Минтранс РФ предложил компенсировать из бюджета половину затрат российских авиакомпаний на закупки топлива, сообщил 14 августа министр Евгений Дитрих. По его оценкам, за год в целом авиакеросин подорожает на 30%, а дополнительные расходы перевозчиков составят 50 млрд руб. Исходя из этого, Минтранс предложил определить субсидию в размере 22,5 млрд руб. Предложения уже направлены в Минфин и правительство, там отказались от комментариев.
По данным “Ъ”, механизм и размер компенсации затрат на авиатопливо обсуждались в правительстве в последние месяцы на фоне стремительного роста цен на все виды топлива на бирже, который был связан с повышением экспортного netback и ставок акцизов. В итоге рост цен на АЗС превысил уровень инфляции, в ряде регионов это вызвало протесты, и в мае правительство пошло на ручное регулирование рынка, снизив акцизы на 3 тыс. и 2 тыс. руб. на тонну бензина и дизтоплива соответственно. Взамен крупнейшие нефтекомпании обязались не повышать цены на своих АЗС. Отдельные отрасли, например судовладельцы, также просили помощи из-за роста цен на топливо, на пока субсидии были обещаны только аграриям.
Для поддержки авиаотрасли пока решения не предлагались. К тому же на процесс влияла позиция ФАС, где считают, что текущие цены на авиатопливо не могут «дополнительно повлиять на стоимость авиабилетов».
Во вторник глава управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин заявил “Ъ”, что в последние месяцы цена на авиакеросин, согласно российским биржевым котировкам, снижается, поэтому говорить о прогнозах двузначного роста стоимости топлива «было бы некорректно». Для снижения рисков роста расходов на керосин господин Махонин предложил авиакомпаниям пересмотреть принципы закупок топлива в рамках формульного ценообразования — в привязке к мировым рынкам нефтепродуктов и курсу доллара.
Впрочем, как следует из письма главы АЭВТ Владимира Тасуна замминистра транспорта Александру Юрчику (документ есть у “Ъ”), средняя цена авиакеросина за первое полугодие выросла на 34,8%, с 31,4 тыс. руб. за тонну до 42,4 тыс. руб., спрос на топливо вырос на 6,7%, до 4,1 млн тонн. По оценке АЭВТ, дополнительные расходы авиакомпаний на топливо за полугодие выросли не менее чем на 53,5 млрд руб., до 175,6 млрд руб., что на 43,8% выше, чем годом ранее. С 2015 года авиакомпании имеют право на вычет в двойном размере акциза на авиакеросин. Для компенсации роста цен господин Тасун предложил либо увеличить ставку акциза с 2,8 тыс. до 8 тыс. руб. за тонну, либо увеличить с 2,08 до 6 коэффициент такого вычета (в обоих случаях компенсация составит около 11 тыс. руб. на тонну топлива).
При этом в первом полугодии ряд крупных авиакомпаний уже ушли в минус. Так, убыток «Аэрофлота» по РСБУ составил 7,2 млрд руб. против прибыли в размере 2,3 млрд руб. годом ранее, убыток UTair вырос в полтора раза, до 3,8 млрд руб., у «Уральских авиалиний» он составил 896 млн руб. против чистой прибыли в размере 206 млн руб. за тот же период 2017 года. Источник ‘Ъ" в группе «Аэрофлот» сообщил, что при росте перевозок в высокий сезон почти все компании несут существенные финансовые потери и без мер господдержки им придется увеличить тарифы. При сохранении текущих цен есть риск новых банкротств, отметил собеседник “Ъ”.
Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что до сих пор госуправление ТЭКом носило глобальный макроэкономический характер и не решало проблем на уровне авиаотрасли. Он считает, что субсидии дадут авиакомпаниям некоторое облегчение, но ряд перевозчиков работают на уровне ниже нулевой рентабельности, и в низком сезоне даже эти меры могут не спасти отдельных игроков.
По данным “Ъ”, механизм и размер компенсации затрат на авиатопливо обсуждались в правительстве в последние месяцы на фоне стремительного роста цен на все виды топлива на бирже, который был связан с повышением экспортного netback и ставок акцизов. В итоге рост цен на АЗС превысил уровень инфляции, в ряде регионов это вызвало протесты, и в мае правительство пошло на ручное регулирование рынка, снизив акцизы на 3 тыс. и 2 тыс. руб. на тонну бензина и дизтоплива соответственно. Взамен крупнейшие нефтекомпании обязались не повышать цены на своих АЗС. Отдельные отрасли, например судовладельцы, также просили помощи из-за роста цен на топливо, на пока субсидии были обещаны только аграриям.
Для поддержки авиаотрасли пока решения не предлагались. К тому же на процесс влияла позиция ФАС, где считают, что текущие цены на авиатопливо не могут «дополнительно повлиять на стоимость авиабилетов».
Во вторник глава управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин заявил “Ъ”, что в последние месяцы цена на авиакеросин, согласно российским биржевым котировкам, снижается, поэтому говорить о прогнозах двузначного роста стоимости топлива «было бы некорректно». Для снижения рисков роста расходов на керосин господин Махонин предложил авиакомпаниям пересмотреть принципы закупок топлива в рамках формульного ценообразования — в привязке к мировым рынкам нефтепродуктов и курсу доллара.
Впрочем, как следует из письма главы АЭВТ Владимира Тасуна замминистра транспорта Александру Юрчику (документ есть у “Ъ”), средняя цена авиакеросина за первое полугодие выросла на 34,8%, с 31,4 тыс. руб. за тонну до 42,4 тыс. руб., спрос на топливо вырос на 6,7%, до 4,1 млн тонн. По оценке АЭВТ, дополнительные расходы авиакомпаний на топливо за полугодие выросли не менее чем на 53,5 млрд руб., до 175,6 млрд руб., что на 43,8% выше, чем годом ранее. С 2015 года авиакомпании имеют право на вычет в двойном размере акциза на авиакеросин. Для компенсации роста цен господин Тасун предложил либо увеличить ставку акциза с 2,8 тыс. до 8 тыс. руб. за тонну, либо увеличить с 2,08 до 6 коэффициент такого вычета (в обоих случаях компенсация составит около 11 тыс. руб. на тонну топлива).
При этом в первом полугодии ряд крупных авиакомпаний уже ушли в минус. Так, убыток «Аэрофлота» по РСБУ составил 7,2 млрд руб. против прибыли в размере 2,3 млрд руб. годом ранее, убыток UTair вырос в полтора раза, до 3,8 млрд руб., у «Уральских авиалиний» он составил 896 млн руб. против чистой прибыли в размере 206 млн руб. за тот же период 2017 года. Источник ‘Ъ" в группе «Аэрофлот» сообщил, что при росте перевозок в высокий сезон почти все компании несут существенные финансовые потери и без мер господдержки им придется увеличить тарифы. При сохранении текущих цен есть риск новых банкротств, отметил собеседник “Ъ”.
Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что до сих пор госуправление ТЭКом носило глобальный макроэкономический характер и не решало проблем на уровне авиаотрасли. Он считает, что субсидии дадут авиакомпаниям некоторое облегчение, но ряд перевозчиков работают на уровне ниже нулевой рентабельности, и в низком сезоне даже эти меры могут не спасти отдельных игроков.