Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающая память: почему самолеты времён войны не нужны в России


21 августа 2018 года Александр Ермаков, Известия


Одной из самых приятных новостей августа 2018 года стало известие об успешном подъеме со дна озера в Мурманской области хорошо сохранившегося штурмовика Ил-2. Особая ценность находки в том, что планируется ее восстановление до летного состояния. Портал iz.ru изучил проблему сохранения и реставрации самолетов времен войны в России и на Западе.

Не последний полет

На дне штурмовик пролежал почти полные 75 лет, с 22 августа 1943 года. В тот день командир 3-й эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота Александр Иванович Каличев участвовал в ударе по немецкому аэродрому у поселка Луостари, неподалеку от норвежской границы. Несмотря на повреждение самолета огнем зенитной артиллерии (попадание 20 мм снаряда автоматической пушки в двигатель) летчик сумел перетянуть машину через линию фронта и совершил вынужденную посадку на воду озера Кулонга. В дальнейшем он успешно закончит войну и уволится из рядов вооруженных сил в 1955 году после четверти века службы. А его самолет так и остался в озере, пока его не нашли и не подняли поисковики фонда «Крылатая память Победы». Особую ценность находке придает то, что это самолет первой одноместной модификации, а не хрестоматийной двухместной, с кормовым стрелком.

Благодаря мягкой посадке на воду самолет хорошо сохранился — уцелели даже приборы в кабине и колеса шасси. После подъема самолет был частично разобран на воде — для облегчения подъема на берег и последующей транспортировки в Новосибирск, где начнется кропотливая работа по реставрации его до летного состояния. Этой уникальной в нашей стране деятельностью занимаются специалисты новосибирского предприятия «Авиареставрация» и фонда «Крылатая память Победы».

Первенцами в, к сожалению, пока относительно небольшом ряду восстановленных силами энтузиастов фонда самолетов стали три истребителя И-153 и шесть И-16, сделанных в середине 1990-х годов по заказу новозеландского коллекционера. Значительно облегчало работу то, что двигатель АШ-62 в дальнейшем с минимальными изменениями был установлен на пассажирских Ан-2 и, как следствие, не является редкостью.

С тех пор «новозеландские» И-153 и И-16 разошлись по миру, несколько вернулись на Родину. С МиГ-3 оказалось сложнее — в хорошей сохранности их двигателей не осталось и для них (и забегая несколько вперед — Ил-2) приходится использовать более распространенные американские Allison V1710. Следует однако отметить, что это не современные двигатели, а современники самолетов — двигатели этого семейства устанавливались, например, на «Аэрокобрах» или «Мустангах». Из трех восстановленных летнопригодных МиГов два находятся в России, один «уехал» в США.

За рубежом «живут» также все восстановленные до летного состояния истребители семейства Як-7/9/3. В общей сложности для зарубежных коллекционеров в 1990-е годы были восстановлены два десятка самолетов Як, и те из них, что летают — используют двигатели Allison. Музей авиации в Сиэтле гордится наличием в коллекции «единственного на Западе» Як-9У с родным двигателем ВК-107А, однако их машина, судя по всему, не в летном состоянии. В России, к сожалению, летающих истребителей Як нет, но хотелось бы отметить труд учеников и преподавателей Новосибирского технического колледжа им. А.И. Покрышкина, которые восстановили Як-9 для установки в качестве памятника.

Жемчужиной коллекции фонда «Крылатая память Победы» является двухместный Ил-2, один из двух летающих Ил-2 мире. Это второй «живой» штурмовик данного типа. Первый, восстановленный в 2011 году, также улетел в Штаты. На прошлогоднем МАКСе состоялась «премьера» Ил-2 широкой общероссийской публике. Самолет принимает участие в памятных мероприятиях, авиационных праздниках, а в апреле этого года своим ходом повторил путь, который три четверти века назад одолели его собратья — слетал (разумеется, с промежуточными посадками) до Берлина и обратно, на авиашоу ILA Berlin 2018, где стал звездой русской экспозиции. И теперь, если повезет, после кропотливого труда, в России будет два летных образца легендарного штурмовика.

Воплощение памяти

Два (три, считая «американца») — это много или мало? Смотря с чем сравнивать.

В 2016 году в США вновь поднялся в воздух второй тяжелый бомбардировщик B-29 с собственным именем Doc. Его «сестра» FiFi является уникальным примером поддержания столь сложной машины в летном состоянии практически со времен войны с пятнадцатилетним периодом прозябания на свалке (до 1971 года). Оба B-29 оснащены оригинальными (хотя местами собранными «с миру по нитке») двигателями.

