Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авианесущие загадки: что обещают чиновники


24 августа 2018 года Илья Крамник, Известия


Два почти синхронно сделанных заявления могут пролить свет на будущее авианесущих кораблей в составе ВМФ России. Сначала со своей точкой зрения выступил глава Минпромторга Денис Мантуров, затем — вице-премьер Юрий Борисов. Портал iz.ru изучает вопрос и вспоминает его историю.

Хронологически первым стал Денис Мантуров. «В чистом виде строительство вертолетоносцев для ВМФ России не планируется. Отмечу, что программа кораблестроения предусматривает строительство универсальных десантных кораблей, десантно-высадочные средства которых (вертолетное крыло, десантные катера и плавающие бронетанковые средства) планируется разместить внутри корабельного корпуса и на его палубе», — сказал он в понедельник, 20 августа.

Во вторник, 21 августа, по смежной теме высказался Юрий Борисов. Куратор оборонки заявил, что Министерство обороны прорабатывает концепцию нового типа самолета вертикального взлета. По словам Борисова, работы идут с 2017 года и должны занять 7–10 лет.

Ранее Борисов уже высказывался на эту тему, будучи еще в ранге заместителя министра обороны по вооружениям. «У нас на конец госпрограммы вооружений (2018–2025) запланирована закладка авианесущего крейсера. Думаю, что тогда возникнет необходимость разработки нового палубного самолета, возможно, вертикального взлета», — сообщил он летом 2017 года в ходе совместной пресс-конференции с генеральным директором «Ростеха» Сергеем Чемезовым и главой «Вертолетов России» Андреем Богинским.

Еще раньше, в мае 2017 года, Борисов сообщил о планах строительства универсальных десантных кораблей. При этом летом 2018 года замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщил, что строительство такого корабля должно начаться «после 2020 года».

Промежуточный вариант

Попробуем сложить услышанное в единую и непротиворечивую картинку. Наиболее просто понять заявление Дениса Мантурова. Глава Минпромторга фактически сработал в роли «капитана Очевидность», сообщив, что вертолетоносцы «сами по себе» в России строить не планируют. В целом это было ясно давно: эпоха «чистых» вертолетоносцев, начавшаяся в 1950-х с перестройкой в США и Англии авианосцев времен войны, была, по сути, очень недолгой. Уже в 1970-е годы начинается строительство всё более универсальных кораблей. Десантные вертолетоносцы делятся на две основные ветви: ДВКД — десантные вертолетоносные корабли-доки, для которых основным средством высадки являются катера, а вспомогательным — вертолетная группа, и УДК — универсальные десантные корабли, отличающиеся более многочисленной авиагруппой, включающей опционально и самолеты вертикального взлета.

СССР в 1960-х годах построил два вертолетоносца — противолодочных крейсера проекта 1123, затем перейдя к строительству тяжелых авианесущих крейсеров семейства 1143, объединявших вооружение ракетного крейсера и авиагруппу, включавшую самолеты вертикального взлета и противолодочные вертолеты.

В дальнейшем советский флот должен был получить авианосцы с самолетами обычного взлета и посадки и универсальные десантные корабли, однако до этого дело не дошло: «Адмирал Кузнецов» стал единственным советским (российским) авианосцем, способным нести обычные самолеты, а УДК проекта 11780 так и не были заложены до распада страны в 1991 году.

В дальнейшем при разговорах о российских авианесущих кораблях речь шла в первую очередь именно о возобновлении строительства авианосцев как таковых, однако во второй половине 2000-х вновь заговорили о постройке универсальных десантных кораблей, причем в итоге решили воспользоваться зарубежным опытом, заказав строительство двух УДК во Франции.

Построенные для ВМФ России корабли «Владивосток» и «Севастополь» не были переданы заказчику из-за событий 2014 года в Крыму и на востоке Украины, повлекших резкое ухудшение отношений России и Запада, но интерес флота к кораблям этого типа не исчез.

О разработке отечественной альтернативы «Мистралям» заговорили практически сразу же, в итоге речь пошла о двух основных вариантах: либо ДВКД по образцу нидерландского проекта «Роттердам»/«Ян де Витт», либо, собственно, УДК «авианосной» архитектуры, подобный «Мистралям», но, вероятно, более крупный и быстроходный.

Второй вариант можно было бы назвать промежуточным: с одной стороны, более дешевым, чем классический авианосец с полноценной авиагруппой, с другой — дающим обширные возможности проекции силы в дальних зарубежных операциях.

Чей самолет

Корабль такого типа для полноценной реализации своих возможностей нуждается в самолете вертикального взлета и посадки. Наиболее интересным в этой связи является вопрос о том, чей именно проект такого самолета будет использоваться.

Вариантов на самом деле очень немного. Приобретение американского F-35B выглядит фантастикой и для России, и для КНР, самостоятельная разработка подобной машины потребует длительного времени и не гарантирует успеха также в обеих странах, а создание такого самолета в Китае с учетом его обширной программы строительства экспедиционных сил, включая УДК, с опорой на имеющиеся российские наработки и технологии становится вполне перспективным решением.

Ориентировочно, потребности военно-морских сил народно-освободительной армии Китая в подобном самолете могут превысить 200–300 единиц с учетом необходимости комплектовать СВВП и авиакрылья десантных кораблей и островные базы там, где затруднена постройка аэродромов с длинными полосами.

ВМФ России, даже в самом лучшем случае, если для него будет построено четыре УДК, вполне обойдется вдвое-втрое меньшим количеством, и при этом основные затраты по реализации программы ложатся на КНР как на основного потенциального заказчика.

Какой проект может лечь в основу? На ум приходит, разумеется, незавершенная советская программа сверхзвукового СВВП Як-141, однако прошло уже три десятка лет, и ее прямой повтор вряд ли будет иметь смысл. В то же время заимствование ключевых технологий по обеспечению вертикального взлета в сочетании с опытом развития управления вектором тяги, создания малогабаритных эффективных радаров и прочего делает эту задачу решаемой.

Названные ранее сроки также начинают укладываться в некую единую систему. Создание СВВП, если оно действительно идет совместно с Китаем и началось в 2017 году, может привести к полету первого опытного экземпляра в 2022–2023 годах и запуску машины в серию во второй половине 2020-х. В случае если в России в 2021–2022 году начнется строительство УДК — ко времени его технической готовности будет готов и самолет.

Осталось дождаться новостей о программе перспективных морских вертолетов «Минога».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer