Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вижу цель


21 августа 2018 года Сергей Михайлов, Российская газета


Корректируемые авиабомбы давно перестали быть военно-технической экзотикой. Их применение позволяет резко повысить эффективность бомбовых ударов и свести до минимума число случайных жертв.

Наиболее известна в отечественных ВКС бомба КАБ-500. Она была принята на вооружение еще в 1975 году и продолжает совершенствоваться. Существует несколько ее модификаций.

КАБ-500Л оснащена лазерной флюгерной головкой самонаведения и наводится на цель по отраженному лазерному излучению системы лазерного целеуказания. Она способна поражать широкую номенклатуру наземных и надводных стационарных целей.

КАБ-500Кр оснащена телевизионно-корреляционной головкой самонаведения (ГСН). Телевизионные головки самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации о цели способны "запомнить" местонахождение цели и корректировать полет бомбы до встречи с целью, чем обеспечивается реализация принципа "сбросил - забыл". Такие ГСН позволяют поражать замаскированные цели при наличии ориентиров на местности и координат цели относительно этих ориентиров. Недостатком телевизионной головки наведения является зависимость от погодных условий и чувствительность к контрасту изображения.

На вооружение стали поступать и более современные авиабомбы КАБ-500С, выпуск которых начался уже в этом веке. Буква С означает наведение с помощью спутниковых систем. Она может применяться со всех типов существующих и перспективных отечественных бомбардировщиков и тяжелых истребителей.

Изделие КАБ-500С имеет корпус сложной формы, образованный несколькими цилиндрическими и коническими деталями. Так, головной обтекатель состоит из двух конических поверхностей, а центральная часть корпуса выполнена в виде цилиндра. Для обеспечения требуемых аэродинамических характеристик бомба получила набор плоскостей. На головном обтекателе крепятся Х-образные стабилизаторы, в хвосте - крылья с рулями. Размах крыла - 750 мм. Боевая часть оснащена контактным взрывателем с тремя видами замедления, что позволяет настраивать бомбу на взрыв непосредственно при контакте с целью или с некоторой задержкой, после проникновения внутрь объекта.

Бомба КАБ-500С получила новую систему управления, основным элементом которой является приемоиндикатор навигационных систем ПСН-2001. Он принимает сигналы спутниковых навигационных систем, обрабатывает поступающую информацию и выдает данные о необходимых поправках к траектории полета бомбы.

Отечественные авиабомбы привлекательны и по критерию "стоимость - эффективность", просты в изготовлении и неприхотливы в эксплуатации

Сообщалось, что изделие ПСН-2001 обеспечивает одновременный 24-канальный прием сигналов навигационных спутников. При этом предусмотрены три режима работы: прием сигналов только системы ГЛОНАСС, только системы GPS или параллельный прием сигналов обеих систем. Автоматика приемоиндикатора способна самостоятельно выбирать так называемое рабочее созвездие навигационной системы, обрабатывая все доступные сигналы спутников. При этом сигналы одной заранее выбранной системы имеют больший приоритет и принимаются в первую очередь. Заполнение оставшихся каналов производится за счет сигналов спутников другой системы.

Прием сигналов со спутников осуществляется через два независимых антенных входа, что позволяет сохранять уверенный прием при маневрировании самолета-носителя и после сброса. Предусмотрен автоматический контроль целостности сигнала и других параметров. Также автоматика способна самостоятельно обновлять альманахи систем ГЛОНАСС и GPS. Вся необходимая информация записывается в энергонезависимую память.

КАБ-500С применяется по принципу "сбросил - забыл". Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках в любое время суток и при любой погоде. КАБ-500С обеспечивает поражение целей, координаты которых заранее известны либо могут быть заданы с борта носителя в процессе подготовки к сбросу.

КАБ-500С применялись в Сирии. Например, сообщалось, что 9 октября 2015 года в Сирии бомбой КАБ-500С ВКС РФ уничтожены 200 боевиков и два командира одной из экстремистских группировок.

21 октября 2015 года в районе населенного пункта Сармин (Сирия) провинции Идлиб ударом корректируемых авиабомб КАБ-500С с истребителя-бомбардировщика Су-34 был нанесен точечный удар по подвалу одного из брошенных одиночных строений, уничтоживший данный объект со всем содержимым, данный объект использовался как место сбора главарей боевиков.

Новейшей корректируемой авиабомбой можно считать КАБ-250. Она проектировалась специально под самолет пятого поколения Су-57, который еще только предполагается принять на вооружение Воздушно-космических сил. Бомба отличается несколько необычной вытянутой формой корпуса. Это сделано, чтобы применять КАБ-250 из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Впрочем, предусмотрено применение с других самолетов - Су-32, Су-34 и Су-35 с внешней подвески.

В носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и ее координаты. Координаты могут быть известны заранее или определены самолетом-носителем перед применением оружия. После сброса за счет крыльев и имеющейся скорости бомба направляется к цели, корректируя траекторию при помощи рулей. На этом этапе управление осуществляется спутниковой системой наведения. На дальности 2-3 км включается головка самонаведения с заранее загруженным изображением цели. На сравнительно небольшом расстоянии от цели эта ГСН берет на себя управление бомбой и обеспечивает максимально точное поражение заданного объекта.

Помимо бомб, применяемых преимущественно по наземным целям, есть корректируемые авиабомбы, созданные специально для уничтожения надводных и даже подводных целей. Например, КАБ "Загон-1" в состоянии находить и ликвидировать подводные лодки противника на глубинах до 150 метров и волнении моря в шесть баллов. Данная бомба лучшим образом подходит для применения в заливах, фиордах, других районах, в которых применение другого управляемого вооружения затруднено. При применении против подводных целей сброс бомбы осуществляется на парашюте. В тот момент, когда бомба касается поверхности, она отделяется от него, погружается и движется к цели за счет гравитации, наличия системы управления движением и активной гидроакустической пеленгации подводных целей. По имеющейся информации, КАБ "Загон-1" унифицирована для применения с противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142МЭ, а также с вертолетов Ка-28.

Отечественные авиабомбы просты в изготовлении и неприхотливы в эксплуатации - не требуют специального технического обслуживания и контроля.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer