Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Срочно за дело! Россия по беспилотникам отстаёт от США на 20 лет


9 июля 2018 года Леонид Нерсисян, ИА REGNUM


Согласно информации, предоставленной начальником Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба Вооружённых сил России, генерал-майором Александром Новиковым, опубликованной в газете «Красная звезда», российская армия имеет на вооружении более 1900 единиц беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом только в Сирии было выполнено более 23 000 вылетов с налётом более 140 000 часов. Отдельно Новиков отметил, что в рамках Государственной программы вооружений завершается разработка перспективных БПЛА с большой продолжительностью и высотой полёта. Посмотрим, о каких беспилотниках идёт речь.

Россия начала «с нуля» в 2008 году

Война в Южной Осетии, разгоревшаяся в августе 2008 года, стала настоящим испытанием для российской армии. Несмотря на сравнительно лёгкую победу (Грузия в качестве противника России подходит слабо), по многим пунктам тест этот был провален. И одним из главных пунктов стала именно беспилотная авиация — тогда на вооружении России имелись такие образцы, как Ту-143 «Рейс» и Ту-243 «Рейс-Д». Эти беспилотники были уже абсолютно морально устаревшими и, несмотря на свои большие габариты, а также сложность применения, могли вести разведку на достаточно небольшой дальности от командного пункта, причём полёт осуществлялся по заранее введённому маршруту (то есть изменить полётное задание или вести постоянное наблюдение за каким-то конкретным объектом было невозможно). Также невозможно было и осуществлять видеоконтроль работы собственных дальнобойных средств поражения (артиллерия, авиабомбы, тактические ракеты и т.п.). Даже у Грузии на тот момент были на порядок лучшие возможности в этой области — в Израиле были приобретены БПЛА Hermes 450 и Skylark. Ход войны показал, что «шапкозакидательское» отношение к теме БПЛА, которое было характерно для российского военного руководства, оказалось в корне неверным, из-за чего Россия отстала в этих технологиях от запада по меньшей мере на 20 лет.

Решением проблемы пришлось заниматься очень быстро — причём как за счёт закупок технологий за рубежом, так и собственных разработок. Сначала, в 2009 году в Израиле были приобретены БПЛА Searcher II, позже началось их лицензионное производство в России из израильских комплектующих (машина получила название «Форпост»). Есть планы к 2019 году начать самостоятельный выпуск модернизированной версии БПЛА из российских комплектующих. Из имеющихся в распоряжении российской армии БЛПА — «Форпост» имеет самые большие возможности, как по дальности действия и времени полёта (250 км, 15−18 часов), так и по полезной нагрузке (до 120 кг).

В самой России было разработано множество БПЛА меньшего радиуса действия и габаритов, самым массовым из них стал «Орлан-10», способный брать до 5 кг полезной нагрузки и имеющий максимальную продолжительной полёта до 16 часов (оператор может управлять машиной на дальности до 120 км). Есть и другие системы, например, «Наводчик-2», в состав которого входит линейка БПЛА «Гранат» (четыре типа) — известно, что один из них приспособили к задаче лазерного целеуказания, для корректировки огня управляемыми артиллерийскими снарядами «Краснополь-М» (эффективность была показана в Сирии). Однако все успешные российские проекты объединяет одно — они имеют относительно небольшие габариты, небольшую высоту полёта (тяжелое высококлассное разведывательное оборудование, способное действовать с большой высоты, на них поставить невозможно) и дальность полёта, а также низкую полезную нагрузку. К тому же до сих пор большая часть ключевых систем закупается за рубежом — от двигателей до самих средств разведки. Тем не менее по количеству БПЛА, которое в 2008 году, можно сказать, равнялось нулю, к 2018 году Россия подошла со вторым или третьим по численности парком БПЛА в мире (до США пока очень далеко — ещё в 2014 году у них было около 11 000 БПЛА разного класса, а информация по Китаю очень ограничена — возможно, страна занимает второе место).

Дальнейшие перспективны

Несмотря на серьёзный рывок, Россия пока достаточно далека от принятия на вооружение БПЛА класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полёта) и HALE (большой высоты и большой продолжительности полёта, иногда именуются стратегическими). Именно этот класс машин способен нести серьёзное ударное вооружение, такое как противотанковые управляемые ракеты, и вести разведку на огромных дистанциях от собственных баз. Надо сказать, что первый ударный MALE беспилотник в США — MQ-1A Predator, был принят на вооружение ещё в 2002 году и был способен провести в небе не менее 20 часов. А HALE БЛПА RQ-4 GlobalHawk на вооружении с 2004 года (ведёт разведку с высоты 18 км, может находится в полёте не менее 30 часов). Больших успехов достиг и Израиль. Интересно, что тот же Азербайджан, закупивший БПЛА Hermes 900 и Heron, в этом смысле заметно опережает Россию.

В России есть ряд проектов в категории MALE БПЛА — это «Орион» (прямой аналог Predator) компании «Кронштадт», «Альтиус» ОКБ Симонова (масса до 7,5 тонны — промежуточный между Predator/Reaper и RQ-4 GlobalHawk) и «Охотник» компании «Сухой». «Альтиус» и «Орион» уже выполняют лётные испытания, а «Охотник» (более сложная машина, судя по всему, выполненная по схеме «летающее крыло») начнёт их в 2018 году. Работы идут достаточно сложно, есть информация о потере одного «Ориона» по техническим причинам, а также проблемах с «Альтиусом» (явно не помог делу и арест генерального директора ОКБ Симонова Александра Гомзина в апреле 2018 года). При лучшем стечении обстоятельств принятия этих машин на вооружение в ударной конфигурации не стоит ожидать раньше начала или середины 2020-х годов. По «Охотнику» и вовсе очень мало информации, по мнению некоторых экспертов, это могут быть работы на уровне создания демонстратора технологий. Требует решения множество задач — от выбора оптимальной силовой установки (закупка или разработка), до решения задачи создания устойчивого канала спутниковой связи (именно так управляются американские БПЛА в тысячах километров от наземного пункта управления). Нужна работа и над вооружением для БПЛА — разработка небольших корректируемых бомб и решение хронических проблем по разработке противотанковых управляемых ракет третьего поколения «Гермес», работающих по принципу «выстрелил и забыл».

Таким образом, по заметной части категорий БПЛА даже сейчас, после огромного количества выполненных работ, Россия отстаёт от США не менее чем на 18−20 лет. Таким стал результат отсутствия понимания важности этого вооружения до войны 2008 года. Тем не менее дополнительное финансирование и грамотный контроль за идущими работами могут принести реальный результат и уменьшение технологического отставания в течение 5−6 лет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYQpx
YouDo: http://remont.youdo.com/doors/entrance-doors/metal/, подробнее здесь.
Услуги сервиса: https://youdo.com/promo/weddings/ - подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer