Первый хочет купить труд человека как можно дешевле, второй напротив – «продать» себя как можно дороже. В этом неизбежном противостоянии коллективным защитником интересов работников должны выступать профессиональные союзы. Именно на них возложена обязанность вести диалог с работодателем и находить те компромиссные решения, которые позволят удовлетворить интересы сторон. Однако все чаще отдельные профсоюзы выдвигают заведомо невыполнимые требования и всячески демонстрируют свою недоговороспособность, предпринимая шаги, направленные не на улучшению условий труда работников, а на разрушение предприятия как такового.
В российской авиации имеется несколько профсоюзов, активно отстаивающих интересы пилотов, стюардесс, технических и иных сотрудников отрасли. С ними работодатели ведут диалог, находят компромиссные решения и подписывают коллективные договора. Однако есть и печально-знаменитый профсоюз, который известен не столько договоренностями с работодателями, сколько многолетним противостоянием со всей отраслью - Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС). Чем знаменит? Например, тем, что несколько лет назад сотрудники следственного комитета взяли с поличным лидеров этого профсоюза с пачкой денег в руках при получении отступных от одного из работодателей за то, что они более не будут выдвигать некоторые требования, а коллективу объявят, что требования исполнены. Вот так вот несколько бывших пилотов, прикрываясь интересами работающих коллег, хотели порешать свои личные финансовые проблемы, а получили реальные сроки.
Были и другие «яркие» дела от ШПЛС, которые долго перечислять. Чего только стоит требование поднять пилотам зарплату на 38% процентов как раз в тот момент, когда в стране развивался кризис, зарплаты сокращались, людей во многих отраслях увольняли тысячами, а авиаперевозки резко обвалились. И это при том, что зарплата командира воздушного судна на тот момент достигала 500 тысяч рублей в месяц (сейчас это уже 650 тыс.) и никто не собирался ее сокращать. Да, это не шутка – 500 тысяч и заявления лидеров ШПЛС, что «пилотам не доплачивают». Мне даже трудно представить, какие мысли были в голове, скажем, врача скорой помощи, который читал тогда эти заявления ШПЛС в прессе.
И вот на днях этот профсоюз опять напомнил о себе - обратился с очередной петицией в адрес руководства страны с жалобой на Правительство РФ, которое якобы собирается уменьшить отпуск каждого пилота и бортпроводника аж на целых 14 дней. На первый взгляд – ущемление прав работников. Но далее из текста обращения мы узнаем, что речь идет не о положенном всем россиянам отпуске в 28 дней, а о дополнительном, сверх этого, отпуске, который по ТК РФ составляет от 7 до 42 календарных дней (в зависимости от часов налета пилота) дополнительного отпуска за особый характер работы. При этом на сайте профсоюза данное заявление сопровождается послесловием: «Завтра мы начнём убивать вас, россияне…»
Вот так вот профсоюзные лидеры, нисколько не стесняясь, заявляют, что если у пилотов будет отпуск не 70, а 56 дней, то они начнут нас – пассажиров убивать, ни много ни мало. Откровенно говоря, сразу хочу всех успокоить - нам с вами не стоит впадать в панику из-за этих безумных заявлений. К нашему счастью, подавляющее большинство действующих пилотов (более 20 тысяч) состоит в других профсоюзах, мыслит трезво и никого убивать не собирается.
А дело в том, что никто и не собирается лишать пилотов этих 14 дней. Пилоту дается право по желанию не отгуливать дополнительный отпуск, при этом он получает денежную компенсацию от работодателя. К тому же, на всех пилотов без исключения распространяются санитарные нормы в 800 летных часов в год и ещё 100 по желанию пилота. То есть - 900 летных часов и не более. Как их будет пилот «отлетывать» - выбирать ему самому. Единственное ограничение - это должно быть не более 80 часов в месяц. Следовательно, рабочая нагрузка просто не может быть увеличена по закону сверх этой нормы.
Так в чем же ущемления прав пилотов, если общее количество рабочих часов остается неизменным? За что лидеры ШПЛС грозятся нас убивать? Может нагрузка на пилота действительно запредельная? Нет. В других странах санитарные нормы месячного налета доходят до 1100 часов, а отпуск летчиков ведущих авиакомпаний мира – Lufthansa, Turkish Airlines, KLM, Air France, Delta Air Lines, United Airlines почти вдвое короче, чем у российских коллег, и примерно равен 28-дневному отпуску обычного россиянина. В отличие от России, там уже давно пересмотрели нормы труда и отдыха ввиду того, что сегодня пилоты летают не на тяжелой в управлении, шумной и не экологичной авиатехнике середины 20 века, а на современных компьютеризированных лайнерах с автоматизированным управлением. Напротив, в мире столкнулись с другой проблемой – в длительном, комфортном, автоматическом полете пилоты просто засыпают.
На эти аргументы лидеры ШПЛС не редко парируют - на западе пилотам платят больше, в пересчете на доллары и евро. Но и инженеры, и врачи, и учителя там получают больше наших, если считать в инвалюте. Должен ли педагог, отработавший 160 часов в месяц (это вдвое больше месячного налета пилота) требовать еврозарплату? К тому же, если в других страна пилоты летают на 100-200 часов в год больше наших, и, при этом, не жалуются на усталость, значит проблема не в этом?
У меня есть версия подобного поведения этого «профсоюза». На протяжении ряда лет ШПЛС агитирует российских пилотов уезжать работать за границу, регулярно рекламируя иностранных работодателей. По сути, он действует как рекрутинговое агентство, оказывая содействие в смене работодателя. Чем обусловлена такая активность и в чем заинтересованность лидеров ШПЛС оставлю без комментариев. Но в этой ситуации становится очевидным, что любое улучшение взаимоотношений летного состава с руководством авиакомпаний, любая возможность монетизации и увеличения уровня дохода пилотов, повышает привлекательность работы на Родине, в отечественных авиакомпаниях. А это вероятно идет вразрез с интересами ШПЛС способствовать экспорту пилотов. Этим, на мой взгляд, и объясняется столь агрессивный тон этих околоавиационных деятелей. Несмотря на это хочется верить, что настоящие пилоты нам ни чем не угрожают, что авиация была, есть и останется самым безопасным видом транспорта, и что количество взлетов всегда будет равняться количеству посадок.
В российской авиации имеется несколько профсоюзов, активно отстаивающих интересы пилотов, стюардесс, технических и иных сотрудников отрасли. С ними работодатели ведут диалог, находят компромиссные решения и подписывают коллективные договора. Однако есть и печально-знаменитый профсоюз, который известен не столько договоренностями с работодателями, сколько многолетним противостоянием со всей отраслью - Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС). Чем знаменит? Например, тем, что несколько лет назад сотрудники следственного комитета взяли с поличным лидеров этого профсоюза с пачкой денег в руках при получении отступных от одного из работодателей за то, что они более не будут выдвигать некоторые требования, а коллективу объявят, что требования исполнены. Вот так вот несколько бывших пилотов, прикрываясь интересами работающих коллег, хотели порешать свои личные финансовые проблемы, а получили реальные сроки.
Были и другие «яркие» дела от ШПЛС, которые долго перечислять. Чего только стоит требование поднять пилотам зарплату на 38% процентов как раз в тот момент, когда в стране развивался кризис, зарплаты сокращались, людей во многих отраслях увольняли тысячами, а авиаперевозки резко обвалились. И это при том, что зарплата командира воздушного судна на тот момент достигала 500 тысяч рублей в месяц (сейчас это уже 650 тыс.) и никто не собирался ее сокращать. Да, это не шутка – 500 тысяч и заявления лидеров ШПЛС, что «пилотам не доплачивают». Мне даже трудно представить, какие мысли были в голове, скажем, врача скорой помощи, который читал тогда эти заявления ШПЛС в прессе.
