком КОР-1. Причем МБР-2 получился настолько удачным для своего времени, что поступил на службу не только в советскую морскую авиацию, но и пополнил авиапарк различных гражданских ведомств (в общей сложности завод покинуло более 1300 машин нескольких модификаций). Кстати, именно на таком самолете летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко сумели установить шесть мировых рекордов (о боевой службе МБР-2 см. «Амбарчики» над Заполярьем», «НВО» от 27.04.18).
С окончанием Великой Отечественной войны для КБ наступила новая эпоха: в соответствии с постановлением Совмина СССР от 21 июня 1946 года на базе бюро создали Государственный союзный опытный завод № 49. Стране была позарез нужна мощная опытная база морского самолетостроения. Главным конструктором и директором завода, естественно, был назначен Георгий Бериев. А через два года, 2 июля 1948 года, состоялся первый полет нового, полностью, на «все сто», отечественного гидросамолета Бе-6, оснащенного моторами АШ-73. На вооружение был принят вариант Бе-6М (но под обозначением Бе-6) с пятью 23-мм авиационными пушками НР-23. Кроме того, на внешней подвеске под крылом он мог нести бомбы, торпеды и морские мины общим весом до 4400 кг. Серия из 123 машин была построена на заводе № 86 в Таганроге.
С началом эры реактивной авиации специалисты «бериевского» КБ активно приступают к работам в этом новом и многообещающем направлении. И вот 20 июня 1956 года в Геленджике в воздух поднимается красавец гидросамолет Бе-10 – морской разведчик-торпедоносец. А 18 октября 1960 года начинаются заводские летные испытания нового турбовинтового противолодочного самолета-амфибии Бе-12 – самой крупной на тот момент амфибии в мире. Вес боевой нагрузки Бе-12 – около 3 тонн (глубинные бомбы, торпеды, мины, радиогидроакустические буи).
Бе-12 успел отличиться и на ниве рекордов – с 1964 по 1981 год на нем было установлено 42 мировых рекорда в своем классе. А модификация Бе-12СК могла нести на борту атомную глубинную бомбу СК-1 «Скальп» – беспощадную убийцу вражеских субмарин. Более полувека Бе-12 служат на флоте, а смены ему пока так и нет. Более подробно о данной машине рассказывалось в одном из недавних номеров «НВО» («Самолет-амфибия Бе-12 еще послужит», «НВО» от 27.07.18).
В 1968 году на посту главного конструктора и руководителя предприятия Г. Бериева сменил Алексей Кириллович Константинов. Примерно в то же время бюро поручили создать экспериментальный самолет-амфибию вертикального взлета и посадки ВВА-14 – машину, словно сошедшую со страниц какого-нибудь научно-фантастического произведения. По замыслу проектировавшего его Роберта Людвиговича Бартини, ВВА-14 должен был взлетать и садиться на сушу и воду практически без ограничений по климатическим или географическим условиям. В первый полет опытная машина поднялась 4 сентября 1972 года. Затем по причине отсутствия подъемных двигателей самолет-амфибия был дооборудован поддувными двигателями, аналогичными маршевым, установленными в носовой части фюзеляжа, с устройством отклонения струй под центроплан. Данная машина получила обозначение 14М1П и проходила испытания вплоть до 1976 года.
В середине 70-х годов прошлого века начались исследовательские работы и по большому противолодочному самолету-амфибии А-40 «Альбатрос», хотя в полную силу работа закипела уже только в 1983 году – именно тогда вышло наконец-таки соответствующее решение Военно-промышленной комиссии. «Альбатрос» предназначался для борьбы с ПЛ и НК противника в акваториях прибрежных морей и на просторах Мирового океана – в границах так называемой средней океанской зоны. С сухопутного аэродрома стальной «Альбатрос» поднялся в декабре 1986 года, а с воды – в ноябре 1987 года. А-40 до сих пор остается самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире, обладающим к тому же уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. На нем установлено около полутора сотен мировых рекордов (более подробно см. «Прерванный полет «Альбатроса», «НВО» от 29.06.18).
В 1989 году руководивший тогда предприятием А.К. Константинов решил создавать конверсионную, уменьшенную, копию «Альбатроса» – многоцелевой самолет-амфибию для тушения лесных пожаров А-200, которая затем была переименована в Бе-200. На следующий год А.К. Константинова сменил новый директор, Геннадий Сергеевич Панатов, принявший решение воплотить многообещающий проект в металле. В том же году был выполнен эскизный проект самолета – с двумя турбореактивными двигателями Д-436ТП. Производство новой машины было налажено на Иркутском авиационном производственном объединении, причем для ускорения процесса запуска Бе-200 в серию опытные самолеты решили строить по серийной технологии.
