Терновый куст
В начале июля президент Владимир Путин на встрече с врио губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым заявил о необходимости развития «куста» сибирских аэропортов, включая красноярский, где каждому будет отведена своя стратегическая роль.
«Вам нужно отдельно тоже проработать этот вопрос с Минтрансом, имея в виду весь «куст» сибирский: Новосибирск, Омск, Красноярск, Кемерово, Иркутск... Все это нужно вместе с Минтрансом отработать: какую роль будет выполнять каждый из этих аэропортов, как будут распределяться потоки – и пассажирские, и грузовые», – сказал Владимир Путин.
Пока, кроме новосибирского Толмачево и красноярского Емельяново, сибирякам похвалиться нечем. В Кемерове только приступают к реконструкции терминала. За почти 55 млн руб. планируется реорганизация ряда зон аэровокзала и строительство двух лестнично-лифтовых блоков. А всего, по данным холдинга «Новапорт», куда входит кемеровский аэропорт, объем инвестиций до 2021 года составит 1,85 млрд руб.
Омский аэропорт Федоровка строится с 2013 года. Министерством промышленной политики Омской области с Внешэкономбанком был заключен контракт, который так и не был выполнен. Так еще и суд завершился не в пользу региона. Кассационная инстанция оставила требования министерства без удовлетворения и поддержала требования банка во взыскании с Минпромторга региона 62,4 млн руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Пока региональные власти пытаются наладить отношения с инвесторами и разобраться в стратегии развития аэропортового комплекса.
И если в Омске и Кемерове все вроде бы делается в рамках закона, то в Иркутске вообще полукриминальная ситуация. Федеральная антимонопольная служба России уже дважды официально предупредила и правительство области, и губернатора о недопустимости реализации проектов реконструкции действующего аэропорта и строительства нового с привлечением инвестора на внеконкурсной основе. Не далее как 16 июля ФАС опубликовала очередное заявление с упоминанием статей антимонопольного законодательства, за нарушение которых возможно уголовное наказание вплоть до лишения свободы.
В этом смысле губернатору Травникову особо не позавидуешь. Поручение президента «этим бумагам ноги приделать» может вылиться в непреодолимые сложности по реализации инфраструктурных проектов в ряде регионов. Особо остро ситуация оценивается «НГ» в Иркутске, где руководство региона не может выполнить не то что устное поручение, а целый указ президента, предписывающий создание государственно-частного партнерства и выбор инвестора через конкурсные процедуры.
Не все так плохо
Особняком в этой истории стоит международный аэропорт Красноярск. Это показательный пример, когда приобретенный на открытом конкурсе-аукционе компанией-инвестором менее через два года был возведен красавец терминал – один из самых больших в Сибири и на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс по площади. Новый пассажирский терминал международного аэропорта Красноярск стоимостью 5,9 млрд руб. был возведен в рекордные сроки и стал залогом развития авиационных перевозок восточной части страны. Сегодня динамика авиаперевозок красноярского авиаузла одна из самых высоких в отрасли – рост за первые полгода составил 19%. При этом растет транзитный пассажиропоток: в качестве промежуточной точки путешествия красноярский аэропорт выбрало 34 552 пассажиров, рост на 107% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Перевод деятельности аэропорта в новый терминал произошел в Красноярске за 1 день. В первые месяцы работы аэропорт подвергался критике со стороны привыкающих к новым реалиям пассажиров. Если в первые дни работы у гостей аэропорта могло возникнуть чувство незавершенности, то теперь новый терминал заработал на полную мощность и готов обеспечить рост пассажиропотока и запуск новых направлений, а гостям предложить качественный сервис. Работают сервисы, делающие путешествие комфортней, появляются удобные и разноплановые фуд-корты, залы повышенной комфортности, открываются новые торговые точки различного формата, обновляются выставочные пространства. Аэропорт стал доступным и удобным местом, где люди получают позитивный опыт путешествия.
По итогам первого полугодия пассажиропоток красноярского авиаузла показывает стабильный рост 22-й месяц подряд – за первые 6 месяцев было перевезено более 1,2 млн пассажиров. Основной рост пассажиропотока произошел за счет внутренних авиаперевозок и трансферных пассажиров. Пассажиры выбирают международный аэропорт Красноярск пунктом своего путешествия благодаря постоянному развитию маршрутной сети и привлечению новых перевозчиков.
Сегодня из Красноярска можно улететь по 58 направлениям, в том числе в 14 стран мира, воспользовавшись услугами 28 перевозчиков. С начала года было открыто 8 новых направлений. Часть рейсов пришлось отменить из-за отзыва сертификата у «Саратовских авиалиний», но аэропорт ведет активную работу с перевозчиками по запуску рейсов, и уже удалось восстановить выпавшие частоты.
В аэропорту разработана программа мотивации авиаперевозчиков. При открытии нового направления или дополнительного рейса предусмотрены специальные тарифы на обслуживание с предоставлением системы скидок. К 2020 году аэропорт планирует существенно расширить географию полетов, запустив прямые международные рейсы в города Азии и Европы.
Исключить Москву
На сегодняшний день более 40% авиационного пассажиропотока России проходит через аэропорты московского авиационного узла. Такая ситуация является существенным ограничением в развитии воздушных перевозок – пассажиры не имеют выбора и вынуждены летать с пересадкой, а авиакомпании, стремясь сохранить выгоду, не рискуют переносить базировку и рейсы в региональные аэропорты.
Создание авиационных хабов в регионах планируется включить в план развития транспортной инфраструктуры страны до 2024 года. Президент России поручил рассмотреть возможность увеличения межрегиональных перелетов, минуя Москву путем развития комплекса сибирских аэропортов, расположенных в Новосибирске, Омске, Красноярске, Кемерове и Иркутске. О планах создать сеть региональных хабов заявил и национальный перевозчик – авиакомпания «Аэрофлот». Такой подход даст пассажирам большую свободу перемещения, а авиакомпаниям позволит оптимизировать операционные издержки за счет переноса части производственной деятельности в регионы.
Красноярский аэропорт претендует на роль основного регионального хаба благодаря своему удачному расположению и развитой инфраструктуре. Эти условия позволяют построить оптимальную маршрутную сеть, охватывающую все регионы и ближнее зарубежье, используя среднемагистральный флот. Взлетно-посадочная полоса аэропорта Красноярск позволяет принимать все типы воздушных судов, а с вводом нового терминала аэропорт только начал цикл обновления инфраструктуры.
Очередной этап развития Емельянова – ввод нового перрона, запуск в эксплуатацию всех без исключения телетрапов и начало обслуживания международных воздушных линий через новый терминал. В дни проведения зимней Универсиады 2019 года аэропорт станет главным местом встречи участников соревнований, поэтому эти задачи можно отнести к разряду стратегических для страны проектов.
Заказчиком реконструкции выступает краевое государственное предприятие «Центр транспортной логистики». Сегодня на объекте завершены земляные работы, смонтированы коммуникации, ведется устройство финишного покрытия – марочного бетона. После прохождения испытаний и ввода в эксплуатацию обновленного перрона будет обеспечена возможность использования еще четырех телескопических трапов. Работы на объекте планируется завершить до конца лета текущего года.
Работы по перевооружению воздушного пункта пропуска ведутся по заказу ФГКУ «Росгранстрой». В настоящее время осуществляется монтаж оборудования и коммуникаций, специальных средств связи и досмотра, оформление документов. Работы планируется завершить до конца осени 2018 года.
Рост пассажиропотока, который аэропорт сохраняет уже 22-й месяц подряд, станет испытанием и для аэродромной инфраструктуры. Взлетная полоса аэропорта позволяет осуществлять до 12 взлетно-посадочных операций в час. Учитывая возможность нового терминала принимать до 5 млн пассажиров в год, становится очевидной необходимость повышения пропускной способности ВВП.
После визита президента России в Красноярск было дано поручение правительству рассмотреть этот вопрос. Результатом стало включение проекта строительства магистральной рулежной дорожки (МРД) аэропорта Красноярск в госпрограмму «Развитие транспортной системы».
Согласно проекту, который уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы, планируется удлинение МРД, что позволит увеличить пропускную способность ВПП до 27–30 взлетно-посадочных операций в час. Реконструкция магистральной рулежной дорожки стоимостью более 1,7 млрд руб. может быть выполнена за 17 месяцев. Сейчас идет работа по определению источника финансирования, в качестве которого может выступить федеральный бюджет.
Было – станет
После ввода в эксплуатацию нового пассажирского терминала и перевода основной деятельности из бывшего здания аэровокзала возникла необходимость в его обновлении. С целью развития аэропорта Красноярск будет проведен капитальный ремонт сооружения. Концепция обновления предполагает приведение внешнего облика здания к единому архитектурному стилю с новым пассажирским терминалом. Новый комплекс будет использоваться для обслуживания пассажиров организованных групп: официальных делегаций, деятелей культуры, спортсменов и бизнеса. Это позволит обеспечить в аэропорту Красноярск встречу на самом высоком уровне и предложить широкий спектр дополнительных услуг.
Работы по проекту будут проводиться в два этапа. На первом – до марта 2019 года – планируется завершить изменение первого и цокольного этажей, где разместятся залы спецобслуживания пассажиров и деловая зона. На втором этапе – до октября 2019 года – планируется ввод в эксплуатацию отеля на втором этаже здания. Общая площадь терминала составит 8400 кв. м. Сумма инвестиций в проект – более 800 млн руб.
Одним из самых амбициозных проектов, который в планах аэропорта значится уже не первое десятилетие, но до сих пор не утратил своей актуальности – создание международного логистического хаба. Сейчас ведется активная работа по выбору партнеров по различным направлениям сотрудничества, готовится законодательная база. Одним из важных факторов эффективности станет создание на базе красноярского аэропорта особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
В рамках реализации данного проекта на территории аэропорта планируется развитие логистических и производственных функций: строительство складских комплексов, запуск мультимодальных моделей перевозок, появление предприятий, ориентированных на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Менеджмент аэропорта видит в этом большие перспективы не только для аэропорта, но и для всего региона. За счет мультипликативного эффекта краевая промышленность может получить серьезный стимул.
В начале июля президент Владимир Путин на встрече с врио губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым заявил о необходимости развития «куста» сибирских аэропортов, включая красноярский, где каждому будет отведена своя стратегическая роль.
«Вам нужно отдельно тоже проработать этот вопрос с Минтрансом, имея в виду весь «куст» сибирский: Новосибирск, Омск, Красноярск, Кемерово, Иркутск... Все это нужно вместе с Минтрансом отработать: какую роль будет выполнять каждый из этих аэропортов, как будут распределяться потоки – и пассажирские, и грузовые», – сказал Владимир Путин.
Пока, кроме новосибирского Толмачево и красноярского Емельяново, сибирякам похвалиться нечем. В Кемерове только приступают к реконструкции терминала. За почти 55 млн руб. планируется реорганизация ряда зон аэровокзала и строительство двух лестнично-лифтовых блоков. А всего, по данным холдинга «Новапорт», куда входит кемеровский аэропорт, объем инвестиций до 2021 года составит 1,85 млрд руб.
Омский аэропорт Федоровка строится с 2013 года. Министерством промышленной политики Омской области с Внешэкономбанком был заключен контракт, который так и не был выполнен. Так еще и суд завершился не в пользу региона. Кассационная инстанция оставила требования министерства без удовлетворения и поддержала требования банка во взыскании с Минпромторга региона 62,4 млн руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Пока региональные власти пытаются наладить отношения с инвесторами и разобраться в стратегии развития аэропортового комплекса.
И если в Омске и Кемерове все вроде бы делается в рамках закона, то в Иркутске вообще полукриминальная ситуация. Федеральная антимонопольная служба России уже дважды официально предупредила и правительство области, и губернатора о недопустимости реализации проектов реконструкции действующего аэропорта и строительства нового с привлечением инвестора на внеконкурсной основе. Не далее как 16 июля ФАС опубликовала очередное заявление с упоминанием статей антимонопольного законодательства, за нарушение которых возможно уголовное наказание вплоть до лишения свободы.
В этом смысле губернатору Травникову особо не позавидуешь. Поручение президента «этим бумагам ноги приделать» может вылиться в непреодолимые сложности по реализации инфраструктурных проектов в ряде регионов. Особо остро ситуация оценивается «НГ» в Иркутске, где руководство региона не может выполнить не то что устное поручение, а целый указ президента, предписывающий создание государственно-частного партнерства и выбор инвестора через конкурсные процедуры.
Не все так плохо
Особняком в этой истории стоит международный аэропорт Красноярск. Это показательный пример, когда приобретенный на открытом конкурсе-аукционе компанией-инвестором менее через два года был возведен красавец терминал – один из самых больших в Сибири и на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс по площади. Новый пассажирский терминал международного аэропорта Красноярск стоимостью 5,9 млрд руб. был возведен в рекордные сроки и стал залогом развития авиационных перевозок восточной части страны. Сегодня динамика авиаперевозок красноярского авиаузла одна из самых высоких в отрасли – рост за первые полгода составил 19%. При этом растет транзитный пассажиропоток: в качестве промежуточной точки путешествия красноярский аэропорт выбрало 34 552 пассажиров, рост на 107% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Перевод деятельности аэропорта в новый терминал произошел в Красноярске за 1 день. В первые месяцы работы аэропорт подвергался критике со стороны привыкающих к новым реалиям пассажиров. Если в первые дни работы у гостей аэропорта могло возникнуть чувство незавершенности, то теперь новый терминал заработал на полную мощность и готов обеспечить рост пассажиропотока и запуск новых направлений, а гостям предложить качественный сервис. Работают сервисы, делающие путешествие комфортней, появляются удобные и разноплановые фуд-корты, залы повышенной комфортности, открываются новые торговые точки различного формата, обновляются выставочные пространства. Аэропорт стал доступным и удобным местом, где люди получают позитивный опыт путешествия.
По итогам первого полугодия пассажиропоток красноярского авиаузла показывает стабильный рост 22-й месяц подряд – за первые 6 месяцев было перевезено более 1,2 млн пассажиров. Основной рост пассажиропотока произошел за счет внутренних авиаперевозок и трансферных пассажиров. Пассажиры выбирают международный аэропорт Красноярск пунктом своего путешествия благодаря постоянному развитию маршрутной сети и привлечению новых перевозчиков.
Сегодня из Красноярска можно улететь по 58 направлениям, в том числе в 14 стран мира, воспользовавшись услугами 28 перевозчиков. С начала года было открыто 8 новых направлений. Часть рейсов пришлось отменить из-за отзыва сертификата у «Саратовских авиалиний», но аэропорт ведет активную работу с перевозчиками по запуску рейсов, и уже удалось восстановить выпавшие частоты.
В аэропорту разработана программа мотивации авиаперевозчиков. При открытии нового направления или дополнительного рейса предусмотрены специальные тарифы на обслуживание с предоставлением системы скидок. К 2020 году аэропорт планирует существенно расширить географию полетов, запустив прямые международные рейсы в города Азии и Европы.
Исключить Москву
На сегодняшний день более 40% авиационного пассажиропотока России проходит через аэропорты московского авиационного узла. Такая ситуация является существенным ограничением в развитии воздушных перевозок – пассажиры не имеют выбора и вынуждены летать с пересадкой, а авиакомпании, стремясь сохранить выгоду, не рискуют переносить базировку и рейсы в региональные аэропорты.
Создание авиационных хабов в регионах планируется включить в план развития транспортной инфраструктуры страны до 2024 года. Президент России поручил рассмотреть возможность увеличения межрегиональных перелетов, минуя Москву путем развития комплекса сибирских аэропортов, расположенных в Новосибирске, Омске, Красноярске, Кемерове и Иркутске. О планах создать сеть региональных хабов заявил и национальный перевозчик – авиакомпания «Аэрофлот». Такой подход даст пассажирам большую свободу перемещения, а авиакомпаниям позволит оптимизировать операционные издержки за счет переноса части производственной деятельности в регионы.
Красноярский аэропорт претендует на роль основного регионального хаба благодаря своему удачному расположению и развитой инфраструктуре. Эти условия позволяют построить оптимальную маршрутную сеть, охватывающую все регионы и ближнее зарубежье, используя среднемагистральный флот. Взлетно-посадочная полоса аэропорта Красноярск позволяет принимать все типы воздушных судов, а с вводом нового терминала аэропорт только начал цикл обновления инфраструктуры.
Очередной этап развития Емельянова – ввод нового перрона, запуск в эксплуатацию всех без исключения телетрапов и начало обслуживания международных воздушных линий через новый терминал. В дни проведения зимней Универсиады 2019 года аэропорт станет главным местом встречи участников соревнований, поэтому эти задачи можно отнести к разряду стратегических для страны проектов.
Заказчиком реконструкции выступает краевое государственное предприятие «Центр транспортной логистики». Сегодня на объекте завершены земляные работы, смонтированы коммуникации, ведется устройство финишного покрытия – марочного бетона. После прохождения испытаний и ввода в эксплуатацию обновленного перрона будет обеспечена возможность использования еще четырех телескопических трапов. Работы на объекте планируется завершить до конца лета текущего года.
Работы по перевооружению воздушного пункта пропуска ведутся по заказу ФГКУ «Росгранстрой». В настоящее время осуществляется монтаж оборудования и коммуникаций, специальных средств связи и досмотра, оформление документов. Работы планируется завершить до конца осени 2018 года.