И вот на днях этот профсоюз опять напомнил о себе - обратился с очередной петицией в адрес руководства страны с жалобой на Правительство РФ, которое якобы собирается уменьшить отпуск каждого пилота и бортпроводника аж на целых 14 дней. На первый взгляд – ущемление прав работников. Но далее из текста обращения мы узнаем, что речь идет не о положенном всем россиянам отпуске в 28 дней, а о дополнительном, сверх этого, отпуске, который по ТК РФ составляет от 7 до 42 календарных дней (в зависимости от часов налета пилота) дополнительного отпуска за особый характер работы. При этом на сайте профсоюза данное заявление сопровождается послесловием: «Завтра мы начнём убивать вас, россияне…»
Вот так вот профсоюзные лидеры, нисколько не стесняясь, заявляют, что если у пилотов будет отпуск не 70, а 56 дней, то они начнут нас – пассажиров убивать, ни много ни мало. Откровенно говоря, сразу хочу всех успокоить - нам с вами не стоит впадать в панику из-за этих безумных заявлений. К нашему счастью, подавляющее большинство действующих пилотов (более 20 тысяч) состоит в других профсоюзах, мыслит трезво и никого убивать не собирается.
А дело в том, что никто и не собирается лишать пилотов этих 14 дней. Пилоту дается право по желанию не отгуливать дополнительный отпуск, при этом он получает денежную компенсацию от работодателя. К тому же, на всех пилотов без исключения распространяются санитарные нормы в 800 летных часов в год и ещё 100 по желанию пилота. То есть - 900 летных часов и не более. Как их будет пилот «отлетывать» - выбирать ему самому. Единственное ограничение - это должно быть не более 80 часов в месяц. Следовательно, рабочая нагрузка просто не может быть увеличена по закону сверх этой нормы.
Так в чем же ущемления прав пилотов, если общее количество рабочих часов остается неизменным? За что лидеры ШПЛС грозятся нас убивать? Может нагрузка на пилота действительно запредельная? Нет. В других странах санитарные нормы месячного налета доходят до 1100 часов, а отпуск летчиков ведущих авиакомпаний мира – Lufthansa, Turkish Airlines, KLM, Air France, Delta Air Lines, United Airlines почти вдвое короче, чем у российских коллег, и примерно равен 28-дневному отпуску обычного россиянина. В отличие от России, там уже давно пересмотрели нормы труда и отдыха ввиду того, что сегодня пилоты летают не на тяжелой в управлении, шумной и не экологичной авиатехнике середины 20 века, а на современных компьютеризированных лайнерах с автоматизированным управлением. Напротив, в мире столкнулись с другой проблемой – в длительном, комфортном, автоматическом полете пилоты просто засыпают.
На эти аргументы лидеры ШПЛС не редко парируют - на западе пилотам платят больше, в пересчете на доллары и евро. Но и инженеры, и врачи, и учителя там получают больше наших, если считать в инвалюте. Должен ли педагог, отработавший 160 часов в месяц (это вдвое больше месячного налета пилота) требовать еврозарплату? К тому же, если в других страна пилоты летают на 100-200 часов в год больше наших, и, при этом, не жалуются на усталость, значит проблема не в этом?
У меня есть версия подобного поведения этого «профсоюза». На протяжении ряда лет ШПЛС агитирует российских пилотов уезжать работать за границу, регулярно рекламируя иностранных работодателей. По сути, он действует как рекрутинговое агентство, оказывая содействие в смене работодателя. Чем обусловлена такая активность и в чем заинтересованность лидеров ШПЛС оставлю без комментариев. Но в этой ситуации становится очевидным, что любое улучшение взаимоотношений летного состава с руководством авиакомпаний, любая возможность монетизации и увеличения уровня дохода пилотов, повышает привлекательность работы на Родине, в отечественных авиакомпаниях. А это вероятно идет вразрез с интересами ШПЛС способствовать экспорту пилотов. Этим, на мой взгляд, и объясняется столь агрессивный тон этих околоавиационных деятелей. Несмотря на это хочется верить, что настоящие пилоты нам ни чем не угрожают, что авиация была, есть и останется самым безопасным видом транспорта, и что количество взлетов всегда будет равняться количеству посадок.