Пассажир и пилот заплатят одинаково
В 2017 году в московских аэропортах полицейские сняли и не допустили на рейсы 634 человека. 342 из них просто не успели дойти до самолёта, а 292 сняли уже с воздушных судов. 611 авиапассажиров привлекли к административной ответственности. Большинство из них находились в аэропортах в состоянии алкогольного опьянения, выражались нецензурной бранью и не выполняли требования командира и бортпроводников воздушного судна.
Как написано в законопроекте, невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна, курение и отказ пристегнуть ремни безопасности, обойдутся в 20-40 тысяч рублей. Кроме того, возрастут и штрафы за нарушение правил фото- и видеосъемки на борту, а также за пользование мобильными телефонами — от 100 до 1000 рублей.
Как раз по этому поводу в октябре 2014 года у известной российской фотомодели Виктории Лопыревой случился конфликт с экипажем при вылете из Екатеринбурга. Самолёт уже вырулил на взлётную полосу, а Виктория разговаривала по мобильному. Стюардесса попросила выключить телефон, началась перебранка, в итоге капитану пришлось вернуть самолёт на стоянку.
Именно о таких случаях при рассмотрении законопроекта на заседании думского Комитета по госстроительству 4 июля рассказал, представляя документ, замминистра юстиции Юрий Любимов. Он признал, что норма законопроекта, по которой у гражданина в случае отказа выключить мобильник, его отберут, ко второму чтению документа, скорее всего, будет исключена.
А вот наказания для лётного состава, которые также прописаны в документе, наоборот, могут быть усилены. Пока что сказано, что если командира заметят за штурвалом в нетрезвом виде или если он пустит на своё место кого-то, кроме второго пилота, то штраф составит 50 тысяч рублей. Сохранится и установленное сейчас правило о лишении пилотов прав на два-три года.
Первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков объяснил «Парламентской газете», что было необходимо устранить правовой пробел. «Не могло быть вечно так, что кого-то подводят под уголовные сроки, а мелкие хулиганы отделываются копеечными штрафами, притом что их поведение, конечно же, тоже могло привести к последствиям. Но повезло, и этого не произошло», — отметил депутат.
Давно пора было чётче прописать наказания и сделать так, чтобы была видна градация.
Он напомнил, что в закон об уголовной ответственности для авиадебоширов успешно работает, а в июне вступили в силу нормы о чёрных списках пассажиров.
В России пока самые низкие штрафы
Закон об уголовной ответственности для дебоширов на общественном транспорте вступил в силу с 15 апреля 2017 года. Согласно ему, Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 267.1, устанавливающей ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Этим же Федеральным законом часть 1 статьи 213 УК РФ дополнена новым квалифицирующим признаком -совершение хулиганства на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
За это предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы. А если дебош был совершён группой по предварительному сговору или её участники оказывают сопротивление представителю власти, то максимальное наказание составит уже восемь лет лишения свободы.
«Давно пора было чётче прописать наказания и сделать так, чтобы была видна градация. Ведь раньше фактически по существующей статье «Мелкое хулиганство» авиадебоширы не проходили. Только в редких случаях проще было оставить ситуацию в покое. Теперь же если инициатива будет принята, то люди, которые потенциально могли бы учинить дебош, подпадающий под уголовное наказание, получив прежде административное, задумаются», — объяснил свою позицию «Парламентской газете» заместитель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
За это предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы. А если дебош был совершён группой по предварительному сговору или её участники оказывают сопротивление представителю власти, то максимальное наказание составит уже восемь лет лишения свободы.
«Давно пора было чётче прописать наказания и сделать так, чтобы была видна градация. Ведь раньше фактически по существующей статье «Мелкое хулиганство» авиадебоширы не проходили. Только в редких случаях проще было оставить ситуацию в покое. Теперь же если инициатива будет принята, то люди, которые потенциально могли бы учинить дебош, подпадающий под уголовное наказание, получив прежде административное, задумаются», — объяснил свою позицию «Парламентской газете» заместитель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
А как у них
Чёрные списки пассажиров существуют в разных странах Европы и Америки, а те, кто в эти списки попадает, не могут использовать авиасообщение минимум пять лет, в России пока три. Помимо этого, к нарушителям порядка за рубежом применяется и ряд других наказаний.
США
Авиадебоширам грозит штраф до 10 тысяч долларов, а за нападение на членов экипажа можно попасть за решётку.
Франция
Штрафы достигают 150 тысяч евро.
Великобритания
В этой стране экипаж даже не имеет права скрутить неадекватного пассажира. Стюард должен лишь показать ему «красную карточку» с просьбой успокоиться и проинформировать о вызове полиции. Правда, на земле дебошира всё же будет ждать штраф: две тысячи фунтов стерлингов, а могут и на два года посадить в тюрьму.
Южная Корея
Если пассажир ведёт себя неадекватно или пытается повредить самолёт, то бортпроводники должны применить дубинки и электрошокеры.
США
Авиадебоширам грозит штраф до 10 тысяч долларов, а за нападение на членов экипажа можно попасть за решётку.
Франция
Штрафы достигают 150 тысяч евро.
Великобритания
В этой стране экипаж даже не имеет права скрутить неадекватного пассажира. Стюард должен лишь показать ему «красную карточку» с просьбой успокоиться и проинформировать о вызове полиции. Правда, на земле дебошира всё же будет ждать штраф: две тысячи фунтов стерлингов, а могут и на два года посадить в тюрьму.
Южная Корея
Если пассажир ведёт себя неадекватно или пытается повредить самолёт, то бортпроводники должны применить дубинки и электрошокеры.