Рост пассажиропотока, который аэропорт сохраняет уже 22-й месяц подряд, станет испытанием и для аэродромной инфраструктуры. Взлетная полоса аэропорта позволяет осуществлять до 12 взлетно-посадочных операций в час. Учитывая возможность нового терминала принимать до 5 млн пассажиров в год, становится очевидной необходимость повышения пропускной способности ВВП.
После визита президента России в Красноярск было дано поручение правительству рассмотреть этот вопрос. Результатом стало включение проекта строительства магистральной рулежной дорожки (МРД) аэропорта Красноярск в госпрограмму «Развитие транспортной системы».
Согласно проекту, который уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы, планируется удлинение МРД, что позволит увеличить пропускную способность ВПП до 27–30 взлетно-посадочных операций в час. Реконструкция магистральной рулежной дорожки стоимостью более 1,7 млрд руб. может быть выполнена за 17 месяцев. Сейчас идет работа по определению источника финансирования, в качестве которого может выступить федеральный бюджет.
Было – станет
После ввода в эксплуатацию нового пассажирского терминала и перевода основной деятельности из бывшего здания аэровокзала возникла необходимость в его обновлении. С целью развития аэропорта Красноярск будет проведен капитальный ремонт сооружения. Концепция обновления предполагает приведение внешнего облика здания к единому архитектурному стилю с новым пассажирским терминалом. Новый комплекс будет использоваться для обслуживания пассажиров организованных групп: официальных делегаций, деятелей культуры, спортсменов и бизнеса. Это позволит обеспечить в аэропорту Красноярск встречу на самом высоком уровне и предложить широкий спектр дополнительных услуг.
Работы по проекту будут проводиться в два этапа. На первом – до марта 2019 года – планируется завершить изменение первого и цокольного этажей, где разместятся залы спецобслуживания пассажиров и деловая зона. На втором этапе – до октября 2019 года – планируется ввод в эксплуатацию отеля на втором этаже здания. Общая площадь терминала составит 8400 кв. м. Сумма инвестиций в проект – более 800 млн руб.
Одним из самых амбициозных проектов, который в планах аэропорта значится уже не первое десятилетие, но до сих пор не утратил своей актуальности – создание международного логистического хаба. Сейчас ведется активная работа по выбору партнеров по различным направлениям сотрудничества, готовится законодательная база. Одним из важных факторов эффективности станет создание на базе красноярского аэропорта особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
В рамках реализации данного проекта на территории аэропорта планируется развитие логистических и производственных функций: строительство складских комплексов, запуск мультимодальных моделей перевозок, появление предприятий, ориентированных на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Менеджмент аэропорта видит в этом большие перспективы не только для аэропорта, но и для всего региона. За счет мультипликативного эффекта краевая промышленность может получить серьезный стимул.
Появление международного сортировочного центра товаров электронной торговли позволит сократить сроки доставки товаров для жителей Красноярского края, а также соседних регионов. Реализация проекта обеспечит приток инвестиций в экономику региона, появление новых рабочих мест, развитие прилегающих территорий.
Аэропорт Красноярска ведет активные переговоры с ключевыми грузовыми перевозчиками по использованию авиаузла в качестве транзитной точки на маршрутах из стран Юго-Восточной Азии в Европу и Северную Америку. С начала года в Емельяново удалось привлечь двух крупных игроков авиакомпании AirBridgeCargo и CargoLogicAir, благодаря чему аэропорт планирует увеличить грузопоток более чем на 87%.
Спортивный Красноярск
Футбольный клуб Красноярска начал выступления в высшем футбольном дивизионе России – РФПЛ. Красноярские болельщики с начала следующего года, когда будет введен в эксплуатацию обновленный стадион, увидят на своей земле звезд российского футбола. А уже через 7 месяцев Красноярск примет зимнюю Универсиаду 2019 года. К этому времени все инфраструктурные объекты должны работать безукоризненно. Аэропорт первым встретит гостей и должен гарантировать бесперебойную работу в условиях резко возросшего трафика. Для этого будет использован олимпийский опыт международного аэропорта Сочи – все системы должны быть защищены и зарезервированы. Это значит, что для каждой нестандартной ситуации будет составлен подробный план действий и источников ресурсов. Аэропорт будет иметь резерв по всем направлениям – от людей до аэродромной техники. В ближайшее время планируется приступить к тренировкам служб и подразделений аэропорта.
Такой подход позволит исключить задержку производственной деятельности и гарантировать обслуживание гостей соревнований на самом высоком уровне, чтобы уже с первых минут нахождения на красноярской земле формировалось положительное впечатление о городе и крае.
В период подготовки к студенческим Играм на территории аэропорта появится дополнительная навигационная информация для гостей. В терминалах воздушной гавани будет размещена приветственная информационная стойка для встречи и сопровождения гостей соревнований, а также организована работа волонтеров зимней Универсиады-2019.
Уже сейчас ведется работа с коммерческими точками, в том числе беспошлинной торговли, которые разместятся в международной части аэропорта. В зоне вылета будет расположен магазин duty free площадью 200 кв. м. После принятия закона о возможности организации таких торговых точек в зонах прилета в аэропорте откроется второй магазин беспошлинной торговли.
Инфраструктура для людей
После завершения череды крупных международных событий России в наследство останется инфраструктура, которая может быть использована для повышения качества жизни людей. Футбольным стадионам, чтобы функционировать и развиваться, нужны болельщики на матчах, аэропорту – пассажиро- и грузопоток. При слаженной работе федеральной и региональной властей, государственного и частного бизнеса можно обеспечить эффективное использование объектов и предложить новые стандарты обслуживания.
Несмотря на развитие воздушных перевозок в России, которое явно наметилось в последние годы, мы все еще уступаем странам Европы и Азии по доступности авиации. В условиях огромных территорий важно дать людям возможность быстро перемещаться, обеспечив связанность пространства. Если внимание со стороны государства к развитию региональных аэропортов сохранится на прежнем уровне, то уже в короткой временной перспективе страна получит серьезные социальные и экономические эффекты.
Аэропорт Красноярска ведет активные переговоры с ключевыми грузовыми перевозчиками по использованию авиаузла в качестве транзитной точки на маршрутах из стран Юго-Восточной Азии в Европу и Северную Америку. С начала года в Емельяново удалось привлечь двух крупных игроков авиакомпании AirBridgeCargo и CargoLogicAir, благодаря чему аэропорт планирует увеличить грузопоток более чем на 87%.
Спортивный Красноярск
Футбольный клуб Красноярска начал выступления в высшем футбольном дивизионе России – РФПЛ. Красноярские болельщики с начала следующего года, когда будет введен в эксплуатацию обновленный стадион, увидят на своей земле звезд российского футбола. А уже через 7 месяцев Красноярск примет зимнюю Универсиаду 2019 года. К этому времени все инфраструктурные объекты должны работать безукоризненно. Аэропорт первым встретит гостей и должен гарантировать бесперебойную работу в условиях резко возросшего трафика. Для этого будет использован олимпийский опыт международного аэропорта Сочи – все системы должны быть защищены и зарезервированы. Это значит, что для каждой нестандартной ситуации будет составлен подробный план действий и источников ресурсов. Аэропорт будет иметь резерв по всем направлениям – от людей до аэродромной техники. В ближайшее время планируется приступить к тренировкам служб и подразделений аэропорта.
Такой подход позволит исключить задержку производственной деятельности и гарантировать обслуживание гостей соревнований на самом высоком уровне, чтобы уже с первых минут нахождения на красноярской земле формировалось положительное впечатление о городе и крае.
В период подготовки к студенческим Играм на территории аэропорта появится дополнительная навигационная информация для гостей. В терминалах воздушной гавани будет размещена приветственная информационная стойка для встречи и сопровождения гостей соревнований, а также организована работа волонтеров зимней Универсиады-2019.
Уже сейчас ведется работа с коммерческими точками, в том числе беспошлинной торговли, которые разместятся в международной части аэропорта. В зоне вылета будет расположен магазин duty free площадью 200 кв. м. После принятия закона о возможности организации таких торговых точек в зонах прилета в аэропорте откроется второй магазин беспошлинной торговли.
Инфраструктура для людей
После завершения череды крупных международных событий России в наследство останется инфраструктура, которая может быть использована для повышения качества жизни людей. Футбольным стадионам, чтобы функционировать и развиваться, нужны болельщики на матчах, аэропорту – пассажиро- и грузопоток. При слаженной работе федеральной и региональной властей, государственного и частного бизнеса можно обеспечить эффективное использование объектов и предложить новые стандарты обслуживания.
Несмотря на развитие воздушных перевозок в России, которое явно наметилось в последние годы, мы все еще уступаем странам Европы и Азии по доступности авиации. В условиях огромных территорий важно дать людям возможность быстро перемещаться, обеспечив связанность пространства. Если внимание со стороны государства к развитию региональных аэропортов сохранится на прежнем уровне, то уже в короткой временной перспективе страна получит серьезные социальные и экономические эффекты.