Первая «двухсотка», построенная в противопожарном варианте, впервые поднялась в воздух 24 сентября 1998 года. Произошло это в Иркутске, командиром экипажа был летчик-испытатель Константин Валерьевич Бабич. Он же 10 сентября 1999 года впервые поднимал Бе-200 с воды – но уже в Таганроге. С 2011 года серийное производство самолетов-амфибий Бе-200 перенесено из Иркутска в Таганрог (более подробно о Бе-200 см. «Самолет-амфибия из Таганрога», «НВО» от 20.04.18).
Свои новые разработки специалисты ТАНТК им. Г.М. Бериева, которым сегодня руководит Юрий Владимирович Грудинин, представят на нынешнем «Гидроавиасалоне».
Обширная программа
Программа выставки традиционно разнообразна и насыщена различными мероприятиями: от научных конференций до демонстрационных полетов различных самолетов и вертолетов и показательных выступлений мастеров экстра-класса из пилотажных групп. Мероприятие пользуется популярностью и промышленности. Достаточно сказать, что количество участников выставки в этом году превысило 170, включая и такие крупные компании, как корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Объединенная авиастроительная и Объединенная судостроительная корпорации, ВПК «НПО машиностроения», Вертолеты России, ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга, концерн «Вега», холдинг «Технодинамика», компания «Швабе» и другие. Среди участников есть и компании из Белоруссии, Люксембурга, Израиля, Италии, США и Франции.
Традиционно зрелищной обещает быть летная программа.
«Лучшие летчики страны украсят небо Геленджикской бухты захватывающей демонстрацией уникальных возможностей гражданских и боевых воздушных судов, – подчеркивают организаторы мероприятия. – Только здесь, на выставочной площадке «Гидроавиасалон-2018», в непосредственной близости вы сможете увидеть спуски на воду и завораживающие выходы на берег летающих лодок и самолетов-амфибий».
Звездами нынешнего гидроавиасалона станут самолет-амфибия Бе-200ЧС, который «филигранно выполнит виражи и проходы на минимальной и максимальной скоростях, осуществит посадку на воду, чтобы там, на глиссировании, набрать в водобаки 12 т воды и сбросить на точку, имитирующую место пожара, а кульминацией выступления станет сброс воды в виде российского флага», а также уникальная летающая лаборатория Ил-114ЛЛ, созданная компанией «Радар ммс» совместно с Авиационным комплексом Ильюшина по заказу ВМФ РФ для отработки и испытаний широкого класса бортовых радиоэлектронных систем.
Ну а более широкому кругу посетителей мероприятия доставит удовольствие доставит наблюдать за зрелищным пилотажем летчиков авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» и пилотажной группы «Первый полет» – первой в стране профессиональной пилотажной группы на поршневых самолетах, летающей на шести самолетах Як-52 и Як-54 в желто-красной окраске.
Причем особо отметим, что «Гидроавиасалон» – не просто выставка, а имеющее насыщенную деловую и научную программу весьма представительное и серьезное мероприятие. В рамках конференций и круглых столов здесь регулярно обсуждаются важнейшие проблемы морского авиастроения. Так, в 12-й раз пройдет Международная научная конференция по амфибийной и безаэродромной авиации, которая будет включать в себя пленарное заседание и работу в шести секциях. Кроме того, в дни работы «Гидроавиасалона» состоится III Международная научно-техническая конференция «Коррозия, старение и биостойкость материалов в морском климате», в рамках которой запланировано проведение пленарного заседания и двух тематический секций.
«Шире на вопросы развития авиационной промышленности взглянут участники открытого диалога с руководством отрасли, в ходе которого будет представлен доклад Минпромторга о текущей ситуации и стоящих задачах, а также будут даны ответы на актуальные вопросы, – указывают организаторы выставки. – Проблеме создания беспилотных авиационных систем и их компонентов будут посвящены две панельные дискуссии и две конференции, состоятся презентации и круглые столы. Также в рамках совместного выездного заседания комитетов Госдумы пройдет обсуждение вопросов формирования нормативно-правовой базы применения беспилотников».
Запланировано также проведение пленарного заседания «Искусственный интеллект в промышленности», панельной сессии «Цифровая трансформация промышленных предприятий», круглого стола «Цифровизация в авиастроении», панельной дискуссии «Национальная цифровая платформа сервисов для промышленности» и ряда прикладных мероприятий. А вопросы возрождения скоростного флота затронут на круглом столе, организатором которого выступит Крыловский государственный научный центр.
Особо следует отметить, что, принимая во внимание существенное увеличение количества мероприятий деловой программы, а также числа их участников, оператором выставки проведена работа по подготовке необходимой инфраструктуры: впервые посетителей примет конгресс-центр, в котором предусмотрены зал пленарных заседаний и шесть залов панельных дискуссий.
В целом можно с уверенностью сказать, что «Гидроавиасалон», значительная часть истории которого пришлась на непростые годы существования нашего государства, сумел прочно занять отдельную и весьма значимую нишу в мире международных выставок авиационно-космической тематики. Будем надеяться, что и нынешние непростые времена пролетят мимо него, словно брызги от стремительно проносящегося по водной глади Геленджикской бухты самолета-амфибии Бе-200.