А к примеру, в прошлом году, в честь 75-летнего юбилея знаменитого «рейда Дулиттла» (когда бомбардировщики B-25 «Митчелл», совершенно неприспособленные для палубного базирования, нанесли с авианосца «Хорнет» первый удар по Японии), в Национальный музей ВВС США прибыло 17 самолетов этой конструкции. Многие заметили, что 2012 году прибыло их 22 (в общей сложности в мире насчитывается не менее 40 B-25 в летном состоянии), но пикантность ситуации заключается в том, что в самом рейде 1942 года приняло участие всего 16 летательных аппаратов.

С истребителями ситуация во многом зависит от их послевоенной судьбы — так количество популярных на гражданке, в том числе в качестве гоночных, «Мустангов» в летном состоянии на апрель этого года оценивалось в мире в 173 (еще сорок в ремонте-реставрации позволяют надеяться на размен третьей сотни) машины, а «Корсаров» «всего» порядка сорока. Чуть больше полусотни «Спитфайров» и дюжина «Харрикейнов». Часть английских и американских истребителей имеют «родные» двигатели, хотя те же Rolls-Royce «Мерлин», на которых летали ранние «Спитфайры» и поздние «Мустанги», сами по себе являются большой ценностью.

Довольно грустно на этом фоне выглядит «скоро надеемся на три Ил-2», особенно если учесть, что наш штурмовик — самый крупносерийный боевой самолет в истории. Большая часть машин была либо потеряна в годы войны, либо списана по износу и боевым повреждениям — многие летчики меняли поврежденные штурмовики на новые не один и не два раза. В общей сложности войну пережили более 3 тыс. машин. Пережить мирное время им помешал процесс уничтожения техники, на которой Красная Армия выиграла войну. Он не имел себе равных. Причем если непосредственно после войны это можно объяснить экономической целесообразностью и тем, что для современников это «железо» не имело исторической ценности, то продолжение этого процесса десятилетиями трудно объяснить. Возможно сработал подход «чем меньше у музея фондов, тем меньше хлопот».

К примеру, герои сражений на Балтике и в Черном море — крейсеры проекта 26 «Киров» и «Ворошилов», награжденные орденами Красного Знамени, без зазрения совести были разделаны на металл во вполне сытые семидесятые годы прошлого столетия. Доходит до анекдотичного — советские эсминцы времен войны сохранили в качестве музейных экспонатов китайцы, которым передали несколько кораблей проектов 7/7У. Казалось бы, ситуация должна быть лучше с танками, но большинство застывших на постаментах это Т-34-85, в значительной части послевоенного выпуска, и нередко — зарубежного производства: чешского или польского. Реальных же Т-34-76, на которых Красная Армия и освободила от захватчиков страну, осталось совсем немного.

Вот и вышло, что в «Битве за Британию» Хэмилтона в 1969 году снялось десятки аутентичных или почти аутентичных («немцев» представляли в значительной части чешские и испанские лицензионные копии) самолетов, а в снятых в тоже время эпопеях Озерова, которые можно назвать самыми масштабными фильмами о Второй мировой, в роли советских истребителей выступали представляющие весьма печальное зрелище спортивные и учебные Zlin Z-526 и Як-18. 

На каждый советский самолет, восстановленный и оставшийся дома, приходится несколько улетевших за рубеж — и вполне справедливо, затраты же оплачивались иностранным коллекционером. И если тут можно говорить о желании кого-то собрать самолеты со всего мира, то уж никто не заставлял американцев наносить красные звезды допустим на B-25 (поставляемые по ленд-лизу «Митчеллы» служили у нас в Дальней авиации), а такой прецедент вполне себе летает.

Ну и главным доводом за сохранение исторических машин можно считать такой: ни для одной из стран Вторая мировая (или в данном случае — Великая Отечественная) не является столь важным историческим событием, как для России. Даже в СССР воинский подвиг народа постепенно вытеснил революцию в этом качестве, не говоря уже о современном российском государстве, старающемся событий 1917 года касаться по минимуму.

При этом отношение к истории остается весьма избирательным. Большой оптимизм внушает только инициатива общества, к плодам которой стоит отнести поисковое движение, волонтеров в музеях, реставраторов и, конечно, «Бессмертный полк». Будем надеяться, что и государственные институты решат, что сохранение и демонстрация потомкам настоящего оружия Победы может быть полезнее и поучительнее, чем например финансирование кинолент, порой спорных с патриотической и практически всегда — с исторической точки зрения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer